Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Швецова О.Ю. |
- |
председатель комиссии, ВрИО заместителя руководителя управления; |
- Клевцова А.А. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок; |
- Ражев С.В. |
- |
член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок; |
при участии посредством видеоконференцсвязи: | ||
- Кузнечекова М.В. |
|
представителя МКУ "Главукс Г.Н.Новгорода" (доверенность Nб/н от 23.01.2023), |
- Валиевой В.Э. |
|
представителя ООО "Анфилада" (доверенность N1/УФАС от 07.09.2023), |
осуществив проверку по факту одностороннего отказа Муниципальным казенным учреждением "Главное управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода" (далее также - МКУ "Главукс Г.Н.Новгорода", заказчик) от исполнения контракта, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "Анфилада" (далее также - ООО "Анфилада", общество) по результатам определения поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Выполнение работ по объекту: "Реставрация объекта культурного наследия (ОКН) регионального значения: "Дом Н.А.Бугрова", расположенный по адресу: город Нижний Новгород, Нижне-Волжская набережная, д.14"", номер извещения 0132300007520000631.
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту.
Заслушав представителей сторон и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 10.09.2020 в единой информационной системе и на электронной торговой площадке АО "ЕЭТП" размещено извещение по объекту закупки: "Выполнение работ по объекту: "Реставрация объекта культурного наследия (ОКН) регионального значения: "Дом Н.А.Бугрова", расположенный по адресу: город Нижний Новгород, Нижне-Волжская набережная, д.14"", номер извещения 0132300007520000631.
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 001 810,00 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.09.2020 N0132300007520000631-3 ООО "Анфилада" и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом комиссия приняла решение заключить контракт с ООО "Анфилада", итоговая цена контракта составляет 29 943 575,65 рублей.
3) 05.10.2020 по результатам рассмотренного электронного аукциона между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно разделу 1 Контракта определен его предмет:
"1.1. Предметом Контракта является выполнение работ по объекту: Реставрация объекта культурного наследия (ОКН) регионального значения: "Дом Н.А.Бугрова", расположенный по адресу: город Нижний Новгород, Нижне-Волжская набережная, д.14", (далее - Работы).
1.2. Работы выполняются в соответствии с условиями Контракта, в том числе с:
- Сметной документацией (Приложение N1 к Контракту).
- Проектной и Рабочей документацией.
1.3. Место выполнения Работ: г. Нижний Новгород, Нижне-Волжская наб., д.14.
1.4. Качество выполняемых Генподрядчиком Работ и применяемых Генподрядчиком товаров (материалов) должно соответствовать требованиям:
- Сметной документации (Приложение N1 к Контракту).
- Проектной и Рабочей документации.
а также, требованиям промышленной безопасности, стандартов и сводов правил, технических регламентов, строительных норм и правил, иных нормативных актов, включая требования энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также в соответствии с экологическими параметрами, установленными отраслевыми нормативными правовыми актами, техническими регламентами и иными отраслевыми актами к Работам, подлежащим выполнению по предмету Контракта.
1.4.1 Настоящий Контракт заключен по результатам проведения электронного аукциона (протокол N ЭА-633.20 от "21" сентября 2020 года).
1.4.2 Объём, характер и стоимость работ, предусмотренных в п.1 п.п. 1.1. настоящего Контракта определяются:
- Сметной документации (Приложение N1 к Контракту).
- Проектной и Рабочей документации.
1.4.3 Подписывая настоящий Контракт, Генподрядчик подтверждает, что:
1.4.4. Генподрядчик несет полную ответственность за выполнение работ по настоящему Контракту, в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативно-правовыми и нормативно-техническими актами.
1.4.5. Генподрядчик полностью понимает и осознает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ, в том числе: расположением объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, конструкций и оборудования,
строительной техники, внутриобъектным режимом, мерами безопасности, правилами пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности, охраны окружающей среды и антитеррора, требованиями миграционного контроля и таможенного оформления, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ.
1.4.6. Генподрядчик изучил все материалы настоящего Контракта (на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru/), включая все приложения к нему и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ, в полном объеме и признает правильность и достаточность изученной информации. Генподрядчик признает правильность и достаточность цены настоящего Контракта, содержащейся в настоящем Контракте, для покрытия всех расходов, обязательств и ответственности в рамках настоящего Контракта, а также в отношении всех прочих вопросов, необходимых для надлежащего производства работ. Соответственно, Генподрядчик, не претендует ни на какие дополнительные платежи, а также не освобождается ни от каких обязательств и/или ответственности, по причине его недостаточной информированности.
1.5. Результатом работы по настоящему Контракту является надлежащим образом выполненные Работы на объекте культурного наследия (ОКН) регионального значения: "Дом Н.А.Бугрова", расположенный по адресу: город Нижний Новгород, Нижне-Волжская набережная, д.14 в соответствии с требованиями и условиями Контракта, в том числе с:
- Сметной документацией (Приложение N1 к Контракту).
- Проектной и Рабочей документацией.
1.6. Никакая другая работа Генподрядчика не является приоритетной в ущерб работам по настоящему Контракту".
Комиссией Нижегородского УФАС Установлено следующее:
Согласно пункту 3.1 Контракта, 3.1. Сроки выполнения работ: 9 месяцев с даты заключения муниципального контракта.
Генподрядчик при исполнении контракта по согласованию с Заказчиком имеет право досрочно выполнить работы и сдать объект Заказчику.
Дополнительным соглашением N 2 от 02.07.2021 года срок выполнения работ был продлен до 15.08.2021 года.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1-14-2176 от 25.08.2023 следует, что на момент принятия данного решения, работы подрядчиком не были завершены.
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представитель Заказчика изложил аналогичную позицию, указав также, что в адрес Подрядчика неоднократно направлялись претензии о просрочке выполнения работ по Контракту.
Из пояснений представителя Общества следует, что между сторонами неоднократно заключались дополнительные соглашения, с целью внесения изменений в сметную документацию.
При этом, Заказчиком были приняты выполненные Подрядчиком работы согласно следующим документам о приёмке работ (Приложение N 3):
1) акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 1 от 17.12.2020 г. на сумму 1 263 378,21 руб.;
2) акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 2 от 09.07.2021 г. на сумму 713 836,09 руб.;
3) акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 3 от 09.09.2021 г. на сумму 2 855 803,71 руб.;
4) акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 5 от 06.12.2021 г. на сумму 2 536 146,79 руб.;
5) акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 6 от 20.12.2021 г. на сумму 15 250 266,89 руб.;
6) акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 7 от 24.12.2021 г. на сумму 5 525 671,68 руб.
Также, Заказчиком были оплачены выполненные Подрядчиком работы на общую сумму 29 943 575,65 руб. согласно следующим документам об оплате (Приложение N 4):
1) платёжному поручению N 26898 от 28.12.2020 г. на сумму 1 263 378,21 руб.;
2) платёжному поручению N 26896 от 28.12.2020 г. на сумму 8 613 537,57 руб.;
3) платёжному поручению N 26891 от 21.07.2021 г. на сумму 489 828,46 руб.;
4) платёжному поручению N 26874 от 22.09.2021 г. на сумму 1 959 629,06 руб.;
5) платёжному поручению N 26834 от 15.11.2021 г. на сумму 2 225 244,81 руб.;
6) платёжному поручению N 26813 от 10.12.2021 г. на сумму 2 510 785,32 руб.;
7) платёжному поручению N 26843 от 27.12.2021 г. на сумму 12 881 172,22 руб.
Вместе с тем на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представитель Общества пояснила, что в последнее время Заказчик не согласовывал направленные подрядчиком предложения о внесении изменений в сметную документацию.
Также, представитель Общества пояснила, что Общество имело намерение завершить работы и предпринимало все меры для исполнения своих обязательств по Контракту.
Вместе с тем на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что фактическое исполнение составляет 90%.
Согласно данным Единой информационной системы, стоимость исполненных подрядчиком, обязательств составляет 28 145 103,37 руб.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.08.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств.
25.08.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 25.08.2023 (дата поступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес общества посредством Единой информационной системы).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно было вступить в силу и контракт должен быть расторгнут заказчиком - 05.09.2023.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-Пи от 21.11.2002 N 15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При изложенных обстоятельствах, учитывая направленность воли общества и объем исполненных обязательств, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "Анфилада" в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно.
Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные МКУ "Главукс Г.Н.Новгорода" об ООО "Анфилада", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
О.Ю. Швецова
|
Члены комиссии: |
|
А.А. Клевцова
|
|
|
С.В. Ражев
|
Исп.Ражев С.В.
тел.+7(831)431-73-87 вн.052-703
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 сентября 2023 г. N РНП 52-250-23-СВ
по
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2023