Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России, Комиссия Управления) в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи" (далее - ГБУ РС (Я) "РБ N2 - Центр экстренной медицинской помощи", заказчик): ..., ..., ... (представители по доверенностям);
уполномоченного учреждения Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): ... (представитель по доверенности);
в отсутствие:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "МСК" (далее - ООО "МСК", заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСК" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (ГАДОБУТРОЛ) (извещение N 0816500000623016027), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "МСК" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "МСК" следует, что в описании объекта закупки установлены характеристики объекта закупки ограничивающие доступ к участию в закупки.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из пояснений заказчика и уполномоченного учреждения следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623016027 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 25.08.2023года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 191 849,70 рублей;
4. На участие в закупке было подана 1 (одна) заявка на участие признанная не соответствующей требованиям извещения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункта "в" пункта 5 Постановления правительства российской федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 1380) при описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий.
Согласно подпункту "г" пункта 3 постановления N 1380 при описании объекта закупки в отношении лекарственных препаратов в формах выпуска: "шприц", "преднаполненный шприц", "шприц-тюбик", "шприц-ручка" - должно быть указание на возможность поставки лекарственного препарата с устройством введения, соответствующим объему вводимого лекарственного препарата (например, при закупке преднаполненного шприца объемом 1 мл может быть указана форма выпуска "ампула" с поставкой шприца объемом 1 мл или 2 мл), за исключением случаев, когда в описании объекта закупки содержится обоснование необходимости закупки лекарственного препарата конкретной формы выпуска.
При этом, согласно пункту 6 постановления N 1380 описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 данного закона в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом описание объекта закупки должно содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в описании объекта закупки установлено обоснование необходимости указания таких характеристик.
Так, извещением о проведении закупки установлено следующее:
Из пояснений уполномоченного учреждения следует, что описание объекта закупки сформировано заказчиком в строгом соответствии с его потребностью и позволяет предложить к поставке товар, соответствующий таким потребностям.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации": "Суды также отметили, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок".
Из письменных и устных пояснений заказчика следует, что медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к лекарственному препарату с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности. По условиям извещения возможно предложение товара: лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) Гадобутрол 4-х производителей, зарегистрированных в установленном порядке на территории РФ. Также описанием объекта закупки предусмотрен эквивалентный вариант поставки, отвечающий требования заказчика для проведения диагностики. В аукционной документации обоснована специфика использования такого товара в соответствии с п. 3 пп. "г" ПП 1380 о поставка в форме наполнения специальный предзаполненный шприц с упором и обратной градуировкой, а не флакон, и не шприц без упора и обратной градуировки (допускаются в качестве альтернативы с условием безвозмездной передачи средств введения к инъектору).
Кроме того заказчик поясняет, что данный препарат является диагностическим, основная цель достижение достоверной диагностики. Требуемый ассортимент фасовок, форм наполнения, потребительских характеристик, отвечает потребности заказчика провести в установленный срок максимально эффективную процедуру контрастирования, исключить любые возможные случаи повторный необходимости проведения исследования из-за недостаточной достоверности, поскольку риски побочных эффектов применения данных препаратов крайне высоки. При ручном введении контраста требуется наличие на шприце упора для введения, площадью не менее 4,5 кв.см., обеспечивающего надежную фиксацию шприца в руке для точного дозирования, безопасного ручного введения лекарственного препарата через предварительно заполненный градуированный шприц. Требование установлено в связи с высокой вязкостью вводимого раствора (в 3-4 раза выше физиологического раствора), что затрудняет достижение нужной скорости инъекции, безопасной и надёжной фиксации в руке специального шприца, достижения заданных параметров при введении обычным шприцом. Одноразовый шприц в качестве средства введения не допускается, в связи с высокой вязкостью препарата, затрудняющей безопасный ввод шприцом, изготовленным согласно ГОСТ ISO 7886-1-2011 от 01.01.2013; а также, по условию ч. 9 ГОСТа допуск на градуированную вместимость для шприцев инъекционных однократного применения стерильных объемом 10 мл составляет *4%, объем "мертвого пространства" до 0,1 мл, или 2%, что, в совокупности с субъективностью восприятия точности набора контраста в шприц медицинским персоналом малой дозы препарата (погрешность
0,1 мл), создает возможность недопустимого изменения дозировки, ведет к недостоверной результату, повышает риски нарушения стерильности и безопасности выполнения инъекции. Обратная градуировка позволяет точно сразу отсчитывать при введении назначенную дозу без необходимости дополнительных расчетов, что минимизирует ошибки персонала, которые могут привести к неэффективному исследованию. Характеристики "градуировка", "расширенный упор для пальцев" установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации нормы о техническом регулировании, о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара согласно ГОСТ Р59747.8-2021 (ИСО 11040-8:2016), "Национальный стандарт РФ Шприцы предварительно наполненные, ч.8".
Также следует, что предзаполненный шприц позволяют не использовать отдельно дополнительные средства введения точной дозы через инъекционную систему, сокращают время на подготовку и проведение процедуры. Предзаполненные шприцы с указанными характеристиками вводят точную дозу сразу вручную, безопасно фиксирую шприц в руке по причине больших усилий из-за высокой вязкости Гадобутрола. Высокая вязкость гадобутрола (в 3-4 раза выше физиологического раствора) не обеспечивает безопасное введение обычным одноразовым шприцом, шприцом без специального упора, так как внутривенная инъекция в этом случае связана со значительными и чрезмерными усилиями в непосредственной близости от места введения менее 1 см от мета установки в\в катетера), отсутствует требуемая площадь упора для пальцев для надежной фиксации шприца в руке и обеспечения высокой скорости введения с требуемой дозировкой. Заказчику требуется исключение риска повреждения венозных сосудов, имеющих, в том числе, патологические изменения сосудистой стенки (особенность профиля пациентов с эндокринологической патологией), и недопустимость случайного травмирования пациента и экстравазации.
При применении специальных шприцов с упором и обратной градуировкой обеспечивается безопасное введение и простой следование дозирования согласно шкале обратной градуировки - от плунжера шприца, а не от канюли, что исключает ошибки в расчетах, не требуются дорогостоящие расходные материалы для инъектора. В случае предложения о поставке предзаполненных шприцов с градуировкой от канюли нивелируется простота и максимальная безошибочность вводимой дозы, поскольку медицинский персонал должен совершать обратный расчет вводимой дозы, производя дополнительные арифметические расчеты, что может привести к ошибочному дозированию и неэффективной и недостоверной диагностике. Шприцы с такой градуировкой рассчитаны на точный набор препарата из ампул, флаконов требуемого объема для введения и последующей инъекции. Предзапоненные шприцы уже наполнены препаратом, и требуется только ввести необходимую дозу, следуя обратной градуировке.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что при наличии у заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которые указаны в техническом задании, заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность заказчика.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки подобным образом не влечет за собой ограничение количества участников закупочной процедуры.
Таким образом, изучив представленную информацию, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Заявителем документов и сведений, подтверждающих обоснованность изложенных в жалобе доводов, а также свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе, либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки не представлено.
Таким образом, жалоба признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСК" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (ГАДОБУТРОЛ) (извещение N 0816500000623016027) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 сентября 2023 г. N 014/06/49-1363/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2023