На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии:
Глухова Д.Ю. - представителя ГКУ Саратовской области "Дирекция
транспорта и дорожного хозяйства" (доверенность N 12-01/1111 от 14.04.2023);
Савинова Г.О. - представителя ООО "ПИИ ВОЛГОГРАЖДАНПРОЕКТ"
(доверенность N 2 от 07.09.2023), провела внеплановую проверку на предмет соблюдения ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0360200054023000043, N 0360200054023000047, N 0360200054023000048, N 0360200054023000049 (далее - Аукцион).
Срок проведения проверки: с 23.08.2023 по 13.09.2023 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства".
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
23.08.2023 в Саратовское УФАС России поступило заявление ООО "ПИИ Волгагражданпроект" (далее по тексту - Заявитель). В заявлении заявителем указано, что ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" ( далее по тексту - Заказчик) по закупкам N 0360200054023000043, N 0360200054023000047, N 0360200054023000048, N 0360200054023000049 допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в частности несоответствие информации, указанной в извещении и в независимой гарантии в части определения подсудности при размещении споров, возникших в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, чем нарушены права заявителя, поскольку Заказчиком заявки должны были быть отклонены и признать участников, уклонившихся, и данные сведения направить в антимонопольный орган. Заявитель полагает, что Заказчик должен был расторгнуть контракт и направить проект контракта участнику, занявшему второе место.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 6 статьи 45 Закона о контрактной системе несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), является основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком.
22.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона N 0360200054023000043 "Разработка проектной документации по объекту: "Ремонт автомобильной дороги "НовоузенскОсновной" на участке км 2+470-км 33+000 в Новоузенском районе Саратовской области"".
Заказчиком Аукциона является ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 741 000,00 рублей.
12.07.2023 подписан протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭОК1.
24.07.2023 размещен контракт в ЕИС и подписан.
Контракт заключен с организацией ООО "АНТАРЕС".
Согласно извещению, размещенному в ЕИС, ссылка на подсудность по разрешению споров, возникших в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, отсутствует, равно как в независимой гарантии от 18.07.2023 N 1269399.
26.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона N 0360200054023000047 "Разработка проектной документации по объектам: "Ремонт автомобильной дороги "Ершов - Орлов Гай" на участке км 40+256 - км 64+007 в Ершовском районе Саратовской области"; "Ремонт автоподъезда к р.п. Мокроус от автомобильной дороги "Р-208 "Тамбов - Пенза" - Саратов - Пристанное - Ершов - Озинки - граница с Республикой Казахстан" на участке км 0+030 - км 0+670 в Федоровском районе Саратовской области"".
Заказчиком Аукциона является ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 320 467,80 рублей.
20.07.2023 подписан протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭОК1.
01.08.2023 размещен контракт в ЕИС и подписан.
Контракт заключен с организацией ООО "АНТАРЕС".
Согласно извещению, размещенному в ЕИС, имеется ссылка на подсудность по разрешению споров, возникших в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии:
"Обеспечение предоставляется в виде независимой гарантии или путем внесения на счет денежных средств. Способ обеспечения определяется участником закупки самостоятельно. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Блокирование денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения заявки, осуществляется в порядке, установленном ст. 44 Закона N 44-ФЗ. Независимая гарантия должна отвечать требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок. Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере одной второй процента начальной (максимальной) цены контракта. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках. Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде Саратовской области".
В независимой гарантии от 25.07.2023 N 1277960 данная информация отсутствует. Заказчиком внесены изменения 06.09.2023, то есть после подписания контракта.
26.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона N 0360200054023000048 "Разработка проектной документации по объекту: "Ремонт автомобильной дороги "Орошаемый Зерновой - Золотуха", на участке км 0 + 000 - км 47 + 790 в Дергачевском районе Саратовской области"".
Заказчиком Аукциона является ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 626 000,00 рублей.
19.07.2023 подписан протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭОК1.
01.08.2023 контракт размещен в ЕИС и подписан.
Контракт заключен с организацией ООО "СДТ - Проект".
Согласно извещению, размещенному в ЕИС, имеется ссылка на подсудность по разрешению споров, возникших в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии:
"Обеспечение предоставляется в виде независимой гарантии или путем внесения на счет денежных средств. Способ обеспечения определяется участником закупки самостоятельно. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Блокирование денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения заявки, осуществляется в порядке, установленном ст. 44 Закона N 44-ФЗ. Независимая гарантия должна отвечать требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок. Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере одной второй процента начальной (максимальной) цены контракта. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках. Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде Саратовской области".
В независимой гарантии от 21.07.2023 N ЭГ -054331/23-Г данная информация также имеется.
26.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона N 0360200054023000049 "Разработка проектной документации по объектам: "Ремонт автомобильной дороги "Шереметьевка - Урицкое - Широкий Карамыш - Большие Копены" на участках км 11+390-км 14+220 и км 14+270-км 18+360 в Лысогорском районе Саратовской области"; "Ремонт автоподъезда к р.п. Лысые Горы (западный) от автомобильной дороги "Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград Астрахань, подъезд к г. Саратов" на участке км 0+030-км 1+000 в Лысогорском районе Саратовской области"; "Ремонт автоподъезда к р.п. Лысые Горы (восточный) от автомобильной дороги "Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" Тамбов - Волгоград - Астрахань, подъезд к г. Саратов" на участке км 0+030-км 2+000 в Лысогорском районе Саратовской области"; "Ремонт автоподъезда к р.п. Лысые Горы от автомобильной дороги "Шереметьевка - Урицкое - Широкий Карамыш Большие Копены" на участке км 0+000-км 3+400 в Лысогорском районе Саратовской области"; "Ремонт автомобильной дороги "Широкий Карамыш - Большая Дмитриевка"".
Заказчиком Аукциона является ГКУ Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 704 000,00 рублей 21.07.2023 подписан протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭОК1.
02.08.2023 контракт размещен в ЕИС и подписан.
Контракт заключен с организацией ООО "АНТАРЕС".
Согласно извещению, размещенному в ЕИС, имеется ссылка на подсудность по разрешению споров, возникших в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии:
"Обеспечение предоставляется в виде независимой гарантии или путем внесения на счет денежных средств. Способ обеспечения определяется участником закупки самостоятельно. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Блокирование денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения заявки, осуществляется в порядке, установленном ст. 44 Закона N 44-ФЗ. Независимая гарантия должна отвечать требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок. Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере одной второй процента начальной (максимальной) цены контракта. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках. Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде Саратовской области".
В независимой гарантии от 25.07.2023 N 1279817 данная информация отсутствует. Заказчиком внесены изменения 06.09.2023, то есть после подписания контракта.
Согласно ч. 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечениясрока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с моментаразмещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В ходе рассмотрения материалов проверки, Заказчиком представлены все необходимые документы и даны пояснения, что ошибка носит технический характер, и устранена путем внесения изменений в независимую гарантию.
Комиссией установлено, что по закупкам N 0360200054023000047, N 0360200054023000049 заказчиком не соблюдены условия п. 3 ч. 6 статьи 45 Закона о контрактной системе в части несоответствия независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки по вопросам подсудности, поскольку изменения внесены после подписания контракта. В данном случае Заказчиком нарушен ч. 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, поскольку по вышеуказанным закупкам участник должен был быть признан уклонившимся от заключения контракта.
По закупкам N 0360200054023000043, N 0360200054023000048 по доводам жалобы нарушений не установлено.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона N 0360200054023000047 "Разработка проектной документации по объектам: "Ремонт автомобильной дороги "Ершов - Орлов Гай" на участке км 40+256 - км 64+007 в Ершовском районе Саратовской области"; "Ремонт автоподъезда к р.п. Мокроус от автомобильной дороги "Р-208 "Тамбов - Пенза" Саратов - Пристанное - Ершов - Озинки - граница с Республикой Казахстан" на участке км 0+030 - км 0+670 в Федоровском районе Саратовской области"; N 0360200054023000049 "Разработка проектной документации по объектам: "Ремонт автомобильной дороги "Шереметьевка - Урицкое - Широкий Карамыш - Большие Копены" на участках км 11+390-км 14+220 и км 14+270-км 18+360 в Лысогорском районе Саратовской области"; "Ремонт автоподъезда к р.п. Лысые Горы (западный) от автомобильной дороги "Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" Тамбов - Волгоград - Астрахань, подъезд к г. Саратов" на участке км 0+030-км 1+000 в Лысогорском районе Саратовской области"; "Ремонт автоподъезда к р.п. Лысые Горы (восточный) от автомобильной дороги "Р-22 "Каспий" автомобильная дорога
М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, подъезд к г. Саратов" на участке км 0+030-км 2+000 в Лысогорском районе Саратовской области"; "Ремонт автоподъезда к р.п. Лысые Горы от автомобильной дороги "Шереметьевка - Урицкое - Широкий Карамыш - Большие Копены" на участке км 0+000-км 3+400 в Лысогорском районе Саратовской области"; "Ремонт автомобильной дороги "Широкий Карамыш Большая Дмитриевка" на участках км 0+000-км 1+000 , км 6+800-км 12+900 и км 14+342-км 14+450 в Лысогорском районе Саратовской области".
2. Предписание Заказчику не выдавать в связи с заключением контрктов;
3. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченномудолжностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 13 сентября 2023 г. N 064/06/51-1194/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023