Резолютивная часть решения объявлена 08.09.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.09.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - ИП Тожибаев З.П., Заявитель),
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Ангарский лицей N 2 имени М. К. Янгеля" (далее - Заказчик),
при участии представителей Администрации Ангарского городского округа (далее - Уполномоченный орган) - "_" (доверенность N1/15-228 от 30 января 2023 г.), "_" (доверенность 1/15-1467 от 05 октября 2022 г.),
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на работы по капитальному ремонту спортивных площадок на территории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Ангарский лицей N 2 имени М.К. Янгеля", расположенного по адресу: Иркутская обл., г. Ангарск, квартал 189, дом 3 (корпус N 2) (извещение N 0134300095623000374), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 01 сентября 2023 года поступила жалоба Заявителя на работы по капитальному ремонту спортивных площадок на территории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Ангарский лицей N 2 имени М.К. Янгеля", расположенного по адресу: Иркутская обл., г. Ангарск, квартал 189, дом 3 (корпус N 2) (извещение N 0134300095623000374).
Заявитель указывает, что извещение об осуществлении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, по мнению Заявителя, в извещении об осуществлении электронного аукциона в нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ не установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства N 2571 от 29 декабря 2021 г. "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Уполномоченный орган считает довод жалобы необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 24 августа 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 24.08.2023 N0134300095623000374" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 048 200 руб. 00 коп.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.09.2023 NИЭА1 на участие в указанном электронном аукционе подано 2 заявки (NN 159 и 230), заявка N 159 признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заявка N 230 отклонена.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 12 части 1 которой предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Так, пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Частью 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, а также определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким требованиям.
В извещении о проведении электронного аукциона установлены требования в соответствии с позицией 9 Постановления Правительства N 2571, согласно которой работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории устанавливаются следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Соответствие участника закупки вышеуказанным требованиям должно подтверждаться следующими документами:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона, объектом рассматриваемой закупки является "Работы по капитальному ремонту спортивных площадок на территории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Ангарский лицей N 2 имени М.К. Янгеля", расположенного по адресу: Иркутская обл., г. Ангарск, квартал 189, дом 3 (корпус N 2)".
При этом, положениями "Описания объекта закупки" установлен следующий перечень подлежащих выполнению работ:
4.1. Подготовительные работы, включая:
1) валку деревьев, корчевку пней, вырубку кустарников;
2) демонтаж малых архитектурных форм, бордюрных камней, разборку асфальтобетонного покрытия;
3) разработку грунта, планировку территории.
4) погрузо-разгрузочные работы, вывоз грунта.
4.2. Устройство проездов, включая:
1) устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня;
2) установку бордюрного камня;
3) устройство асфальтобетонного покрытия толщиной 50 мм.
4.3. Устройство многофункциональной площадки размером 18 х 30 м, включая:
1) установку бордюрного камня;
2) подготовку основания;
3) устройство покрытия из резиновой крошки;
4) установку ограждения площадки высотой 3 м;
5) нанесение разметки;
6) установку волейбольных стоек - 2 шт. и баскетбольных стоек - 2 шт.
4.4. Устройство игровой спортивной площадки размером 18 х 30 м, включая:
1) установку бордюрного камня;
2) подготовку основания;
3) устройство покрытия из резиновой крошки;
4) нанесение разметки;
5) установку волейбольных стоек - 2 шт. и баскетбольных стоек - 2 шт.
4.5. Устройство спортивной площадки размером 14 х 26 м, включая:
1) установку бордюрного камня;
2) подготовку основания;
3) устройство покрытия из резиновой крошки;
4) установку малых архитектурных форм и спортивного оборудования, в том числе:
- спортивный комплекс (20 опор) - 1 шт.;
- тренажер "Подтягивание/жим" (3 опоры) - 1 шт.;
- спортивное оборудование (2 опоры) - 1 шт.;
- тренажер "Лыжник" (2 опоры) - 1 шт.;
- спортивная скамья "Пресс" (12 опор) - 1 шт.;
- элемент для отжимания ГТО (4 опоры) - 1 шт.;
- п-образный рукоход ГТО (2 опоры) - 1 шт.;
- спортивное оборудование (6 опор) - 1 шт.;
- спортивный стол "Армрестлинг" (4 опоры) - 1 шт.;
- спортивное оборудование (комплекс) (6 опор) - 1 шт.
4.6. Наружное освещение, включая:
1) установку опор освещения и светильников;
2) монтаж кабельных линий в траншее;
3) монтаж щитов освещения;
4) пусконаладочные работы наружного освещения.
4.7. Озеленение, включая:
1) посев газона семенами газонных трав.
В соответствии с пунктами 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Определение "благоустройства территории" содержится также в пункте 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", в соответствии с положениями которого благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
При этом, согласно пункту 3.11 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" малые архитектурные формы - это искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие.
Таким образом, к элементам благоустройства территории данный правовой акт относит, в том числе, устройство покрытий, размещение малых архитектурных форм, направленных на улучшение функционального состояния участка.
Более того, в силу пункта 1.5 Приказа Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" к элементам благоустройства относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
К элементам благоустройства территорий муниципальных образований вышеуказанный приказ в том числе относит:
- покрытия объектов благоустройства (в том числе резиновое, синтетическое, песчаное, грунтовое, гравийное, деревянное, тротуарная плитка, асфальтобетонное, асфальтовое, щебеночное, газон, искусственный газон, экоплитки, газонные решетки), направляющие дорожные устройства, стационарные искусственные неровности, стационарные шумовые полосы, вертикальная и горизонтальная разметки, рельеф и элементы организации рельефа, иные неотделимые улучшения объектов благоустройства;
- элементы сопряжения покрытий (в том числе бортовые камни, бордюры, линейные разделители, садовые борта, подпорные стенки, мостики, лестницы, пандусы);
- элементы сохранения и защиты корневой системы элементов озеленения (в том числе прикопы, приствольные лунки, приствольные решетки, защитные приствольные ограждения);
- ограждения, ограждающие устройства, ограждающие элементы, придорожные экраны;
- система наружного освещения (в том числе утилитарное наружное освещение, архитектурно-художественное освещение, праздничное освещение (иллюминация), элементы освещения (в том числе источники света, осветительные приборы и установки наружного освещения всех видов, включая уличные, архитектурные, рекламные, витринные, опоры освещения, тросы, кронштейны, включая оборудование для управления наружным освещением);
- детское игровое, спортивно-развивающее и спортивное оборудование, в том числе инклюзивное спортивно-развивающее и инклюзивное спортивное оборудование.
С учетом вышеизложенного, покрытия (в том числе, синтетическое, асфальтобетонное), малые архитектурные формы, озеленение, освещение, ограждение, спортивное оборудование, являются элементом благоустройства территории.
Кроме того, в пункте 2 прикрепленного к извещению электронного документа "Описание объекта закупки" установлено, что "Работы выполняются в соответствии с требованиями СП 2.13330.2016 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий"".
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что работы, подлежащие выполнению в рамках рассматриваемой закупки, относятся к работам по благоустройству территории.
Доказательств обратного представителями Уполномоченного органа, не представлено.
Следовательно, на рассматриваемую закупку распространяются требования позиции 9 приложения к Постановлению Правительства N 2571, закрепляющие наличие опыта работ при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Таким образом, с учетом наименования объекта закупки, состава работ, установленных Техническим заданием, а также с учетом установленного размера начальной (максимальной) цены контракта, Заказчику, Уполномоченному органу в Извещении об осуществлении закупки необходимо было установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства N 2571.
Так, Уполномоченным органом при формировании извещения о проведении электронного аукциона допущено нарушение пункта 12 части 2 статьи 42, части 2 статьи 31, подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 2571, позиции 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571.
Согласно части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Приходя к выводу о наличии в действиях заказчика вышеназванных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной;
2. Признать Уполномоченный орган нарушившим пункт 12 части 2 статьи 42, часть 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, подпункт "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 2571, позицию 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571;
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;
4. Направить копию решения сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
"_" |
Члены комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023