Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 09-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Академического района города Екатеринбурга - *, *,
- в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения,
- в отсутствие представителей заинтересованного лица Козловой Натальи Викторовны, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения,
проведя внеплановую проверку действий (бездействий) заказчика в лице Администрации Академического района города Екатеринбурга, уполномоченным органом в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссией при осуществлении процедуры открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по предоставлению путевок в организации отдыха и оздоровления детей в 2023 году (извещение N 0162300005323001633), на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России) поступила информация от Козловой Натальи Викторовны (вх. N 18764-ЭП/23 от 29.08.2023 г.) о действиях (бездействии) заказчика в лице Администрации Академического района города Екатеринбурга, уполномоченным органом в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссией при осуществлении процедуры открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по предоставлению путевок в организации отдыха и оздоровления детей в 2023 году (извещение N 0162300005323001633), нарушающих положения Закона о контрактной системе.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее:
24.08.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0162300005323001633 на оказание услуг по предоставлению путевок в организации отдыха и оздоровления детей в 2023 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 977 600,00 рублей.
Согласно информации, содержащейся в заявлении Козловой Натальи Викторовны (вх. N 18764-ЭП/23 от 29.08.2023 г.), заказчиком определен порядок оценки и сопоставления поступивших на участие в закупке заявок в нарушение требований законодательства о контрактной системе, а именно: Приложением "Порядок рассмотрения и оценки заявок" по детализирующему показателю наличие опыта работы оказания услуги, связанного с предметом контракта к извещению открытого конкурса в электронной форме предусмотрена возможность предоставления участниками закупочной процедуры исключительно сведений из реестра контрактов (договоров), размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок, что ограничивает количество участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3, 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для участия в конкурентном способе, согласно пп. "р" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи. При этом, согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки определен постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - порядок, утвержденный постановлением Правительства N 2604).
Пунктом 3 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу п. 24 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании п. 28 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Пунктом 2.1.1 раздела III Приложения "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению открытого конкурса в электронной форме утверждены детализирующие показатели и порядок оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки", а именно:
2.1.1 |
Детализирующий показатель: общее количество исполненных участником закупки договоров |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения. Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки: Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком: 10 штук. К рассмотрению принимаются исключительно исполненные участником закупки контрактов (договоров) по организации отдыха детей и их оздоровлению, в том числе по предоставлению путевок организации отдыха детей и их оздоровлению (далее по тексту - по организации отдыха детей и их оздоровлению). Если в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше предельного максимального значения характеристики объекта закупки, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки. Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта участника по успешной организации отдыха детей и их оздоровлению. Документами, подтверждающими наличие опыта участника по успешной организации отдыха детей и их оздоровлению, являются: - копии контрактов (договоров) по организации отдыха детей и их оздоровлению со всеми приложениями, дополнительными соглашениями и соглашениями о расторжении контракта (договора), при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек); - копии документов, подтверждающих исполнение контрактов (договоров) в установленном условиями контракта (договора) объеме, при этом последние приемочные акты по таким контрактам (договорам) должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до окончания срока подачи заявок; - сведения (реестровые номера) из реестра контрактов (договоров), размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru) в том случае, если контракты (договоры) были заключены и исполнены в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и (или) Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. К оценке принимаются исключительно исполненные участником закупки, а, так же, с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) контракты (договоры), предусматривающие оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов, сформированных в установленном действующим законодательством порядке и отвечающие требования законодательства Российской Федерации в этой сфере. При отсутствии у участника закупки информации, подтверждающей наличие опыта по организации отдыха детей и их оздоровлению, такому участнику закупки присваивается 0 баллов. |
Представители заказчика на заседании Комиссии поддержали письменные возражения, представленные на рассмотрение заявления, и пояснили, что оценка опыта участника закупки не ограничиваются только государственными контрактами, участник закупочной процедуры вправе предоставить любые договоры и контракты, а в случае, если договоры и контракты заключены и исполнены в рамках Закона о контрактной системе и (или) Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, то участник закупки предоставляет номера из реестра контрактов (договоров), размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе в части формирования порядка оценки и сопоставления поступивших на участие в закупке заявок, так как извещением открытого конкурса в электронной форме предусмотрена возможность подтверждения наличия опыта выполнения работ (оказания услуг) посредством предоставления, в том числе, гражданско-правовых договоров в виде копий документов, подтверждающих исполнение договоров.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Администрации Академического района города Екатеринбурга, уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
2. Заказчику в лице Администрации Академического района города Екатеринбурга, уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
Члены Комиссии |
|
|
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 сентября 2023 г. N 066/06/99-3166/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023