Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя Управления Охинцевой С. Н., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ерофеевой И.С., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Хлыниной Я. В.,
с участием:
индивидуальный предприниматель Иванов Алексей Владимирович (далее также - ИП Иванов А. В., индивидуальный предприниматель) - участие в проведении проверки не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
заказчик - муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 20" (далее также - МДОУ "Детский сад N 20", заказчик) - о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о проведении проверки в отсутствие представителя,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МДОУ "Детский сад N 20" в отношении ИП Иванова А. В., и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку соблюдения заказчиком порядка расторжения контракта N 1 от 22.06.2023 на ремонт ограждения территории МДОУ Детский сад N20 г. Ростов (извещение N 0171200001923001858), заключенного с ИП Ивановым А. В., в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 01.09.2023 N 251/23,
установила:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик направил в Ярославское УФАС России сведения об ИП Иванове А. В., нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 1 от 22.06.2023 на ремонт ограждения территории МДОУ Детский сад N20 г. Ростов (извещение N 0171200001923001858), для включения таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 31.05.2023 размещено извещение N 0171200001923001858 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 589 564,61 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.06.2023 NИЭА1 победителем рассматриваемой закупки признан ИП Иванов А. В. с предложением о цене контракта 2 330 608,21 руб.
22.06.2023 между МДОУ "Детский сад N 20" и ИП Ивановым А. В. заключен контракт N 1 на ремонт ограждения территории МДОУ Детский сад N20 г. Ростов (далее также - контракт N 1 от 22.06.2023, контракт).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 контракта предметом контракта является выполнение работ по ремонту ограждения территории МДОУ Детский сад N20 г. Ростов (далее - работы) в полном соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) с учетом графика выполнения работ (Приложение N 2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта. Виды и объем работ определены в Техническом задании (Приложение N 1 к контракту).
Пунктом 7.2 контракта определен срок выполнения работ: с 01.07.2023-14.08.2023. Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к контракту).
27.08.2023 (за пределами регламентированного срока выполнения работ по контракту) от подрядчика в адрес заказчика посредством электронной почты поступило 4 электронных документа:
- приказ ИП Иванова А. В. N 09/23 от 10.07.2023 об ответственном лице за организацию и безопасное проведение строительно-монтажных работ, осуществление строительного контроля на объекте: "Выполнение работ по ремонту ограждения территории МДОУ Детский сад N 20 г. Ростов";
- список рабочих и ИТР, задействованных на объекте;
- письмо б/н б/д, адресованное заказчику и содержащее просьбу "для проведения монтажных работ предоставить схему расположения сетей, проходящих через территорию _ учреждения и согласовать схему установки со всеми службами (Ростелеком, Водоканал, Горгаз, Энергосети, Тепловые сети), а также согласовать выезд представителей этих служб для уточнения расположения сетей на месте";
- адресованное заказчику письмо б/н б/д следующего содержания: "_ В ходе выполнения монтажных работ столкнулись с трудностями в плане людских ресурсов, так как субподрядная организация на монтажные работы в договоренный период не вышла на объект. Сотрудники нашей организации в данный момент исполняют обязанности по другому контракту и до настоящего времени не закончили работы из-за плохих погодных условий и отсутствия согласованной проектно-сметной документации, в связи с чем произошла задержка начала монтажных работ на Вашем объекте. В связи с данными обстоятельствами просим Вас перенести сроки окончания работ _".
По информации заказчика, подтверждаемой также вышеприведенными письмами подрядчика, по состоянию на 18.08.2023 подрядчик к выполнению работ на объекте не приступил, в связи с чем заказчиком была инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.1 контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с соблюдением порядка, предусмотренного положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
18.08.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 от 22.06.2023 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
18.08.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе (раздел ЕИС "Реестр контрактов", реестровая запись контракта 3760901352023000004, подраздел реестровой записи контракта "Решение об одностороннем отказе"), соответственно, согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 18.08.2023.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 29.08.2023.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
31.08.2023 заказчиком в Ярославское УФАС России посредством функционала единой информационной системы направлено обращение о включении сведений об ИП Иванове А. В. в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ИП Иванова А. В. запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта N 1 от 22.06.2023 на ремонт ограждения территории МДОУ Детский сад N20 г. Ростов (извещение N 0171200001923001858), повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку ИП Иванова А. В. на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ИП Иванове А. В. в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседание Инспекции ИП Иванов А. В. явку не обеспечил, письменные пояснения не представил.
Обстоятельства, указанные в письме, адресованном заказчику (невыход на объект в оговоренные сроки сотрудников субподрядной организации; невозможность направить на объект сотрудников индивидуального предпринимателя по причине их занятости на ином объекте), Инспекция не расценивает как надлежащее обоснование невозможности выполнения подрядчиком работ на объекте, поскольку, во-первых, такие обстоятельства не подтверждены подрядчиком документально, а, во-вторых, даже в случае их документального подтверждения указываемые подрядчиком обстоятельства относятся к предпринимательским рискам субъекта предпринимательской деятельности.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.
Вместе с тем, как полагает Инспекция (и это согласуется непосредственно с целью закупки), ИП Иванов А. В., подавая заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе, должен был определить (оценить), имеется ли у него возможность выполнить работы в соответствии с условиями заключаемого по результатам такой закупки контракта.
Инспекция отмечает, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Инспекцией установлено, что ИП Иванов А. В. в рамках контракта N 1 от 22.06.2023 на ремонт ограждения территории МДОУ Детский сад N20 г. Ростов (извещение N 0171200001923001858), не выполнил работы, являющиеся предметом контракта, при этом доказательств принятия им мер для надлежащего исполнения условий контракта либо доказательств наличия объективных причин (не зависящих от индивидуального предпринимателя), повлекших за собой невозможность выполнения требуемых заказчику работ, ИП Иванов А. В. Инспекции не представил, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении индивидуального предпринимателя при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в расторжении контракта.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае Инспекцией не выявлено нарушений со стороны заказчика установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждён факт существенного нарушения условий контракта; подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП Иванова А. В. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком порядка расторжения контракта N 1 от 22.06.2023 на ремонт ограждения территории МДОУ Детский сад N20 г. Ростов (извещение N 0171200001923001858), заключенного с ИП Ивановым А. В., в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 20" (ИНН 7609013520) в отношении индивидуального предпринимателя Иванова Алексея Владимировича (ИНН 343517508590), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя Иванова Алексея Владимировича в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
2. По результатам проверки соблюдения муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 20" порядка расторжения контракта N 1 от 22.06.2023 на ремонт ограждения территории МДОУ Детский сад N20 г. Ростов (извещение N 0171200001923001858), заключенного с индивидуальным предпринимателем Ивановым Алексеем Владимировичем, в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 20" порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об индивидуальном предпринимателе Иванове Алексее Владимировиче для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: С. Н. Охинцева
Члены Инспекции: И. С. Ерофеева
Я. В. Хлынина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 сентября 2023 г. N 05-03/194П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023