Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Расстригина Максима Николаевича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Люберецкая областная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту : медицинского учреждения, "ГБУЗ МО Люберецкая областная больница", Московская область, г.Люберцы, ул. Кирова, д. 36, к.1, Московская область, г.Люберцы, Октябрьский проспект, д. 116, Московская область, г.Люберцы, Октябрьский проспект, д. 338 (извещение N0348500002223000171) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 10.08.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 30 005 516,40 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 05.09.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно не установлено требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (лицензия - МЧС).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является "Выполнение работ по текущему ремонту : медицинского учреждения, "ГБУЗ МО Люберецкая областная больница", Московская область, г.Люберцы, ул. Кирова, д. 36, к.1, Московская область, г.Люберцы,Октябрьский проспект, д. 116, Московская область, г.Люберцы,Октябрьский проспект, д. 338".
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Кроме того, согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий не допускается.
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Предметом указанной закупки является текущий ремонт. Дополнительные требования установлены в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к 1111 РФ от 29.12.2021 N 2571. Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ - не установлены. Требования к документам для оценки показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта": Наличие исполненного договора (договоров), предметом которого являются работы (услуги) по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Техническое задание содержит установленные заказчиком требования к порядку выполнения работ. Работы должны быть выполнены в соответствии с локальными сметными расчетами. В разделе 14 Технического задания, указаны требования относительно соответствия нормативным документам, в том числе требованиям о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно п. 14.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно сметной документации, входящей в состав извещения, в текущей закупке не предусмотрены работы по полной замене систем АПС, СОУЭ, пожарной автоматики, водопроводов и сигнализации.
Также сообщаем, что из разъяснений, содержащихся в Письме Минфина России от 20 июля 2020 г. N 24-02-08/63342 "О рассмотрении обращения" следует:
"В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчика после заключения государственного контракта.
Департамент обращает внимание, что в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе".
Таким образом, работы, проводимые в рамках данной закупки, не относятся к работам капитального характера. Неправомерных требований в извещении о закупке либо Описании объекта закупки (техническом задании), нарушающих права и ограничивающих конкуренцию потенциальных участников закупки, Заказчиком не установлено. Отсутствуют ограничения допуска к закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым работам, а также к условиям исполнения контракта, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими работам, к условиям исполнения контракта".
Таким образом, работы, проводимые в рамках данной закупки, не относятся к работам капитального характера. Неправомерных требований в извещении о закупке либо Описании объекта закупки (техническом задании), нарушающих права и ограничивающих конкуренцию потенциальных участников закупки, Заказчиком не установлено. Отсутствуют ограничения допуска к закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым работам, а также к условиям исполнения контракта, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими работам, к условиям исполнения контракта".
Таким образом, работы, проводимые в рамках данной закупки, не относятся к работам капитального характера. Неправомерных требований в извещении о закупке либо Описании объекта закупки (техническом задании), нарушающих права и ограничивающих конкуренцию потенциальных участников закупки, Заказчиком не установлено. Отсутствуют ограничения допуска к закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым работам, а также к условиям исполнения контракта, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими работам, к условиям исполнения контракта".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является "Выполнение работ по текущему ремонту : медицинского учреждения, "ГБУЗ МО Люберецкая областная больница", Московская область, г.Люберцы, ул. Кирова, д. 36, к.1, Московская область, г.Люберцы,Октябрьский проспект, д. 116, Московская область, г.Люберцы,Октябрьский проспект, д. 338".
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Кроме того, согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий не допускается.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункту 24 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 к капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, в том числе, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также смена ограждающих строительных конструкций, а именно ветхих оконных и дверных блоков.
Так, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Предметом указанной закупки является текущий ремонт. Дополнительные требования установлены в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к 1111 РФ от 29.12.2021 N 2571. Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ - не установлены. Требования к документам для оценки показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта": Наличие исполненного договора (договоров), предметом которого являются работы (услуги) по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Техническое задание содержит установленные заказчиком требования к порядку выполнения работ. Работы должны быть выполнены в соответствии с локальными сметными расчетами. В разделе 14 Технического задания, указаны требования относительно соответствия нормативным документам, в том числе требованиям о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно п. 14.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно сметной документации, входящей в состав извещения, в текущей закупке не предусмотрены работы по полной замене систем АПС, СОУЭ, пожарной автоматики, водопроводов и сигнализации.
Также сообщаем, что из разъяснений, содержащихся в Письме Минфина России от 20 июля 2020 г. N 24-02-08/63342 "О рассмотрении обращения" следует:
"В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчика после заключения государственного контракта.
Департамент обращает внимание, что в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе".
Таким образом, работы, проводимые в рамках данной закупки, не относятся к работам капитального характера. Неправомерных требований в извещении о закупке либо Описании объекта закупки (техническом задании), нарушающих права и ограничивающих конкуренцию потенциальных участников закупки, Заказчиком не установлено. Отсутствуют ограничения допуска к закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым работам, а также к условиям исполнения контракта, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими работам, к условиям исполнения контракта".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Расстригина Максима Николаевича необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 сентября 2023 г. N 050/06/105-33870/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023