Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - начальник отдела контроля закупок,
<_> -специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Заявителя - ООО "ФИНИСТ" на положения извещения запроса котировок "Nзз-30830-2023 Поставка дезинфицирующих средств" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123013804, далее - Запрос котировок),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителей ООО "ФИНИСТ" посредством видеоконференцсвязи: <_> (доверенность от 24.05.2023 б/н), <_> (доверенность от 24.05.2023 б/н),
представителя Заказчика - БУЗ УР "Детская городская клиническая поликлиника N5 МЗ УР" <_> (доверенность от 07.09.2023 N3),
представителя уполномоченного учреждения ГКУ УР "РЦЗ УР" (далее - Уполномоченное учреждение) посредством видеоконференцсвязи: <_> (доверенность от 30.12.2022 N5-юр),
УСТАНОВИЛА:
04.09.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) была размещена жалоба ООО "ФИНИСТ" на положения извещения Запроса котировок.
Согласно жалобе, установленные Заказчиком дополнительные требования к объекту закупки ограничивают конкуренцию. Заявитель также указывает, что обжалуемые характеристики не обоснованы Заказчиком.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и указали, что описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации, сформировано в соответствии с потребностью Заказчика. Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предъявляется требований к формулировкам обоснования использования заказчиком дополнительной информации. Описание объекта закупки соответствует товару как минимум трех производителей, его содержание не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
29.08.2023 Уполномоченное учреждение разместило в ЕИС извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 160 482,60 рублей.
05.09.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.09.2023 NИЗК1 поступило три заявки на участие в Запросе котировок, победителем признана ИП Бородулина Е.В.
Рассмотрев доводы жалобы заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в описании объекта закупки для позиции N1 "Средство дезинфицирующее" указаны параметры:
Показатели Товара |
Обоснование использования дополнительного, нестандартного показателя Товара |
||
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значение показателя |
|
1.3.1. ЧАС |
ПРОЦ |
Не менее 7, но не более 15 |
В целях обеспечения минимального и максимального содержания действующего вещества для обеспечения эффективного обеззараживания |
1.3.2. N,N-бис-(3-аминопропил) додециламина |
ПРОЦ |
Не более 3 |
В целях обеспечения минимального содержания действующего вещества для обеспечения эффективного обеззараживания |
1.3.3. Производные гуанидина |
ПРОЦ |
Не более 2 |
Для позиции N2 "Средство дезинфицирующее" указанпараметр:
Показатели Товара |
Обоснование использования дополнительного, нестандартного показателя Товара |
||
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значение показателя |
|
2.4.2. ЧАС |
ПРОЦ |
Не более 0,2 |
В целях обеспечения минимального содержания действующего вещества для обеспечения эффективного обеззараживания |
При описании объекта закупки Уполномоченным учреждением по обоим позициям использован код КТРУ 20.20.14.000-00000005. Для позиции с указанным кодом каталогом установлена характеристика Форма выпуска (жидкость).
Согласно жалобе, указанные характеристики являются блокирующими в части, как указания на конкретные компоненты химического состава средств, так и установления предельных значений процентного содержания веществ.
1. Рассмотрев довод Заявителя относительно установления неправомерных требований в отношении химического состава, компонентов товара, Комиссия считает его необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 6.8. Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях, согласованным Профильной комиссией Минздрава России по эпидемиологии 20 ноября 2014 года, протокол N 4 (далее - Клинические рекомендации) в целях предупреждения формирования устойчивых к дезинфицирующим средствам штаммов микроорганизмов следует по результатам мониторинга устойчивости проводить ротацию дезинфицирующих средств. С этой целью осуществляют замену средств на основе соединений из одной химической группы, например, КПАВ, если к ним сформировалась устойчивость микроорганизмов, на средства из другой химической группы, например, хлорактивных или кислородактивных соединений, а также композиционных средств на их основе.
Таким образом, ротация дезинфицирующих средств представляет собой замену средств на основе действующего вещества из одной химической группы на средства с аналогичными свойствами из другой группы химических соединений.
Указание состава действующих веществ необходимого к поставке товара в описании объекта закупки обусловлено необходимостью проведения Заказчиком ротации дезинфицирующих средств.
Со стороны Заявителя не предоставлено доказательств, подтверждающих, что описание объекта закупки в части обжалуемых данным доводом характеристик сформировано не в целях удовлетворения объективных потребностей Заказчика, а с целью ограничения либо устранения конкуренции на товарном рынке.
2. Рассмотрев довод Заявителя относительно отсутствия обоснования использования других характеристик в отношении предельных значений процентного содержания веществ, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Правительством РФ принято Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Согласно п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145 (далее - Правила) заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Совокупность характеристик, установленных заказчиком в описании объекта закупки, свидетельствует о внесении Заказчиком дополнительных требований к объекту закупки в части значений показателей (диапазон установленных показателей имеет ограничение верхних значений). Вместе с тем, указанное в описании объекта закупки Обоснование использования дополнительного, нестандартного показателя Товара по п. 1.3.1. не является обоснованием использования ограничения верхнего значения процентного содержания вещества. Обоснование использования дополнительных, нестандартных показателей Товара по п. 1.3.2., 1.3.3. и 2.4.2. сформулировано звучит как "В целях обеспечения минимального содержания действующего вещества для обеспечения эффективного обеззараживания", тогда как значения показателей указаний на какие-либо минимальные значения процентного содержания веществ не содержат (для каждого значения использована формулировка "Не более", т.е. имеется ограничение максимального значения).
Заказчик в письменных пояснениях в качестве дополнительного обоснования значений показателей по п. 1.3.1. и 1.3.2. указал "Для более эффективного обеззараживания и уничтожения бактерий и менее устойчивости вызванной привыканием микроорганизмов ЧАС". Дополнительно для п. 1.3.1. Заказчик указал, что "высокое содержание гуанидина приводит к прилипанию или склеиванию ИМН, так как образует дезинфицирующую пленку". В качестве дополнительного обоснования значения показателя по п. 2.4.2. Заказчик указал "Для эффективного обеззараживания и безопасного воздействия на кожные покровы человека". Вместе с тем, предоставленные в материалы дела дополнительные обоснования значений в закупочной документации размещены не были.
Таким образом, Уполномоченное учреждение и Заказчик нарушили п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, т.к. в описании объекта закупки фактически отсутствует обоснование использования других характеристик в отношении показателей процентного содержания веществ в составе требуемых к поставке дезинфицирующих средств. При рассмотрении жалобы представители Уполномоченного учреждения и Заказчика не представили мотивированных пояснений или доказательств, подтверждающих необходимость использования характеристик и показателей, ограничивающих предельное процентное содержание веществ.
При принятии настоящего решения учитывается, что на участие в закупке было подано три заявки, ценовое предложение победителя закупочной процедуры составило 60 000,00 рублей, что свидетельствует об оптимизации использования бюджетных средств, ставшей результатом проведения Запроса котировок.
В связи с вышеизложенным, оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частями 1, 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФИНИСТ" на положения извещения запроса котировок "N зз-30830-2023 Поставка дезинфицирующих средств" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123013804) обоснованной в части.
2. Признать в действиях БУЗ УР "ДГКП N5 МЗ УР" нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях ГКУ УР "РЦЗ УР" нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии: ___________ <_>
Члены Комиссии ___________ <_>
___________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 11 сентября 2023 г. N 018/06/106-678/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023