Резолютивная часть решения оглашена 12 сентября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N39" им. Героя Российской Федерации генерала армии Зиничева Евгения Николаевича (далее - Заказчик) - ходатайство N152 от 11 сентября 2023 г.,
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "ПромСтройПроект" (далее - ООО "ПСП", Общество) - "_" (доверенность N1 от 11 сентября 2023 г.);
рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 06 сентября 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "ПСП" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ПСП" допущены нарушения условий по государственному контракту от 29 ноября 2022 года N 0411622001 на обследование технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей и разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания и инженерных систем Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя образовательная школа N 39" имени Героя Российской Федерации генерала армии Зиничева Евгения Николаевича, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 13, дом 20 (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о Подрядчике в Реестр.
ООО "ПСП" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/4415/23 от 06 сентября 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 08 ноября 2022 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Уполномоченным органом размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 08.11.2022 N0134300095622000360".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 395 300 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "Подрядчик по заданию Заказчика обязуется на условиях, установленных настоящим Контрактом, выполнить работы по обследованию технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания и инженерных систем Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 39" имени Героя Российской Федерации генерала армии Зиничева Евгения Николаевича, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 13, дом 20 (далее - Работы), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и передать Заказчику результат Работ - проектную документацию, прошедшую необходимые согласования и получившую положительное заключение по результатам государственной экспертизы проектной документации (в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости), а Заказчик обязуется принять результаты Работ и оплатить их.".
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта 967 086 руб. 61 коп.
Согласно пункту 3.1 Контракта: "Срок выполнения Работ определяется Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту).".
В соответствии с пунктом 3 "Технического задания" "Срок выполнения Работ: в течение 210 (двухсот десяти) календарных дней с момента заключения контракта, включая получение необходимых согласований и положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (в объеме проверки достоверности сметной стоимости).".
Исходя из вышеуказанных положений Контракта, Общество должно было исполнить обязательства по Контракту в срок до 27 июня 2023 г. включительно.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено следующее.
01 декабря 2023 г. Общество направило в адрес Заказчика письмо (исх. N1-011222) с указанием представителя, ответственного за выполнение работ по Контракту.
Письмом от 12 декабря 2022 г. (исх. N1-121222) ООО "ПСП" запросило у Заказчика информацию, необходимую для выполнения работ, а также иные необходимые согласования.
20 декабря 2022 г. Общество направило в адрес Заказчика отчёт по обследованию здания.
Общество исходящим письмом от 15 января 2023 г. исх. N1-150123 направило в адрес Заказчика на согласование планы расстановки сантехнических приборов, планы сети освещения и розеточный сети.
25 января 2023 г. Заказчик направил в адрес ООО "ПСП" замечания к расстановке санитарных приборов, планам сетей освещения и розеточной сети.
30 января 2023 г. письмом исх. N1-300123 ООО "ПСП" сообщил Заказчику о том, что 20 декабря 2022 г. в адрес Заказчика направлялось Техническое заключение по обследованию здания, который до настоящего времени согласован не были и без которого не имеется возможности выполнить работы по проектированию в полном объеме, что, в свою очередь, может привести к срыву сроков выполнения работ по разработке проектной документации.
06 февраля 2023 г. от Заказчика Общество получило замечания относительно Технического отчёта по обследованию здания.
12 апреля 2023 г. Общество запросило у Заказчика информацию, необходимую для выполнения работ, а также иные необходимые согласования.
Письмом от 20 апреля 2023 г. исх. N200423 ООО "ПСП" направил Заказчику на согласование планы отделки полов и потолков.
28 апреля 2023 г. и 02 мая 2023 г. Заказчиком были направлены Подрядчику замечания относительно решений по отделке помещений.
25 мая 2023 г. Общество направило в адрес Заказчика на согласование Раздел пожарной безопасности.
07 июня 2023 г. Заказчик сообщил о согласовании "Раздела 9. Мероприятия по пожарной безопасности).
08 июня 2023 г. Общество направило в адрес Заказчика на согласование "Раздел система электроснабжения".
26 июня 2023 г. Заказчик направил в адрес Общества замечания к подразделу 5 "Система электроснабжения".
30 июня 2023 г. Заказчик запросил у ООО "ПСП" информацию о ходе выполнения работ по Контракту.
В ответ на данное письмо Общество сообщило Заказчику информацию о ходе выполнения работ по разработке проектной документации (с градацией по разделам), а также сообщило о планируемых сроках завершения работ.
Также в данном письме ООО "ПСП" обращает внимание Заказчика на то, что по причине сложностей, связанных с поставками оборудования на территорию Российской Федерации из числа производителей, ранее используемых для проектирования, наша компания вынуждена затрачивать дополнительное время на поиск новых производителей, отрабатывать возможности поставки оборудования на территорию Российской Федерации и налаживать работу с производителями, находящимися на территории Российской Федерации, с учётом дефицита поставок и производства.
Из пояснений Заказчик установлено, что 03 июля 2023 г. ООО "ПСП" обратилось с просьбой к Заказчику о заключении дополнительного соглашения к Контракту о продлении срока выполнения работ.
06 июля 2023 г. Заказчиком принято решение об отказе в заключении дополнительного соглашения.
Установлено, что письмом от 24 июля 2023 г. исх. N1-2407 Общество направило в адрес Заказчика на согласование чертежи по разделу "Объёмно-планировочные и архитектурные решения".
Так же 24 июля 2023 г. ООО "ПСП" направило в адрес Заказчика График по этапу проектирования, в котором подробно отразил степень готовности Разделов проектной документации, а также предполагаемые сроки завершения работ.
В письменных пояснениях ООО "ПСП" представило таблицу с подробным указанием степени готовности Разделов проектной документации.
26 июля 2023 г. ООО "ПСП" направил в адрес Заказчика Комплект документации по подразделу 5.4 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети".
Письмом от 02.08.2023 г. исх. N1-0208 Общество направил в адрес Заказчика Подраздел 5.1 Система электроснабжения, а также сообщил об устранении ранее выявленных Заказчиком замечаний.
Также установлено, что 03 августа 2023 г. ООО "ПСП" направил в адрес Заказчика на согласование графическую часть раздел Сети связи, сообщив при этом, что спецификация и демонтажные работы будут добавлены после согласование графической части.
10 августа 2023 г. Заказчик направил в адрес Общества замечания к ранее направленной проектной документации.
Номер тома |
Обозначение |
Наименование |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Р-9/038-ПЗ |
Раздел 1 "Пояснительная записка" |
Готов. Не передан Заказчику |
2 |
Р-9/038-АР |
Раздел 3 "Объёмно-планировочные и архитектурные решения " |
Готов. Передан Заказчику |
3 |
Р-9/038-КР |
Раздел 4 "Конструктивные решения" |
Готов. Передан Заказчику |
4.1 |
Р-9/038-ИОС1 |
Подраздел 5.1 "Система электроснабжения" |
Готов. Передан Заказчику |
4.2 |
Р-9/038-ИОС2 |
Подраздел 5.2 "Система водоснабжения" |
70 % |
4.3 |
Р-9/038-ИОС3 |
Подраздел 5.3 "Система водоотведения" |
70 % |
4.4 |
Р-9/038-ИОС4 |
Подраздел 5.4 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети" |
Готов. Передан Заказчику |
4.6 |
Р-9/038-ИОС5 |
Подраздел 5.5 "Сети связи" |
Готов. Не передан Заказчику |
5 |
Р-9/038-ПБ |
Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" |
Готов. Согласован Заказчиком |
6 |
Р-9/038-ОДИ |
Раздел 11 " Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства " |
Готов. Не передан Заказчику |
7 |
Р-9/038-СМ |
Раздел 12 "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства". Пояснительная записка к сметной документации |
Не готова |
7.1 |
Р-9/038-СМ1 |
Раздел 11.1 Сметный расчёт |
Не готова |
7.2 |
Р-9/038-СМ2 |
Раздел 11.2 Ведомости объёмов работ |
Не готова |
7.3 |
Р-9/038-СМ3 |
Раздел 11.3 Конъюнктурный анализ |
Не готова |
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, Федеральным законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, содержит информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Следовательно, просрочка исполнения обязательств по Контракту является нарушением существенных условий Контракта.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена частью 11 Контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 22 августа 2023 года.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения Контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
По состоянию на 01 сентября 2022 положительное заключение государственной экспертизы не получено.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 04 сентября 2022 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений ООО "ПСП" установлено следующее.
22 августа 2023 г. Общество направило в адрес Заказчика письмо с уведомлением Заказчика о приостановке работ, по следующим причинам:
- Отсутствие ответа на отправленный проект по Подразделу 5.5 Сети связи. Исходящие письмо N 1-0308 от 03.08.2023 г. - отсутствие ответа 19 дней;
- Отсутствие ответа на отправленный проект по системе электроснабжения. Исходящие письмо N 1-0208 от 02.08.2023 г. - отсутствие ответа 20 дней;
- Выставление в замечаниях требований по проектной документации в комплектации рабочей документации, что противоречит постановлению Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 г. и ГОСТ21.101-2020, так как требования к оформлению и комплектации проектной документации различны с требованиями, предъявляемыми к рабочей документации. Отсутствие нормативного документа, регламентирующего состав и оформление проектной документации в составе рабочей документации и, как следствие, обоснования требования к её формированию;
- Не предоставлено в адрес ООО "ПСП" задание на проектирование в соответствии со статьёй 759 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- Выставление в замечаниях требования по проектированию систем, которые отсутствуют на вышеуказанном объекте, что противоречит требованиям по проведению капитального ремонта существующих систем, а не создание новых;
- Требования от Заказчика выполнения ремонта всех помещений в 100% объеме и систем независимо от их состояния на момент обследования, что противоречит законам Российской Федерации;
- Не предоставлены все данные, согласно письма исходящий номер N1-121222 от 12.12.2022 г. что делает невозможным прохождение экспертизы в соответствии с постановлением от 05.03.2007 N145 Правительства РФ и как следствие выполнение работ по выше указанному контакту. Отсутствие ответа на все вопросы согласно письма 253 дня.
Так же установлено, что в письме от 31 августа 2023 г. Обществом в адрес Заказчика были направлены мотивированные возражения относительно принятого решения, в которых было подробно изложено об обстоятельствах взаимодействия сторон в рамках исполнения Контракта, указано на события, которые привели к невозможности своевременного исполнения обязательств, а также было сообщено о том, что ООО "ПСП" заинтересовано в завершении работ по Контракту и предоставлении Заказчику готового результата, и готово обсудить возможность дальнейшего взаимодействия относительно завершения проектирования, согласования оставшихся Разделов проектной документации и их направлении на государственную экспертизу.
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "ПСП" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "ПСП", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 3 исполненных контрактов, по которым ООО "ПСП", являясь стороной контрактов, должным образом исполнило свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО "ПСП", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "ПСП", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "ПСП", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПромСтройПроект" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "ПромСтройПроект" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "ПромСтройПроект" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2023