рассмотрев жалобу ООО НИИ "Земля и Город" на действия администрации МО Белореченский район при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение научно-исследовательской работы на тему "Внесение изменений в Генеральный план Черниговского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края" с последующей апробацией и применением результатов научных исследований путем подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план Черниговского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края" (извещение N 0118300010523000131) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что порядок оценки заявок, установленный Заказчиком по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не соответствует Положению ПП N2604.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы, с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.08.2023 г. Заказчиком - администрацией МО Белореченский район размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение научно-исследовательской работы на тему "Внесение изменений в Генеральный план Черниговского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края" с последующей апробацией и применением результатов научных исследований путем подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план Черниговского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края" (извещение N 0118300010523000131).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 968 000,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В извещении установлено:
Критерии оценки заявок Цена контракта Значимость критерия оценки, если предложение участника до двадцати пяти процентов ниже НМЦК: 20.00% Значимость критерия оценки, если предложение участника на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК: 10.00% Порядок оценки: Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение критерия Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки Значимость критерия оценки, если предложение участника до двадцати пяти процентов ниже НМЦК: 80.00% Значимость критерия оценки, если предложение участника на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК: 80.00% Порядок оценки: Оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) Показатели критерия оценки: 1 Качественные характеристики объекта закупки Значимость показателя: 100.00% Порядок оценки по показателю: 1 Детализирующий показатель: Качество работ Значимость детализирующего показателя: 100.00% Порядок оценки по детализирующему показателю: Оценка производится по шкале оценки Предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки: Предусмотрено наличие характеристики |
Заявитель в жалобе указывает, что "Порядок оценки заявок", установленный Заказчиком по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не соответствует Положению об оценке заявок, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 (далее - Положение).
Часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе гласит, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В разделе "Приложение 9. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлено:
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа
2. |
Критерий оценки: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
Предложение участника закупки должно содержать предложение о свойствах объекта закупки, соответствующее описанию объекта закупки. Предложение участника закупки по качественным характеристикам объекта закупки должно содержать цели и задачи, которые обеспечат выполнение научно-исследовательской работы по разработке проекта внесения изменений в генеральный план Черниговского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, апробацию и применение научных исследований, предварительные проработки развития рассматриваемой территории, описание особенностей исследуемой территории, проблемных направлений развития территории, пути их решения, краткое описание методов, применение, которых обеспечит выполнение поставленных целей и задач, то есть предложение участника закупки должно охарактеризовать свойства объекта закупки, соответствующее описанию объекта закупки. |
|||||||||||||||
2.1 |
Детализирующий показатель оценки: "Предложение о свойствах объекта закупки" |
Начисление баллов по показателю "Качество выполнения работ" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" производится в соответствии со следующей шкалой оценки:
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по показателю "Качество выполнения работ" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость. Оценка заявки участника по показателю "Качество выполнения работ" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки предложению о качестве выполняемых работ по объекту закупки, которое должно состоять из разделов описания выполняемой работы. Рейтинг по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по заявке рассчитывается путем умножения общего количества баллов по показателю, присуждаемых этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" на соответствующую указанному критерию значимость. |
Согласно пункту 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу пункта 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Заказчиком установлен детализирующий показатель оценки "предложение о свойствах объекта закупки", который включает в себя качественные характеристики.
Под качественными характеристиками понимают совокупность характеристик и свойств товаров, услуг и работ, которые обуславливают их возможность удовлетворять потребностям и запросам заказчика, соответствовать своему целевому предназначению и требованиям.
Из разъяснений Заказчика следует, что "при оценке предложений участников Заказчик хочет видеть, в том числе, описание методологии предстоящих научных исследований, как способ научного мышления участника в процессе добычи новых научных знаний. Какие сценарии развития территории в рамках научных исследований будут предложены участником.".
Однако многофункциональные "сценарии развития территории" могут быть предложены разработчиком только после проведения научно-исследовательской работы (далее - НИР), а не на этапе подготовки заявки на участие в конкурсе.
Для получения 100 баллов необходимо представить предложение с "предварительными проработками развития рассматриваемой территории, описание особенностей исследуемой территории, проблемных направлений развития территории, пути их решения", то есть те данные, которые могут быть получены только после сбора и анализа всех необходимых исходных данных, как имеющихся в открытом доступе, так и полученных разработчиком от Заказчика и третьих лиц после заключения контракта, и в ходе выполнения научно-исследовательских работ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 "Описания объекта закупки" определение перспективных направлений развития поселения с учетом социально-экономического развития, природно-климатических условий, прогнозируемой численности населения и сложившейся инженерно-транспортной инфраструктуры является приоритетной задачей НИР, поэтому осуществляется только в ходе выполнения НИР и не может являться предметом оценки.
Также не может являться предметом оценки методология выполнения работ.
Заказчик разъяснил, что "методология, в прикладном смысле, это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения знаний. Поэтому в сведения, подлежащие оценке, целенаправленно добавлено такое понятие, как методология и подробное описание последовательности и способов выполнения работ (то есть действий участника, которые впоследствии и приведут к конечному результату по предмету осуществляемой закупки), с раскрытием данных понятий в виде примечаний".
При этом, единого требования о применении определенной методологии к выполнению НИР на законодательном уровне не установлено.
Положением об оценке не предусмотрена возможность проведения оценки "описания методологии предстоящих научных исследований, как способа научного мышления участника в процессе добычи новых научных знаний".
Данный признак не является свойством объекта закупки и не обладает оценочной характеристикой детализирующего показателя и критерия оценки.
Каждая проектная организация, выполняющая в том числе научно-исследовательские работы, руководствуется определенной методологией, которая может отличаться, способы научного мышления могут тоже не совпадать у разных участников.
Вместе с тем, потребительская ценность научно-исследовательской работы и проектных работ выражается не в виде методологии, а в виде материального результата - концепции и градостроительной документации.
Технология, последовательность, порядок и способы выполнения работ должны соответствовать требованиям к выполнению работ, указанным в описании объекта закупки, проекте контракта. Выполняемые работы и их результат должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, установленным к таким работам, достаточно подробно регламентированным нормативными правовыми актами, в том числе указанными заказчиком в пункте 4 "Описания объекта закупки".
Согласно решению Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2022 по делу N А63-11792/2022 (поддержано Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 14.02.2023 N 16АП-5042/2022 по делу N А63-11792/2022, Арбитражным судом Северо-Кавказского округа в постановлении от 19.04.2023 N Ф08-3229/2023 по делу N А63-11792/2022) "последовательность и технология выполнения работ" не относится ни к одному из указанных в п. 16 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 показателей оценки_", "отсутствие порядка присвоения балов, отсутствие описания конкретных показателей по критерию "качественные характеристики", по которым комиссия оценивает предложения, фактически предполагает присвоение таких балов на усмотрение комиссии, что противоречит принципам предусмотренным статьями 7 и 8 Закона о контрактной системе, а также нормам п. п. 16, 17 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, на которых основывается проведение конкурса.".
Оценка методологии, описания последовательности работ не могут являться предметом оценки по показателю "качественные характеристики объекта закупки", так как не способствует выявлению участника, способного наиболее качественно выполнить работы.
Из разъяснений заказчика также следует, что "предложение участника закупки должно охарактеризовать свойства объекта закупки, соответствующее описанию объекта закупки, а также содержать ссылки на предложения, представленные в текстовой форме, в виде эскизов, рисунков, чертежей"
Достоверно определить, какое именно текстовое описание последовательности, порядка, методов и способов выполнения работ будет расценено конкурсной комиссией как подробное и соответствующее объекту закупки, не представляется возможным.
Также не представляется возможным определить, что должно быть представлено на эскизах, рисунках и чертежах, каким образом комиссией Заказчика будет устанавливаться взаимосвязь методов и приемов с поставленными целями и задачами.
Из описания предмета оценки не следует обязательно ли для получения максимального балла предоставлять фрагменты будущего генерального плана (его текстовые и графические материалы), или, проработанным и соответствующим будет считаться предложение, содержащее иные имеющие значение для подготовки проекта сведения - какие.
Такой порядок оценки является субъективным, что не отвечает принципу определенности и однозначности, может повлечь необъективное присвоение баллов и позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя торгов.
Установление субъективного порядка оценки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является нарушением п. 11) ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, пунктов 22 и 23 Положения.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НИИ "Земля и Город" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО Белореченский район нарушение п. 11) ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации МО Белореченский район (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 сентября 2023 г. N 968/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2023