Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
_. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
_ - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
_. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
При участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Артика" (далее - ООО "Арктика", заинтересованное лицо): ... (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)" (далее ГКУ РС (Я) ДЖС РС (Я), заказчик): _. (представитель по доверенности);
рассмотрев обращение, представленное ГКУ РС (Я) ДЖС РС (Я) об участнике закупки ООО "Артика" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов на приобретение 2 (двух) жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в жилом доме введенном в эксплуатацию в п. Батагай, Верхоянского района, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (изв. N0816500000623010143), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее- Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГКУ РС (Я) ДЖС РС (Я) об участнике закупки ООО "Артика" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов на приобретение 2 (двух) жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в жилом доме введенном в эксплуатацию в п. Батагай, Верхоянского района, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (изв. N0816500000623010143).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта явилось ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что ООО "Арктика" предпринимало все необходимые действия для исполнения контракта.
Комиссией в целях всестороннего, полного, объективного рассмотрения настоящего обращения было принято решение о переносе заседания на 12.09.2023 в 16:00 часа, для представления сторонами дополнительных документов, обосновывающих правомерность позиции.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, присутствующих в деле, установила следующее:
1) 24.05.2023 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000623010143 на приобретение 2 (двух) жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в жилом доме введенном в эксплуатацию в п. Батагай, Верхоянского района, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы".
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 16 963 034,90 рублей;
3) 06.06.2023 года согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1, принято решение заключить контракт с ООО "Арктика" со сроком исполнения до 31.12.2023 г.
4) 28.08.2023 г заказчиком принято решение о расторжении контракта.
5) 04.09.2023 г контракт был расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "Арктика" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
04.07.2023 года заключен контракт N 0816500000623010143 между заказчиком и заинтересованным лицом (реестровый номер контракта 0816500000623010143) (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет Контракта" контракта установлено следующее:
1.1. Предметом настоящего Контракта является приобретение Покупателем с согласия (в пользу) Муниципального образования "поселок Батагай" (Приложение N 1 к настоящему Контракту) жилых помещений (благоустроенных квартир) у Продавца для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы".
1.2. Продавец обязуется передать в муниципальную собственность Муниципального образования "поселок Батагай" жилые помещения (благоустроенные квартиры), согласно Списку (Приложение N2 к настоящему Контракту), принадлежащие ООО "Арктика" на праве собственности,
1) на основании Записи в едином государственном реестре недвижимости N 14:09:140002:2288-14/050/2022-1 от 05.12.2022, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), у Верхоянский, пгт Батагай, ул Коммунальная, д 4А, кв 28, общей площадью - 61,8 кв.м.,
2) на основании Записи в едином государственном реестре недвижимости N 14:09:140002:2283-14/050/2022-1 от 05.12.2022, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), у Верхоянский, пгт Батагай, ул Коммунальная, д 4А, кв 23, общей площадью - 43,3 кв.м.,
(далее - "Квартиры"), соответствующую требованиям, изложенным в Описании Квартир (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Покупатель обязуется принять Квартиры и оплатить за них цену в соответствии с Контрактом.
1. Согласно разделу 2 "Цена Контракта и порядок оплаты" контракта установлено следующее:
2.1. Цена Контракта определена в сумме 16 963 034 (шестнадцать миллионов девятьсот шестьдесят три тысячи тридцать четыре) рубля 90 копеек.
2.2. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации.
Из пояснений Заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта явилось то, что у застройщика отсутствует заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объектов обязательным требованиям, что также подтверждается представлением Прокуратуры Республики Саха (Якутия).
Согласно разделу 11 Контракта предусмотрен следующий порядок расторжения Контракта:
1.1. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
1.2. Сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае существенного нарушения Контракта другой Стороной (абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
1.3. Нарушение Контракта Продавцом предполагается существенным в случаях:
- отказа Продавца передать в муниципальную собственность Квартиры или принадлежности к ним;
- поставки Квартир ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- невыполнение Продавцом в разумный срок требования Покупателя об устранении недостатков Квартир;
- неоднократного нарушения сроков передачи Квартир.
- непредоставление гарантийных обязательств, согласно разделу 8 настоящего Контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.08.2023 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по контракту.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
22.08.2023 года принято решение об одностороннем расторжении контракта.
22.08.2023 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.08.2023 года размещено в ЕИС.
Согласно сведениям из ЕИС 22.08.2023 10:21 (МСК) Поставщиком получено решение об одностороннем отказе.
Согласно пункту 3 статьи 12.1 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 04.09.2023 года.
На официальном сайте ЕИС датой одностороннего расторжения контракта является 04.09.2023 года.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком соблюден порядок расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
04.07.2023 г. заключен контракт между заказчиком и заинтересованным лицом.
20.06.2023 г.Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) принято решение N01-08-23/С-462 от 26.06.2023 о проведении выездной проверки в отношении 30-ти квартирного жилого дома по ул. Коммунальная, п.Батагай, Верхоянского района.
20.06.2023 г. в адрес ООО "Арктика" со стороны Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) направлено Требование о предоставлении необходимых документов.
17.08.2023 г. в составе комиссии утвержденной постановлением Главы муниципального образования "Поселок Батагай" N389 от 07.12.2021 г. были составлены акты осмотра жилых помещений по результатам которого квартиры были приняты.
30.06.2023 г. Управлением государственного строительного и жилищного надзора по РС (Я) было направлено письмо в адрес заинтересованного лица об отказе в выдаче оценки о соответствии температурного режима грунтов основания проектным требованиям.
22.08.2023 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
04.09.2023 г. контракт расторгнут.
Как следует из материалов дела, пояснений присутствующих лиц, ООО Арктика были приняты меры к исполнению вышеуказанного контракта, что отражается в предоставленных документах.
На заседании комиссии Якутского УФАС России заказчик пояснил, что от застройщика отсутствует заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объектов обязательным требованиям, в связи с чем было принято решение об одностороннем расторжении контракта.
Представитель заинтересованного лица пояснил, что документы не были предоставлены в срок по причине того, что Директор ООО "Арктика" в указанный период времени находился в командировке в г. Кировское Донецкой области, так ООО "Арктика" было заключено 26 контрактов предметом, которых было строительство и восстановление социальной инфраструктуры в указанном регионе, которые были представлены на рассмотрении дела.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Между тем, заказчик на заседании комиссии пояснил, что на включении в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков (исполнителей) заинтересованного лица ООО "Арктика" не настаивает.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком ГКУ РС (Я) ДЖС РС (Я) об участнике закупки ООО "Артика" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов на приобретение 2 (двух) жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в жилом доме введенном в эксплуатацию в п. Батагай, Верхоянского района, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (изв. N0816500000623010143) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 сентября 2023 г. N 014/06/104-1367/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023