Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Приоритет" в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 03.02.2023 на поставку светового оборудования и комплектующих материалов для организации биодинамической системы имитации естественного света в интерьере,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Приоритет".
В частности, указанное решение обусловлено неисполнением со стороны Поставщика своих обязательств по контракту. В подтверждение своих доводов заказчик представил документы, указывающие на данные обстоятельства, которые Комиссией приобщены к материалам дела.
Представитель Поставщика, предоставил письменные пояснения, которые Комиссией приобщены в материалы дела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей Заказчика, представителя Поставщика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0367100010722000052) на поставку светового оборудования и комплектующих материалов для организации биодинамической системы имитации естественного света в интерьере с победителем указанной закупки - ООО "Приоритет" заключен контракт от 03.02.2023 на общую сумму 5 820 923,76 рублей.
В соответствии с условиями указанного контракта (п. 1.1) Поставщик обязался осуществить поставку светового оборудования и комплектующих материалов для организации биодинамической системы имитации естественного света в интерьере, а именно:
- Рамку для встроенного монтажа светодиодной панели, 8 шт (п.1 Приложения к контракту "Спецификация);
- Рамка для встроенного монтажа светодиодной панели, 12 шт (п.2 Приложения к контракту "Спецификация);
- Светодиодная панель, предназначенную для организации биодинамической системы имитации естественного света в интерьере, 160 шт. Световой поток Ф: 4200 лм (п.3 Приложения к контракту "Спецификация);
- Встраиваемый светодиодный светильник, 240 шт. Световой поток, Ф: 1450 лм (п.3 Приложения к контракту "Спецификация).
Срок поставки товара до 150 календарных дней с даты заключения контракта, то есть по 03.07.2023 (п.3.1 контракта).
Как пояснил представитель Заказчика согласно п. 5.1, 5.2 контракта поставщик гарантирует, что поставленный товар соответствует требованиям, установленным контрактом; а также гарантирует безопасность товара в соответствии с требованиями, установленными к данному виду товара правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.
08.06.2023, 26.06.2023, 07.07.2023 Поставщиком был поставлен товар, однако данный товар Заказчиком не был принят в связи с несоответствиям требованиям пункта 5.1, 5.2 контракта.
18.07.2023 Поставщиком осуществлена повторная поставка товара, однако в рамках приемки товара выявлены следующие несоответствия товара условиям контракта:
1. В соответствии с контрактом Поставщиком была осуществлена поставка товара светильника светодиодного ПромЛед Офис 40 2700К-6500К Опал DALI и светильника светодиодного ПромЛед Даунлайт 15-М 2700К-6500К Опал IP54 DALI, к указанному товару в качестве сопроводительных документов Поставщиком приложены декларации о соответствии, протоколы испытаний на товар, сертификат соответствия (добровольная сертификация).
Исходя из эксплуатационной документации, предоставленной вместе с товаром, не следовало, что товар не относится к товару бытового назначения, в связи с чем, он подлежит обязательной сертификации соответствия требованиям ТР ТС 004/2011. Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности низковольтного оборудования, ТР ТС 020/2011. Технический регламент Таможенного союза. Электромагнитная совместимость технических средств.
Обязательных сертификатов соответствия требованиям ТР ТС 004/2011. Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности низковольтного оборудования (далее - ТР ТС 004/2011), ТР ТС 020/2011. Технический регламент Таможенного союза. Электромагнитная совместимость технических средств (далее - ТР ТС 020/2011) Поставщиком не предоставлено.
В соответствии с п.3.2 контракта приемка товара осуществляется путем передачи Поставщиком товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида товара, а также иных документов, подтверждающих качество товара.
В соответствии с п.5.2 контракта Поставщик гарантирует безопасность Товара в соответствии с требованиями, установленными к данному виду товара правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации. Поставляемый Товар должен соответствовать действующим в Российской Федерации стандартам, техническим регламентам, санитарным и фитосанитарным нормам.
Предоставленные Поставщиком сопроводительные документы к товару, не являются надлежащими документами об оценке соответствия, предусмотренными правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательными для данного товара (ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011).
2. Кроме того, в соответствии с требованиями контракта, товар, поставленный по пункту 3 спецификации, должен обладать световым потоком 4 200 лм, товар, поставленный по пункту 4 спецификации, световым потоком 1 450 лм. Указанные характеристики товара являются обязательными, т.к. необходимы для выполнения требований научного исследования, в рамках которого осуществляется приобретение товара. Учитывая информацию, содержащуюся в паспортах и руководствах по эксплуатации на поставленный товар, его характеристики допускают наличие светового потока менее указанных в контракте величин (у товара, поставленного по пункту 3 спецификации, допускается наличие светового потока на 5% меньше, чем 4 200 лм, т.е. 3 990 лм (4200-5%=3990); у товара, поставленного по пункту 4 спецификации, допускается наличие светового потока на 5% меньше, чем 1 450 лм, т.е. 1 377,5 лм (1450-5%=1377,5), что не соответствует требованиям контракта и недопустимо для реализации запланированного проекта.
Учитывая изложенные обстоятельства 14.08.2023 г. учреждением принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 28.08.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В свою очередь представитель общества с доводами Заказчика не согласился сообщил следующее.
Поставщиком по позиции 3,4 контракта от 03.02.2023 поставлен светильник светодиодный ПромЛед Офис 40 2700К-6500К Опал DALI - световой поток Ф: 4200 лм и светильник светодиодного ПромЛед Даунлайт 15-М 2700К-6500К Опал IP54 DALI- световой поток Ф: 1450 лм, что соответствует характеристикам светового потока товара, указанного в контракте от 03.02.2023, и подтверждается заключением эксперта Центра независимой экспертизы, оценки и сертификации Союза "Тогрово-промышленная палата Тюменской области": "соответствие поставляемого товара и товаросопроводительных документов соответствуют требованиям документации электронного аукциона".
Допуск на световой поток светильников указан производителем в паспортах на товар, номинал светового потока может варьироваться в пределах +(-) 5%, что считается допустимым и соответствует требованиям ГОСТ Р 56230-2014 Модули светодиодные для общего освещения, утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1566-ст (далее ГОСТ Р 56230-2014).
При проведении испытаний светильника светодиодного ПромЛед Даунлайт 15-М 2700К-6500К Опал IP54 DALI установлен показатель святого патока 1448 лм, разница составляет 0,14 % и не превышает 5%, установленных ГОСТ Р 56230-2014. При проведении испытаний светильника светодиодного ПромЛед Офис 40 2700К-6500К Опал DALI установлен показатель светового потока 4297 лм, разница составляет 2,31% (в большую сторону) и не превышает 5%, установленных ГОСТ Р 56230-2014.
Об отсутствии сертификатов соответствия на поставленные светильники ООО "Приоритет" обратилось к ООО "ЗЕТ.-ТЕСТ", ИНН 7810528112, основным видом деятельности которого является сертификация продукции, услуг и организации (Аттестат аккредитации в качестве органа по сертификации N РОСС RU.001.11АВ49 от 19.08.2016).
Согласно письму N 304 от 18.08.2023 ООО "ЗЕТ.-ТЕСТ" осветительные приборы промышленные (не предназначены для бытового применения) светильник светодиодный ПромЛед Даунлайт 15-М 2700К-6500К Опал IP54 DALI, светильник светодиодный ПромЛед Офис 40 2700К-6500К Опал DALI (Код ТН ВЭД ЕАЭС:9405) подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования и не требуют подтверждения в форме сертификатов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Технического Регламента Таможенного Союза 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования, подлежащего подтверждению соответствия в форме сертификации" в соответствии с ТР ТС 004/2011 (в редакции изменений от 10.06.2022) подлежит следующее оборудование:. электрические аппараты и приборы бытового назначения;. персональные электронные вычислительные машины (персональные компьютеры);. низковольтное оборудование бытового и офисного назначения, подключаемое к персональным ЭВМ;. инструмент электронагревательный;. инструменты музыкальные;. кабели, провода и шнуры; выключатели автоматические, устройства защитного отключения, плавкие предохранители, распределительные устройства, переключатели, контакторы, пускатели.
Поставленный обществом товар (светильник светодиодный ПромЛед Даунлайт 15-М 2700К-6500К Опал IP54 DALI, светильник светодиодный ПромЛед Офис 40 2700К-6500К Опал DALI и рамки для встроенного монтажа светильников) не относится к вышеуказанному перечню, в связи с чем не требует предоставления сертификатов в подтверждение качества продукции. При этом декларации о соответствии ТР ТС 004/2011 на поставленный товар представлены.
Согласно статьи 7 пп 2 требованиям ТР ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств", в Перечень технических средств, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" подлежит: электрические аппараты и приборы бытового назначения; персональные электронные вычислительные машины (персональные компьютеры); технические средства бытового и офисного назначения, подключаемые к персональным ЭВМ; инструмент электрифицированный (машины ручные и переносимые электрические); инструменты электромузыкальные.
В связи с чем требование заказчика о предоставлении сертификата соответствия не основано на положении действующего законодательства, при этом заказчику при поставке были предоставлены декларации о соответствии: ЕАЭС N RU Д-RU. РА03.В.20813/22 от 22.04.2022, которые являются действующими и включены в единый реестр сертификатов и деклараций о соответствии.
В свою очередь представители Заказчика с позицией полагают, что поставленный товар не соответствует требованиям в части светового потока, указывают на необходимость предоставления поставщиком сертификата соответствия на товар.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 9.2 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из материалов дела следует, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Подрядчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 15 августа 2023 года и получено им в этот же день.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте www.zakupki.gov.ru карточка о расторжении контракта с обществом сформирована заказчиком 28.08.2023 г.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Постановлением от 30.06.2021 N 1078 Правительство Российской Федерации утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила) в силу пп "в" пункта 15 которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия считает необходимым отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. При этом, включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках исполнения государственного заказчика, которая должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Комиссия Тюменского УФАС России, проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения контракта, не установила доказательств, позволяющих с достоверностью утверждать о наличии в действиях поставщика недобросовестного поведения при исполнении контракта, умышленного неисполнения им принятых на себя обязательств, злостного уклонения от выполнения условий контракта. Наоборот, из представленных доказательств, усматривается, что общество принимало меры, направленные на исполнение контракта, подтвердило соответствие поставленного товара требованиям заказчика соответствующими документами.
Учитывая отсутствие бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Поставщика или его злонамеренное уклонение от исполнения контракта, а также направленность его действий на исполнение контракта.
Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения сведений об ООО "Приоритет" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России в отношении ООО "Приоритет" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 31 августа 2023 г. N РНП-72-129/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023