Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении запроса котировок в электронной форме N0860200000823006539 "Поставка шлюзов безопасности, выполняющих функции центра управления защищенной сети передачи данных медицинских организаций Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
07.09.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении запроса котировок в электронной форме N0860200000823006539 "Поставка шлюзов безопасности, выполняющих функции центра управления защищенной сети передачи данных медицинских организаций Саратовской области" (далее - Запрос котировок).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком и Уполномоченным учреждением при описании объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя, присутствующие при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представители Уполномоченного учреждения и Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
01.09.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Запросу котировок является Министерство здравоохранения Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 552 000,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что в Заказчиком в описании объекта закупки необоснованно установлено требование о произведении подключения товара к центральному координатору центру управления защищенной сети "С-Терра Шлюз SТ KC2" G-7000 ГУЗ "МИАЦ", расположенному по адресу г. Саратов, ул.
Хользунова 19, тогда как в наличии у Заказчика имеется центральный координатор VipNet Coordinator HW 5000 ГУЗ "МИАЦ", что является аналогичным оборудованием и ведет к ограничению участников закупки.
Согласно ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении Запроса котировок объектом закупки является поставка шлюзов безопасности, выполняющих функции центра управления защищенной сети передачи данных медицинских организаций Саратовской области.
Согласно приложению N1 к извещению о проведении Запроса котировок "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено:
"1.2. Поставщик обязан установить и настроить Товар, а именно:
Необходимо произвести подключение товара к центральному координатору центру управления защищенной сети "С-Терра Шлюз SТ KC2" G-7000 ГУЗ "МИАЦ", расположенному по адресу г. Саратов, ул. Хользунова 19".
Согласно информации, предоставленной Заказчиком, центр управления защищенной сетью Vipnet Coordinator HW 5000, на возможность подключения к которому ссылается Заявитель, был приобретен Заказчиком в 2019 году.
Срок эксплуатации оборудования составляет 5 лет.
В связи с чем, данное оборудование будет выведено из эксплуатации в 2024 году.
В декабре 2022 году был приобретен центр управления защищенной сети передачи данных с необходимыми для заказчика параметрами. Победитель закупочной процедуры поставил центр управления защищенной сетью С-терра (Оборудование поставлено в 2023 году).
В связи с тем, что Vipnet Coordinator HW 5000, а также большинство устройств Vipnet, которые подключаются к нему, также выводятся из эксплуатации, приобретаются устройства, которые совместимы с приобретенным центром управления защищенной сетью С-терра.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка шлюзов безопасности, выполняющих функции центра управления защищенной сети передачи данных медицинских организаций Саратовской области, а не их изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении запроса котировок в электронной форме N0860200000823006539 "Поставка шлюзов безопасности, выполняющих функции центра управления защищенной сети передачи данных медицинских организаций Саратовской области" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 13 сентября 2023 г. N 064/06/33-1183/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2023