Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме "Приспособление для современного использования фонтанов, являющихся объектами культурного наследия, расположенных по адресам: Румянцевская пл., д.2, сооружение 1, литера Ф; д.2, сооружение 2, литера Н".
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
30.08.2023 Управление, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе исходя из поступившего обращения от ООО "Ялта" (участник конкурса), приняло решение провести внеплановую проверку по данной закупке (дело передано для рассмотрения Ленинградскому УФАС России из-за конфликта интересов Санкт-Петербургского УФАС России и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга").
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела Инспекция установила следующую хронологию событий.
20.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0172200002523000290 на выполнение работ по приспособлению для современного использования фонтанов, являющихся объектами культурного наследия, расположенных по адресам: Румянцевская пл., д.2, сооружение 1, литера Ф; д.2, сооружение 2, литера Н.
Как следует из обращения Заявителя от 25.07.2023, Заявитель оспаривает отклонение конкурсной комиссией его заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме (заявка отклонена в виду несоответствия Независимой гарантии об обеспечении заявки по двум основаниям, указанным в Протоколе от 12.07.2023 NПРОII1).
01.08.2023 состоялось заседание Инспекции Ленинградского УФАС России, по результатам которого вынесено решение по делу N 047/06/99-2127/2023 в рамках внеплановой проверки, проводимой Управлением в рамках ст. 99 Закона о контрактной системе, согласно которому выявлены нарушения п.7 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, в связи с чем Заказчику выдано Предписание об отмене протоколов, повторном рассмотрении заявок (со сроком исполнения до 04.09.2023).
В рамках исполнения Предписания по делу N 047/06/99-2127/2023 (размещено в ЕИС 04.08.2023) Уполномоченным органом, Заказчиком в рамках своей компетенции осуществлены следующие действия, а именно: 10.08.2023 отменены протоколы; 21.08.2023 повторно рассмотрены вторые части заявок участников, в ЕИС размещен Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.08.2023 NПРОII2.
Как следует из обращения Заявителя от 30.08.2023, Заявитель также оспаривает отклонение конкурсной комиссией его заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме (заявка отклонена в виду несоответствия Независимой гарантии об обеспечении заявки по трем основаниям, указанным в Протоколе от 21.08.2023 NПРОII2).
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.08.2023 NПРОII2 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: "Основание отклонения заявки на участие в закупке: п. 7 ч. 12 ст. 48 ФЗ N 44 в части отказа в принятии независимой гарантии на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 ФЗ N 44.
Представленная в качестве обеспечения заявки независимая гарантия от 30.06.2023 N 1254440.062023ЭБГ не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 45 ФЗ N 44, п. "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии" раздела "Обеспечение заявки" извещения о закупке, а именно, в независимой гарантии указаны несоответствующие обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией:
- "1.Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств по заключению контракта с бенефициаром (в случае признания принципала в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иным участником закупки, с которым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт)".
Заключение контракта осуществляется с Заказчиком по закупке, а не с Бенефициаром, которым в соответствии с положениями независимой гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга. Указание в независимой гарантии условия, подразумевающего возможность предоставления Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга обеспечения исполнения контракта не позволяет надлежащим образом определить сторону соответствующего обеспечиваемого обязательства в случае его неисполнения.
В соответствии с условиями извещения о закупке заключение контракта осуществляется с заказчиком, которым является: Комитет по энергетике и инженерному обеспечению.
Кроме того, в соответствии с условиями извещения о закупке предоставление обеспечения исполнения контракта осуществляется в отношении заказчика, которым является Комитет по энергетике и инженерному обеспечению.
Позиция подтверждена решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2022 по делу А56-23166/2022, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2022 по делу А56-49244/2022, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 по делу N А 56-8040/2021, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2021 по делу N А 56-8045/2021, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2016 по делу N А 56-28943/2016, а также решениями комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 13.04.2021 по делу N 44-1707/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000011), от 25.10.2021 по делу N 44-4888/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000361), от 22.12.2021 по делу N 44-6136/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000511), от 22.04.2022 по делу N 44-1215/22 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002522000027).
Основания отклонения заявки на участие в закупке: п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ в части отказа в принятии независимой гарантии на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
Представленная участником закупки независимая гарантия от 30.06.2023 N 1254440.062023ЭБГ не соответствует требованиям части 8.2 статьи 45 ФЗ N 44, пункта "а" постановления Правительства Российской Федерации N 1005 от 08.11.2013 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а так же условия гарантии". "Обеспечение заявки" извещения о закупке, а именно: независимая гарантия содержит несоответствующее дополнительное требование к независимой гарантии о том, что: "15.Настоящая независимая гарантия выдана в пользу бенефициара, и права требования по ней не могут быть переданы третьему лицу без согласия гаранта, за исключением случая перемены заказчика при осуществлении закупки, при котором право требования по независимой гарантии может быть передано новому заказчику с предварительным извещением об этом Гаранта", что является основанием для отказа в ее принятии в качестве обеспечения заявки на основании пунктов 2, 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44.
Таким образом, закрепление в независимой гарантии условия о передаче права Бенефициара при перемене заказчика нарушает права бенефициара в части передачи права требования по независимой гарантии в случае перемены бенефициара, в том числе в случае его реорганизации.
Позиция подтверждена: решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2017 по делу N А56-72942/2016, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 30.01.2020 по делу N 44-745/20, а также решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 06.10.2022 по делу N 44-3462/22, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 27.10.2022 по делу N 44-3654/22, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 27.10.2022 по делу N 44-3655/22.
Основание отклонения заявки на участие в закупке: п. 7 ч. 12 ст. 48 ФЗ N 44 в части отказа в принятии независимой гарантии на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 ФЗ N 44.
Представленная в качестве обеспечения заявки независимая гарантия от 30.06.2023 N 1254440.062023ЭБГ не соответствует требованиям п. 4 ст. 44 N 44 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с п.4 ст.44 Закона N 44-ФЗ, обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок. В соответствии с решением и предписанием Ленинградского УФАС России от 01.08.2023 N 047/06/99-2127/2023 предписано пересмотреть заявки участников закупки. Участник закупки представил независимую гарантию, где срок вступления представленной независимой гарантии - 30.06.2023, срок действия независимой гарантии- до 10.08.2023".
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Вышеуказанное требование установлено Извещением (размер обеспечения заявки 9 434 893,29 рублей).
В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее - Постановление Правительства N 1005) предусмотрены типовые формы независимых гарантий, предъявляемых в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях.
Так, Постановлением Правительства N 1005 предусмотрена типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В преамбуле Постановления Правительства N 1005 указано, что независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа и должна быть составлена по утвержденной типовой форме независимой гарантии.
Материалами дела подтверждается, что в качестве обеспечения заявки на участие в закупке Заявителем представлена Независимая гарантия N 1254440.062023ЭБГ от 30.06.2023, выданная АО Банк "Северный морской путь" (далее - Гарантия).
Инспекция не соглашается с Заказчиком по первым двум основаниям отклонения Гарантии, поскольку два первых основания отклонения в Протоколе от 21.08.2023 NПРОII2 фактически идентичны основаниям в Протоколе от 12.07.2023 NПРОII1 и по которым Инспекция Ленинградского УФАС России уже дала свою оценку в рамках решения по делу N 047/06/99-2127/2023, придя к выводу, что представленная Обществом независимая гарантия соответствует требованиям типовой формы независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, утвержденной Постановлением Правительства N 1005 и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, ранее высказанная позиция Управлением по идентичным основаниям не подлежит пересмотру в рамках настоящего дела.
Вместе с тем, Инспекция соглашается с Заказчиком по третьему основанию отклонения, указанному в Протоколе от 21.08.2023 NПРОII2, на основании следующего.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 5 статьи 45 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи.
Проанализировав Извещение, Инспекция установила, что в нем указано: "Дата и время окончания срока подачи заявок 10.07.2023 в 09:00".
Инспекция также установила, что в Гарантии установлено: "срок действия независимой гарантии до 10.08.2023 включительно".
Из указанного следует, что на 12.07.2023 (первоначальное рассмотрение Гарантии) она могла обеспечить исполнение законных требований Бенефициара по взысканию денежной суммы с Гаранта по ней.
Инспекция по делу N 047/06/99-2127/2023 от 01.08.2023, руководствуясь частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выдала Предписание о том, что:
"1. Уполномоченному органу - Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга, Заказчику - Комитету по энергетике и инженерному обеспечению, Организации, осуществляющей полномочия заказчика - ГУП "Водоканал СанктПетербурга", конкурсной комиссии в 7-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок устранить нарушения пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить протокол подведения итогов конкурса и протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе, составленные в ходе осуществления закупки с номером извещения 0172200002523000290;
- повторно рассмотреть вторые части заявок участников;
- провести процедуру закупки с номером извещения 0172200002523000290 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, Организации, осуществляющей полномочия заказчика, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии в срок до 04.09.2023 представить в Ленинградское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте to47@fas.gov.ru и дополнительно посредством почтовой связи.
3. Оператору электронной площадки - ЭТП Газпромбанк:
- обеспечить Заказчику, Организации, осуществляющей полномочия заказчика, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания".
Поскольку сведения о результатах контроля по делу N 047/06/99-2127/2023 размещены в ЕИС Ленинградским УФАС России 04.08.2023 в 15:15 (МСК) (https://zakupki.gov.ru/epz/controlresult/card/common-info.html?icrRevisi onId=946217), то все заинтересованные стороны имели доступ к ознакомлению с тем, что до 04.09.2023 должен осуществиться пересмотр заявок во исполнение предписания контрольного органа.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии оператор электронной площадки посредством взаимодействия с реестром независимых гарантий, размещенным в единой информационной системе, не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке проверяет наличие номера реестровой записи в таком реестре, сумму независимой гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки, указанного в независимой гарантии, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки.
При повторном рассмотрении заявок, а именно 21.08.2023 (то есть в срок выданного Управлением Предписания), Заказчик выявил, что в реестровой записи независимых гарантий срок действия Гарантии остался прежним, а именно до 10.08.2023 (включительно).
В момент заседания Инспекции, то есть на 07.09.2023, также было установлено, что Общество не продляло срок действия Гарантии, при этом зная, что его заявка должна быть пересмотрена до 04.09.2023.
На основании части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, в течение одного часа с момента наступления следующих случаев:
1) отклонение заявки на участие в закупке (за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) отзыв заявки участником закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) заключение контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом с участником закупки. В этом случае оператор электронной площадки направляет также информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, заявки которых не были отклонены, отстранены, отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением участников закупки, признанных в соответствии с настоящим Федеральным законом уклонившимися от заключения контракта;
4) отмена закупки в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона. В этом случае оператор электронной площадки направляет информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, подавших заявки на участие в закупке;
5) получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
6) получение предусмотренного настоящим Федеральным законом решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта;
7) включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта.
Также материалами дела подтверждается, что согласно п. 3 Гарантии, который согласуется с типовой формой Постановления Правительства N1005, установлено, что: "Бенефициар в случаях, предусмотренных пунктом 7 части 10 и частью 13 статьи 44 Федерального закона, вправе до окончания срока действия настоящей независимой гарантии предъявить в размере обеспечения заявки на участие в закупке, установленном в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии (далее - требование)".
Из чего Инспекция приходит к выводу, что на 21.08.2023 (дата пересмотра заявок во исполнение предписания контрольного органа) Гарантия со сроком действия до 10.08.2023 включительно не могла обеспечить право обращения к банку (Гаранту) со стороны Бенефициара.
То есть, при принятии такого обеспечения заявки Бенефициар лишен какого-либо права требований по случаям, описанным в части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Из указанного следует, что Гарантия не могла обеспечить исполнение законных требований Бенефициара по взыскании денежной суммы с Гаранта по ней.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что при повторном рассмотрении вторых частей заявок участников независимая гарантия соответствовала всем требованиям Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения.
В момент заседания Инспекции представитель Общества не пояснял причин, по которым Обществом не был продлен срок действия независимой гарантии, сославшись лишь на то, что данного требования не указывалась ему в Предписании от 01.08.2023.
Вместе с тем, такого указания в предписании от 01.08.2023 для участников не требовалось.
Согласно п. 2 ч. 22. ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По ч. 23. ст. 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, Предписание могло быть выдано лишь тому лицу, в чьих действиях выявлены нарушения, что и было сделано контрольным органом, при этом Ленинградское УФАС России по делу N 047/06/99-2127/2023 от 01.08.2023 не могло предписывать участникам конкурса о совершении каких-либо действий, поскольку никаких нарушений в их действиях не выявлялось.
Инспекция исходит из того, что о своих обязанностях в предоставлении обеспечения заявки с актуальными сроками профессиональные участники рынка должны знать самостоятельно, что не требовало особого указания в Предписании для участников и стало следствием упущений самого Общества.
Кроме того, за разъяснениями Предписания от 01.08.2023, если оно требовалось, Общество в антимонопольный орган не обращалось.
Дополнительно изучив заявку иного участника (на участие в конкурсе было подано 2 заявки), Инспекцией установлено, что обеспечение его заявки было актуальным и позволяло обеспечить права Бенефициара как на момент 12.07.2023, так и на момент 21.08.2023.
Учитывая изложенное, Инспекция Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что в рассмотренном деле независимая гарантия не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106, Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях конкурсной комиссии нарушений Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 7 сентября 2023 г. N 047/06/99-2548/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2023