Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности),
заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ БОЛЬНИЦА N2 - ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" (далее также - ГБУ РС (Я) "РБ N2 - ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ", заказчик): ... (представитель по доверенности),
в отсутствие:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев, посредством веб-видеоконференцсвязи, жалобу общества с ограниченной ответственностью жалоба "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ БОЛЬНИЦА N2 - ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации) (извещение N 0816500000623015978), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" следует, что:
- указаны идентичные характеристики для позиций 1.7 и 1.8 описания объекта закупки, не верно указано наименование товара для позиции 1.7, и не указано количество товара необходимое к поставке для позиции 1.8, данные разночтения и технические ошибки не позволяют правильно оформить заявку на участие и принять участие в закупке, что приводит к ограничению конкуренции участников закупки;
- в пункте 1.2.2 описания объекта закупки "Разрешение" - не указана характеристика и единица измерения, Заказчик не внёс в данный пункт показатель, которому должно соответствовать разрешение, поэтому верно заполнить заявку на участие и определить модель товара не представляется возможным.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из пояснений заказчика и уполномоченного учреждения следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623015978 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 24.08.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 198 897,71 рублей;
4. По окончании срока подачи заявок, подано 2 (две) заявки признанные соответствующими требованиям.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав участвующих лиц, считает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям.
1. По доводу жалобы о том, что в пункте 1.2.2 описания объекта закупки "Разрешение" - не указана характеристика и единица измерения, Заказчик не внёс в данный пункт показатель, которому должно соответствовать разрешение, поэтому верно заполнить заявку на участие и определить модель товара не представляется возможным, установлено следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Комиссией Якутского УФАС России проанализировав данную закупку в ЕИС установила, что Заказчиком использована позиция КТРУ 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации". Описание товара, работы, услуги в указанной позиции отсутствует:
В соответствии с письмом Минфина России от 24.01.2022 N24-03-08/4090 "O направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:
- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);
- предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Также отмечаем, что в рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, любое лицо может принять участие в закупке, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в закупке. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Данная правовая позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N304-КГ18-3049, где установлено, что "действующим законодательством не ограничена реализация знаков почтовой оплаты со стороны федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", поэтому любое юридическое или физическое лицо, и в том числе общество, имеет возможность приобрести соответствующие знаки с целью принятия участия в спорной закупке".
Так, описанием объекта закупки установлено:
Из пояснений заказчика следует, что Позиции 1.7 и 1.7.1 описания объекта закупки содержат требования к резервуару для воды автоклавируемому в составе видеоэндоскопической системы. Позиции 1.7.2-1.7.8 описывают требования к блоку дополнительной подачи воды в составе резервуара для воды автоклавируемого в комплекте. Для всех составных частей эндоскопической системы указано необходимое количество, в соответствии с нуждами заказчика (1 шт. резервуара для воды автоклавируемого в комплекте содержит 1 шт. блока дополнительной подачи воды).
В позиции 1.8 описания объекта закупки описывается Помпа ирригационная эндоскопическая с блоком дополнительной подачи воды. Подпункты 1.8.1-1.8.6 содержат требования к блоку дополнительной подачи воды в составе Помпы ирригационной эндоскопической.
Необходимость публикации в описании объекта закупки двух идентичных описаний блоков дополнительной подачи воды в составе резервуара для воды требуется для колоноскопии, а блока дополнительной подачи воды помпы ирригационной - для гастроскопии.
С учетом изложенного, комиссия приходит к выводу о том, что заказчик формируя данные требования к характеристикам товара, описанию объекта закупки руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимостью закупки с учетом собственных нужд.
Комиссия Якутского УФАС России также отмечает, что заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
2. По доводу жалобы о том, что указаны идентичные характеристики для позиций 1.7 и 1.8 описания объекта закупки, не верно указано наименование товара для позиции 1.7, и не указано количество товара необходимое к поставке для позиции 1.8, данные разночтения и технические ошибки не позволяют правильно оформить заявку на участие и принять участие в закупке, что приводит к ограничению конкуренции участников закупки, установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Так, описанием объекта закупки установлено:
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что количественные показатели и единицы измерения требований к разрешению указаны в пунктах 1.2.2.1 и 1.2.2.2 описания объекта закупки.
Таким образом, довод заявителя о том, что для характеристики разрешения не указаны единицы измерения не находит своего подтверждения.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" признана необоснованной.
По внеплановой проверке установлено следующее.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок дата и время окончания срока подачи заявок по извещению N 0816500000623015978 установлен: 04.09.2023 09:30 (МСК+6).
Из пояснений уполномоченного учреждения следует, что разъяснение на запрос поступило 31.08.2023 в 15:33 по московскому времени (21:33 по времени г. Якутска рабочий день закончен), ответ был предоставлен 01.09.2023 в 09:13 по московскому времени.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок заказчиком предоставлен следующий ответ на запрос разъяснений:
Изучив ответ от 01.09.2023 года Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанный ответ заказчика на запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки не содержит разъяснений по существу поставленных вопросов.
Таким образом, в действиях заказчика имеются нарушения положений части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью жалоба "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ БОЛЬНИЦА N2 - ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации) (извещение N 0816500000623015978) необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать заказчика ГБУ РС (Я) "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ БОЛЬНИЦА N2 - ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации) (извещение N 0816500000623015978) нарушившим части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписания об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии: _
_.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 сентября 2023 г. N 014/06/49-1371/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2023