Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>;
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
При участии:
от Заказчика - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Калипсо" на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку мопов, начальная (максимальная) цена контракта - 12 441 382,65 рублей (извещение N 0190200000323009787) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 21.08.2023;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 05.09.2023 08:00 (Мск+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 05.09.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.09.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в описании объекта закупки заказчиком был применен код ОКПД2 32.91.19.190 "Щетки прочие, не включенные в другие группировки", что не соответствует представленному заказчиком наименованию товара и его описанию в Техническом задании. В закупках с аналогичным товаром, иные заказчики указывают код 13.92.29.110 - Тряпка для очистки поверхностей, который соответствует функциональным и техническим характеристикам.
Заказчиком представлено возражения на жалобу заявителя, согласно которому, с доводами жалобы не согласен, считает, что при описании объекта закупки действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанные правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию о наименовании товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В Описании объекта закупки (Приложении N 1 к извещению о проведении закупки) Заказчиком указаны характеристики товара, указан код позиции ОКПД2 - 32.91.19.190 "Щетки прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно описания объекта закупки Заказчику необходим односторонний флаумер предназначен для обработки и мытья поверхностей. Цвет кодирующих полос: жёлтый, зеленный, синий. красный. Состав: не менее 30% - микроволокно, не менее 30% - хлопок, не менее 40% - полиэстер, автоклавируемый материал, имеющий тафтинговую петлевую моющую поверхность с закрытой внешней бахромой. Ширина: не более 130 мм. Длина: не более 420 мм. Вес: не менее 160 г. Способ крепления к держателю при помощи кармашков с профильной перегородкой и текстильной ленты. Размер кармашков: ширина не менее 120 мм и не более 125 мм глубина не менее 65 мм и не более 70 мм. Размер ленты: ширина не менее 50 мм и не более 55 мм, длина не менее 180 мм и не более 185 мм Возможность надевания и снятия мопов без касания рук, снятие посредством нажатия кнопки. Должен иметь хорошую гигроскопичность не менее 400 мл подлежать многократной стирке при температуре не менее 95 градусов °C и дезинфекции. Производство в соответствии с ISO 9001.
Из жалобы Заявителя следует, что при формировании описания объекта закупки Заказчик должен был использовать код ОКПД 2: 13.92.29.110 "Тряпки для мытья полов, посуды, удаления пыли", а также позицию КТРУ 13.92.29.110-00000001 "Тряпка для очистки поверхностей".
Рассмотрев доводы жалобы Комиссия отмечает, что Заказчик самостоятельно определяет код позиции ОКПД2 или код позиции КТРУ путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, включение в описание объекта закупки дополнительных потребительских свойств обусловлено потребностью заказчика.
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определён код ОКПД2, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения.
При рассмотрении жалобы Комиссией УФАС принимается во внимание позиция Министерства финансов России, изложенная в Письме от 09.06.2017 N 24-03-08/36404. Как указано в Письме, Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД2, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Также в соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 N Д28и-1033, Заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Из пояснений Заказчика следует, что объектом закупки не являются тряпки для мытья полов, посуды, удаления пыли.
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что под флаумером понимается насадка в виде прямоугольника разных размеров с карманами или петлями по краям, куда вставляются концы швабры, т.е флаумер, не может являться тряпкой, а представляет собой готовое изделие.
Так, Моп (от англ. mop, швабра) - насадка для швабры или щетки, соответствующая по размеру и типу крепления, для уборки и ухода за полами с твердым покрытием. Используется вместе с ручкой и крепежом. В зависимости от конструкции могут использоваться как для сухой, так и для влажной или мокрой уборки, нанесения защитных или дезинфицирующих покрытий и т.п. При этом, особое плетение нитей мопа для швабры позволяет и подметать, и мыть одновременно.
Соответственно, Заказчиком был применен код ОКПД 2: 32.91.19.190 "Щетки прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Кроме того, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате тор-гов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, указание Заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Комиссия в ходе рассмотрения дела установила, что содержащиеся в Описании объекта закупки характеристики не носят ограничительный характер и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.
По общему правилу указание Заказчиком в извещении о Закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Калипсо" на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" на поставку мопов, начальная (максимальная) цена контракта - 12 441 382,65 рублей (извещение N 0190200000323009787), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 6 сентября 2023 г. N 089/06/42-643/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023