Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России),
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Витамед" на действия Заказчика - КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N1" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0320300090623000225) (далее - запрос котировок).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, поскольку описание объекта закупки ограничивает конкуренцию до продукции единственного производителя.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и представил письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком установлены функциональные, технические, качественные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ. Заказчик приобретает расходные материалы к используемому оборудованию - Аспирационному насосу для удаления тромбов Penumbra (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12358 от 10.05.2017) производства "Penumbra Inc", США (в соответствии с руководством по эксплуатации, информационным письмом производителя оборудования, аналоги не допускаются).
Заказчик закупает компоненты аспирационной системы для проведения процедур тромбэкстракции при ишемическом инсульте с помощью аспирационного насоса для удаления тромбов Penumbra, приобретенному Заказчиком в 2022 году и который находится на гарантии. В случае использования иных медицинских изделий, Заказчик теряет гарантию на приобретенное оборудование (насос), а также, нарушает разработанную производителем технологию проведения медицинской манипуляции по извлечению тромба.
Удаление тромбов из сосудов головного мозга осуществляется методом чрескожной механической тромбэкстракции: в бедренную артерию в паховой области вводится катетер-проводник, который затем (визуально контролируемый с помощью рентгеноскопии) проводится к месту нахождения тромба в головном мозге. Катетер несет специальный сепаратор (являющийся предметом жалобы), находящийся в сложенном виде. Проходя через тромб сепаратор распрямляется и захватывает его. Захваченный сепаратором тромб извлекается (ссылка на сайт производителя с процессом аспирации (извлечения) тромба https://exten.ru/penumbra_system).
Согласно Инструкции по применению системы Penumbra, ее должны использовать только врачи, прошедшие соответствующую подготовку в области интервенционных нейроэндоваскулярных методов и лечения острого ишемического инсульта. Данная манипуляция по тромбэкстракции является высокотехнологичной и может быть выполнена только в специальной операционной, оборудованной ангиографической установкой, и проводить ее могут только высококвалифицированные специалисты. Нарушение процесса тромбэкстракции, равно как и нарушение инструкции по использованию системы для извлечения тромбов, замены не предусмотренных инструкцией компонентов, может повлечь необратимые последствия для жизни и здоровья пациента.
Согласно письма производителя Аспирационный насос для удаления тромбов Penumbra предназначен для создания вакуума только для системы Penumbra, а использование системы Penumbra запрещено с другими насосами, кроме Аспирационного насоса для удаления тромбов Penumbra.
В состав системы Penumbra входят:
Реперфузионный катетер Penumbra
Сепаратор Penumbra
3D сепаратор Penumbra
Аспирационный насос Penumbra
Трубка для соединения насоса/канистры Penumbra
Аспирационная трубка Penumbra
Согласно Инструкции по применению системы Penumbra не допускается использовать систему Penumbra с другим насосом, кроме аспирационного насоса Penumbra. Таким образом, утверждение Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе не соответствует фактическим обстоятельствам.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций. По общему правилу указание Заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Заказчиком в закупке N 0320300090622000247 установлены требования к товару, основанные на имеющихся потребностях и исходя из специфики осуществляемого лечебного процесса и клинической значимости данных характеристик.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Тем самым заказчиком не допущено нарушение Закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Витамед" на действия Заказчика - КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N1" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0320300090623000225) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16 июня 2023 г. N 025/06/49-1301/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2023