резолютивная часть решения оглашена
12.09.2023, решение изготовлено 13.09.2023 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 06.09.2023 года N 290/23, на основании обращения заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области (вх. N 5892/23 от 05.09.2023) о включении сведений в отношении ООО "Олимп Кубани" ("__.") в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе: "___."
в присутствии:
"___" - представителя заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, действующего на основании доверенности N 11 от 11.09.2023;
в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения обращения представителя подрядчика ООО "Олимп Кубани", уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области;
в результате рассмотрения обращения заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области (вх. N 5892/23 от 05.09.2023) о включении сведений в отношении ООО "Олимп Кубани" ("__.") в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области от исполнения контракта N 0127200000223003005_87912 от 09.06.2023, предметом которого является капитальный ремонт здания автостанции, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, уполномоченным органом Управление государственных закупок Брянской области требований Закона о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания автостанции, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а за N 0127200000223003005,
установила:
1. 17.05.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания автостанции, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а за N 0127200000223003005.
2. Начальная (максимальная) цена контракта 6 361 590,00 рублей.
3. На участие в электронном аукционе за N 0127200000223003005 было подано 7 (семь) заявок.
4. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2023 N ИЭА1 победителем электронного аукциона за N 0127200000223003005 признан участник закупки с идентификационным номером заявки 7 ООО "Олимп Кубани" с ценой контракта 5 470 967,40 руб. (пять миллионов четыреста семьдесят тысяч девятьсот шестьдесят семь рублей сорок копеек).
5. 09.06.2023 между заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области и ООО "Олимп Кубани" заключен контракт N 0127200000223003005_87912, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту здания автостанции, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а.
В соответствии с п. 3.1 заключенного контракта и п. 16 описания предмета закупки, срок выполнения работ определен в один этап, с даты заключения контракта и не позднее 30.09.2023.
6. 29.06.2023 исх. N 8 подрядчиком ООО "Олимп Кубани" в адрес заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области направлено письмо о необходимости осуществить выплату авансового платежа, предусмотренного п. 5.1 заключенного контракта.
7. 03.07.2023 исх. N 2879 заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области направлено в адрес ООО "Олимп Кубани" предложение заключить дополнительное соглашение к заключенному контракту, предусматривающее казначейское сопровождение.
8. 03.07.2023 исх. N 9 подрядчиком ООО "Олимп Кубани" в адрес заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области направлен отказ от заключения дополнительного соглашения к заключенному контракту, предусматривающего казначейское сопровождение ввиду отсутствия казначейского счета.
9. 17.07.2023, во исполнение п. 5.1 заключенного контракта, согласно платежного поручения N 1397124, заказчиком осуществлена выплата авансового платежа в размере 30 % от цены контракта.
10. 23.08.2023 заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В основу решения об одностороннем отказе положен факт невыполнения работ на объекте с установленные контрактом сроки.
Указанное решение сформировано заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области и направлено подрядчику ООО "Олимп Кубани" с использованием единой информационной системы 23.08.2023.
Датой вступления решения заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области об одностороннем отказе от исполнения контракта надлежит считать 05.09.2023.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0127200000223003005_87912 от 09.06.2023, предметом которого является капитальный ремонт здания автостанции, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а, поскольку соблюдены требования Закона о контрактной системе:
- Части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющей право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктом 10.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, пунктом 10.3 контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе: отступление Исполнителя в работе, услуге от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
- ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, в связи с существенным нарушением подрядчиком ООО "Олимп Кубани" условий контракта, выразившихся в невыполнении работ по капитальному ремонту здания автостанции, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а, заказчик Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области 23.08.2023 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение сформировано заказчиком посредством единой информационной системы в сфере закупок 23.08.2023, которое впоследствии 23.08.2023 автоматически с использованием единой информационной системы направлено подрядчику ООО "Олимп Кубани", в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 23.08.2023 является датой надлежащего уведомления подрядчика ООО "Олимп Кубани" об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 23.08.2023 является датой надлежащего уведомления подрядчика ООО "Олимп Кубани" об одностороннем отказе заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области от исполнения контракта N 0127200000223003005_87912 от 09.06.2023, предметом которого является капитальный ремонт здания автостанции, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а, то, 05.09.2023 контракт считается расторгнутым.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 23.08.2023 является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, и в течение десятидневного срока подрядчик ООО "Олимп Кубани" не устранил нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то 20.01.2023 контракт считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Олимп Кубани" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области в рамках заключенного контракта N 0127200000223003005_87912 от 09.06.2023, предметом которого является капитальный ремонт здания автостанции, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а недобросовестного поведения подрядчика ООО "Олимп Кубани".
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Так, пунктом 10.3 контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе: отступление Исполнителя в работе, услуге от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В рассматриваемом случае заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области 23.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0127200000223003005_87912 от 09.06.2023, предметом которого является капитальный ремонт здания автостанции, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а в связи с невыполнением ООО "Олимп Кубани" условий контракта (выполнение работ) в установленные контрактом сроки.
В соответствии с п. 3.1 заключенного контракта и п. 16 описания предмета закупки, срок выполнения работ определен в один этап, с даты заключения контракта и не позднее 30.09.2023.
Однако, в предусмотренный условиями контракта срок выполнения работ - с 09.06.2023 до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 23.08.2023 к работам подрядчик ООО "Олимп Кубани" не приступил. Работы по капитальному ремонту здания автостанции, расположенному по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а не выполнены.
ООО "Олимп Кубани" в адрес Брянского УФАС России не направлены письменные пояснения, указывающие на наличие объективных препятствий к своевременному выполнению работ, кроме того, на рассмотрение представитель подрядчика ООО "Олимп Кубани" не подключился, личную явку представителя ООО "Олимп Кубани" не обеспечило.
Согласно части 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, наступление которых повлекло не исполнение обязательств по рассматриваемому контракту, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков не установлено. Отсутствие вины в неисполнении обязательства доказывается должником, однако, ООО "Олимп Кубани" не представлено в адрес Брянского УФАС России доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить условия контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является в том числе такое поведение при исполнении государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Принимая решение об участии в процедуре определения исполнителя и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.
В рассматриваемом случае ООО "Олимп Кубани" не предприняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявило необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, и не предприняло должных действий по выполнению работ согласно условиям заключенного контракта.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России усматривает признаки недобросовестного поведения подрядчика ООО "Олимп Кубани", направленного на ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по рассматриваемому контракту N 0127200000223003005_87912 от 09.06.2023.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о существенном нарушении подрядчиком ООО "Олимп Кубани" условий контракта N 0127200000223003005_87912 от 09.06.2023, предметом которого является капитальный ремонт здания автостанции, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а, предоставляющем право заказчику отказаться от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является в том числе такое поведение при исполнении государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Принимая решение об участии в процедуре определения поставщика и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.
В рассматриваемом случае ООО "Олимп Кубани" не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявило необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, и не предприняло должных действий по выполнению работ согласно условиям заключенного контракта.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующие о его намерениях неисполнения Контракта, заключенного с Заказчиком.
Недобросовестное поведение ООО "Олимп Кубани" в части ненадлежащего исполнения контракта выразилось в следующем: ООО "Олимп Кубани" в установленный контрактом срок (с даты заключения контракта 09.06.2023 до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 23.08.2023) не выполнило работы по капитальному ремонту здания автостанции, расположенному по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а; ООО "Олимп Кубани" после получения решения об одностороннем расторжении контракта заказчиком, не предприняло мер по надлежащему исполнению контракта; ООО "Олимп Кубани" не представило в адрес Брянского УФАС России надлежащих документов и пояснений, свидетельствующих о наличии объективных препятствиях исполнить вышеуказанный контракт.
Таким образом, учитывая, в том числе, что:
1) ООО "Олимп Кубани" существенно нарушены условия контракта, что выразилось в невыполнении работ по капитальному ремонту здания автостанции, расположенному по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 2а в установленные контрактом сроки, тем самым не достигнуты цели контракта.
2) ООО "Олимп Кубани" не совершено действий по признанию в судебном порядке решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, что также свидетельствует о согласии ООО "Олимп Кубани" с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3) ООО "Олимп Кубани" не представлено в адрес Брянского УФАС России надлежащих пояснений о невозможности исполнить вышеуказанный контракт, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить условия контракта.
4) ООО "Олимп Кубани" не совершено никаких действий по устранению допущенных нарушений условий контракта в срок, установленный ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, следовательно, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения в отношении ООО "Олимп Кубани" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
Учитывая, что ООО "Олимп Кубани" не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий для добросовестного исполнения Контракта в течении всего срока исполнения контракта, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу о наличии признаков недобросовестного поведения в действиях Общества, связанных с неисполнением обязательств по Контракту.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ООО "Олимп Кубани" "___..", сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: "__.." в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Олимп Кубани" ("__."), сведений о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: "___", считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции: "___."
Члены Инспекции: "___.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 13 сентября 2023 г. N РНП-32-791
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2023