Резолютивная часть решения оглашена 8 сентября 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 сентября 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - врио руководителя Мазаева С.В.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителя Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" (далее - Заказчик, ТОГКУ "Тамбовавтодор") -_
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - _
гражданина _.,
ООО "ГАЗ РЕСУРС" (далее - Общество, Заявитель) - _
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ГАЗ РЕСУРС" на действия Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0164200001923002804 на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 24.08.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовало извещение N0164200001923002804 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области (далее - Конкурс).
Заказчик - ТОГКУ "Тамбовавтодор".
Начальная (максимальная) цена контракта - 740 205 365,83 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 04.09.2023 10:00 часов.
ООО "ГАЗ РЕСУРС", считая извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Рассмотрение жалобы назначено на 07.09.2023. После объявленного перерыва продолжено 08.09.2023.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные и устные пояснения Заказчика, Уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель считает, что у Заказчика отсутствуют основания для включения требований о предоставлении характеристик товара в составе заявки, так как контрактом не предусмотрена поставка товара с оформлением соответствующей документации, а предусмотрен монтаж и установка необходимых товаров в рамках выполнения работ. Заключаемый в рамках проведения конкурса контракт не относится к договору поставки и не является контрактом на выполнение работ с последующей поставкой товара.
Комиссией Тамбовского УФАС России по данному доводу установлено следующее.
Согласно пунктам 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Приложением N1 к проекту контракта является Техническое задание на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области (далее - Техническое задание).
Приложением N1 к Техническому заданию определены требования к товарам, поставляемым в ходе выполнения работ, а именно к дорожным знакам и автобусным остановкам. Данное приложение содержит сноску, согласно которой оно заполняется при заключении контракта, на основании заявки участника, с которым заключается контракт.
Приложение к извещению "Требование к товару (Описание объекта закупки)" содержит характеристики, которым должен соответствовать поставляемый товар - дорожные знаки и автобусные остановки.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2020 NИА/53616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Согласно пояснениям Заказчика, дорожные знаки и автобусные остановки подлежат балансовому учету заказчиком и не являются строительным или иным расходным материалом. Согласно условиям контракта, приемка и оплата выполненных работ, в том числе отдельных этапов, осуществляются на основании документа о приемке работ, подписанного усиленными квалифицированными подписями уполномоченных лиц сторон контракта, дополнительное предоставление товарной накладной при этом не требуется.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод необоснованным.
2. Заявитель считает, что при описании требований к поставляемым товарам Заказчиком были допущены нарушения Закона о контрактной системе. Инструкцией по заполнению заявки не предусмотрены положения, позволяющие определить потребность заказчика в значении показателя "Тип знака по освещению". Участник закупки не имеет возможности оценить требуемый к использованию товар и, соответственно, не имеет возможности предоставить единственно верное корректное значение в составе заявки. Кроме того, показатель "Требования к маркировке" не указывает на конкретную характеристику товара. Данный показатель указывает на условия применения маркировки, а не характеристики самой маркировки.
Среди требований к дорожным знакам установлено следующее:
"Тип (номер) знака: в соответствии со сметой и ведомостью объемов работ".
"Тип знака по освещению: с внешним освещением, с внутренним освещением, или со световозвращающей поверхностью";
"Требования к маркировке: дорожных знаков общей площадью не более 100 см2 наносят на его обратную сторону. Табличка должна изготавливаться из световозвращающей пленки средней интенсивности световозвращения белого или желтого цвета, на которую наносят маркирующие надписи черного цвета_"
Установлено, что 01.09.2023 Заказчиком было размещено в единой информационной системе в сфере закупок следующее разъяснение положений извещения о проведении рассматриваемой закупки:
"1. Согласно требованиям к содержанию, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме (далее - закупка), представляемые показатели товара должны быть конкретными и в форме точных значений. Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в закупке, сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны:
- допускать двусмысленных толкований;
- содержать недостоверные сведения.
Если участник закупки предлагает все знаки по типу освещения только с одним из показателей данной характеристики (например, все знаки по типу освещения только с внешним освещением), необходимо выбрать одно значение. Если данная характеристика различна для каждого конкретного знака, участнику необходимо указать тип знака по освещению для каждого конкретного знака.
2.Требования к маркировке единые для всех дорожных знаков. Участник закупки указывает данный показатель в неизменном виде".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Исходя из вышеизложенного, участник закупки при подаче заявки на участие в закупке формирует предложение о поставляемом товаре исходя из извещения о проведении закупки и приложений к нему, которыми являются описание объекта закупки, смета, и ведомости объемов работ, в которых определены потребности заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.09.2023 N0164200001923002804 комиссией по осуществлению закупок Заказчика было принято решение заключить контракт с участником электронного конкурса, подавшим заявку на участие в электронном конкурсе N42 (заявка ООО "ГАЗ РЕСУРС"), по цене контракта - 658 782 775,59 рублей. Таким образом, обжалуемые действия Заказчика не нарушают законные права и интересы ООО "ГАЗ РЕСУРС".
Таким образом, данный довод Заявителя признается необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлено следующее.
1. Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N572 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений" (далее - Постановление Правительства N572) утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений.
Гарантийные сроки на конструктивные элементы автомобильной дороги, искусственного дорожного сооружения определены приложением N1 к Постановлению Правительства N572.
Пунктом 2 приложения N1 к Постановлению Правительства N572 установлено следующее: "Гарантийный срок для обочины (ее частей) автомобильной дороги, укрепленных материалом по типу проезжей части, принимается равным гарантийному сроку покрытия верхнего слоя дорожной одежды автомобильной дороги. В иных случаях гарантийный срок для обочины (ее частей) автомобильной дороги не регламентируется".
Приложением N7 к проекту контракта установлены следующие гарантийные сроки:
Верхний слой дорожного покрытия |
5 лет |
Автобусные остановки |
8 лет |
Знаки с применением светоотражающего материала |
10 лет |
Знаки без применения светоотражающего материала |
2 года |
Сигнальные столбики |
2 года |
Дорожная разметка выполненная краской |
6 месяцев |
Дорожная разметка выполненная термопластиком |
1 год |
Барьерное ограждение |
5 лет |
Слоев износа из асфальтобетона |
2 года |
Установлено, что данное приложение не содержит информации о гарантийном сроке обочины автомобильной дороги, работы по укреплению которой определены сметой и ведомостью объемов работ рассматриваемой закупки.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что в смете, а также в ведомости объемов работ отсутствуют работы по ремонту барьерного ограждения, однако, гарантийный срок на такой вид работ установлен Заказчиком в приложении к проекту контракта "Смета контракта".
Таким образом, положения о гарантийных сроках приложения N7 проекта контракта установлены Заказчиком в нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 4.3.6 проекта контракта установлено следующее: "Подрядчик несет гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований указанных в пунктах 4.3.1, 4.3.2, 4.3.4, 4.3.5, в том числе:
а) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте;
б) за представление с нарушением установленных сроков указанных в пунктах 4.3.2, 4.3.3 и 4.3.5 настоящих типовых условий документов либо за недостоверность сведений, содержащихся в указанных представленных документах".
В рассматриваемом случае Заказчиком в нарушение ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе в подпункт б) пункта 4.3.6 проекта контракта была включена фраза "настоящих типовых условий", так как в данном случае необходима ссылка на пункты проекта контракта.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Приложением N6 к проекту контракта определен перечень нормативно-технических документов, согласно которому технические требования к знакам дорожным установлены межгосударственным стандартом ГОСТ 32945-2014.
Пунктом 6.5.1 межгосударственного стандарта ГОСТ 32945-2014 установлено следующее правило маркировки дорожных знаков: "К основе знака на сторону, противоположную лицевой, прикрепляется самоклеящаяся этикетка (площадью не более 100 см2)".
Приложение к извещению "Требование к товару (Описание объекта закупки)" содержит следующее требование к маркировке дорожных знаков: "Требования к маркировке: дорожных знаков общей площадью не более 100 см2 наносят на его обратную сторону".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование к маркировке дорожных знаков не соответствует установленному ГОСТ 32945-2014 требованию. Данные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Разделом VII Постановления Правительства N572 установлены следующие положения об условиях расторжения контракта:
"51. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и контрактом.
52. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта без возмещения убытков заказчику в случае непередачи строительной площадки для исполнения контракта (в том числе при неосвобождении ее от прав третьих лиц) в течение _____ и более дней со дня заключения контракта и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
53. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных пунктами 33 и 34 настоящих типовых условий.
54. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных частью 15 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
55. В случае принятия решения одной из сторон контракта об одностороннем отказе от исполнения контракта расторжение контракта после принятия такого решения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок".
Согласно пункту 10.1 проекта контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, 95 статьей 44 Федерального закона и контрактом.
Согласно пункту 10.2 проекта контракта, подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта без возмещения убытков заказчику в случае непередачи строительной площадки для исполнения контракта (в том числе при неосвобождении ее от прав третьих лиц) в течение 10 рабочих и более дней со дня заключения контракта и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10.3 проекта контракта установлено следующее: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных пунктами 10.2 и 10.3 настоящего контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
- при нарушении Подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 10 календарных дней;
- при необеспечении требуемого качества работ. При этом соответствующими документами являются: двусторонний акт Заказчика и Подрядчика о выявленных дефектах по качеству работ или 5 и более предписаний Заказчика (представителей Заказчика) либо инженерной организации или предписаний контрольно-надзорных органов либо односторонний акт Заказчика в случае уклонения Подрядчика от составления или подписания двухстороннего акта в течение 5 календарных дней с даты получения соответствующего акта;
- установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решений арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.
- применения к Подрядчику штрафных санкций, предусмотренных в разделе 16 Контракта;
- в случае допущения Подрядчиком 2 (Двух) и более случаев ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту;
При этом Заказчик оплачивает Подрядчику только работы, выполненные и принятые Заказчиком до расторжения настоящего Контракта, без возмещения убытков".
Таким образом, положения пункта 10.3 проекта контракта не соответствуют разделу VII Постановления Правительства N572, что является нарушением ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решением Комиссии Тамбовского УФАС России по делу N068/06/42-625/2023 в действиях Заказчика было выявлено нарушение ч.3 ст.7, п.2 ч.1 ст. 33, ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе. В связи с чем, Заказчику выдано предписание об устранении допущенных нарушений по закупке N0164200001923002804. Срок исполнения предписания по делу N068/06/42-625/2023 установлен до 29 сентября 2023 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГАЗ РЕСУРС" необоснованной.
2. Признать ТОГКУ "Тамбовавтодор" нарушившим ч.3 ст.7, п.2 ч.1 ст. 33, ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям 04.09.2023 выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу N068/06/42-625/2023, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу N068/06/42-625/2023 должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу не передавать.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
С.В. Мазаева
В.В. Иванов
К.Д. Трушинская |
Исп. Трушинская К.Д.,
тел. 8(4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 13 сентября 2023 г. N 068/06/42-650/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2023