Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Медика" на действия Заказчика ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ при проведении электронного аукциона N0360100030523000895 "Поставка расходных материалов медицинского назначения (наборы для выполнения клизмы)",
УСТАНОВИЛА:
11.09.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Медика" на действия Заказчика ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ при проведении электронного аукциона N0360100030523000895 "Поставка расходных материалов медицинского назначения (наборы для выполнения клизмы)" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что по совокупности требований, установленных Заказчиком в описании объекта закупки, подходит только единственный товар, производителем которого является ООО "Алайф Дафина", что ограничивает число участников закупки и создает преимущество для возможности предложения к поставке только товара одного производителя.
Представитель Заявителя, присутствующий при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
31.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 567 025,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка расходных материалов медицинского назначения (наборы для выполнения клизмы).
В приложении N1 "Описание объекта закупок" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далееОписание объекта закупки), а именно:
N п/п |
ОКПД 2/ Код позици и КТРУ |
Наимено вание товара |
Технические характеристики |
Срок годност и/ стерил ьности |
Ед. изм. |
Кол-во |
Университетская клиническая больница N 3 имени В.Я. Шустова, г. Саратов, ул. 53 Стрелковой дивизии, 6/9, аптека | ||||||
1 |
22.19.7 1.190000000 42 |
Набор для выполнен ия клизмы |
Атравматичный наконечник: Да. Диаметр отверстия наконечника: Объем емкости для раствора: 2000 Кубический сантиметр;^миллилитр. Приспособление для подвешивания на стойке: Да. Стерильность: Да. * Градуировка на мешке в диапазоне от 50 мл до 2000 мл. Соединительная трубка не менее 150 см, изготовлена из поливинилхлорида. Дополнительное боковое отверстие на расстоянии не менее 15 мм от дистального конца. На трубке имеется запорный механизм для контроля введения жидкости. Для одноразового применения. |
срок годност и/ стериль ности не менее 12 месяцев на момент поставк и |
шт |
1 |
2 |
22.19.7 1.190000000 86 |
Набор для выполнен ия клизмы |
Атравматичный наконечник: Да. Диаметр отверстия наконечника: Объем емкости для раствора: 1000 Кубический сантиметр;^миллилитр. Приспособление для подвешивания на стойке: Да. Стерильность: Да. |
срок годност и/ стериль ности не менее 12 месяцев |
шт |
1 |
|
|
|
* На мешке нанесена градуировка в диапазоне от 50 мл до 1000 мл. Соединительная трубка не менее 150 см, изготовлена из поливинилхлорида. Наличие зажима. Для одноразового применения. |
на момент поставк и |
|
|
Университетская клиническая больница N 1 имени С.Р. Миротворцева, г. Саратов, ул. Б. Садовая, 137, аптека | ||||||
3 |
22.19.7 1.190000000 42 |
Набор для выполнен ия клизмы |
Атравматичный наконечник: Да. Диаметр отверстия наконечника: Объем емкости для раствора: 2000 Кубический сантиметр;^миллилитр. Приспособление для подвешивания на стойке: Да. Стерильность: Да. * Градуировка на мешке в диапазоне от 50 мл до 2000 мл. Соединительная трубка не менее 150 см, изготовлена из поливинилхлорида. Дополнительное боковое отверстие на расстоянии не менее 15 мм от дистального конца. На трубке имеется запорный механизм для контроля введения жидкости. Для одноразового применения. |
срок годност и/ стериль ности не менее 12 месяцев на момент поставк и |
шт |
1 |
4 |
22.19.7 1.190 |
Набор для выполнен ия клизмы |
В состав набора входит: емкость для раствора объемом не менее 1750 мл и не более 2000 мл. Градуировка на резервуаре. Наличие атравматичного наконечника. Приспособление для подвешивания на стойке. Запорный механизм для контроля введения жидкости. Дополнительное боковое отверстие на дистальном конце. Длина соединительной трубки не менее 1350 мм. Перчатки смотровые диагностические не менее 1 пары. Пеленка или салфетка одноразовая для дополнительной защиты поверхностей при проведении процедуры. Для одноразового применения, нестерильно. |
срок годност и не менее 12 месяцев на момент поставк и |
шт |
1 |
Научно-исследовательский институт травматологии, ортопедии и нейрохирургии СГМУ, аптека, г. Саратов, ул. им. Н.Г. Чернышевского, 148, аптека | ||||||
5 |
22.19.7 1.190000000 42 |
Набор для выполнен ия клизмы |
Атравматичный наконечник: Да. Диаметр отверстия наконечника: Объем емкости для раствора: 2000 Кубический сантиметр;^миллилитр. Приспособление для подвешивания на стойке: Да. Стерильность: Да. * Градуировка на мешке в диапазоне от 50 мл до 2000 мл. Соединительная трубка не менее 150 см, изготовлена из поливинилхлорида. Дополнительное боковое отверстие на расстоянии не менее 15 мм от дистального конца. На трубке имеется запорный механизм для контроля введения жидкости. Для одноразового применения. |
срок годност и/ стериль ности не менее 12 месяцев на момент поставк и |
шт |
1 |
6 |
22.19.7 1.190 |
Набор для выполнен ия клизмы |
В состав набора входит: емкость для раствора объемом не менее 1750 мл и не более 2000 мл. Градуировка на резервуаре. Наличие атравматичного наконечника. Приспособление для подвешивания на стойке. Запорный механизм для контроля введения жидкости. Дополнительное боковое отверстие на дистальном конце. Длина соединительной трубки не менее 1350 мм. Перчатки смотровые диагностические не менее 1 пары. Пеленка или салфетка одноразовая для дополнительной защиты поверхностей при проведении процедуры. Для одноразового применения, нестерильно. |
срок годност и не менее 12 месяцев на момент поставк и |
шт |
1 |
Наличие регистрационных удостоверений на весь поставляемый товар. * Дополнительные характеристики (в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) указаны в связи с отсутствием данных характеристик в КТРУ и обусловлены особенностями методик и правил проведения медицинских манипуляций, обеспечивающих качественное оказание медицинской помощи. |
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, наряду с обычными кружками Эсмарха по позициям 1,2,3,5 описания объекта закупки внесены блокирующие позиции 4 и 6 - наборы для клизм с перчатками и салфетками. Данный товар выпускается единственным производителем в России ООО "Алайф Дафина" и отсутствует в свободной продаже.
Согласно пояснению представителя Заказчика, описанию объекта закупки соответствует товар не менее чем двух производителей:
-Набор для постановки клизмы "АЛАЙФ" одноразовый Оптима 2, производитель ООО "АЛАЙФ-ДАФИНА" РУ N РЗН 2018/7491 от 17.06.2021.
-Набор для постановки клизмы HITEX, производитель - Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А. С." (Турция), РУ N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017.
Кроме того, на основании анализа положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правил государственной регистрации медицинских изделий N 1416, ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования". ГОСТ ISO 11607-2011 "Межгосударственный стандарт. Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования", поставка по позициям технического задания отдельных комплектаций (изделий), входящих в состав набора, но которые имеют отдельную индивидуальную упаковку и маркировку, прошли государственную регистрацию, не нарушает требования указанных положений и стандартов. Участники закупки вправе включать в наборы, составляющие соответствующий набор изделия, так, например, требованиям Заказчика будет соответствовать набор, включающий в себя кружку Эсмарха, пеленку (или салфетку) и перчатки.
Представитель Заявителя пояснил, что Набор для постановки клизмы HITEX, производитель - Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А. С." (Турция), РУ N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017 не соответствует описанию объекта закупки, так как согласно инструкции, в составе данного набора отсутствует салфетка и/или пеленка.
В рамках перерыва Саратовским УФАС России направлен запрос официальному дистрибьютеру Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А. С." - ООО "ДИНА ИНТЕРНЕШНЛ" о наличии в составе набора для постановки клизмы HITEX, производитель - Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А. С." (Турция), РУ N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017 салфетки и/или пеленки.
ООО "ДИНА ИНТЕРНЕШНЛ" сообщило (исх.N110923-1), что в составе набора для постановки клизмы HITEX, производитель - Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А. С." (Турция), РУ N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017 есть в наличии салфетка из ламинированной двухслойной бумаги плотность 21 г/м .
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка расходных материалов медицинского назначения (наборы для выполнения клизмы), а не их изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Медика" на действия Заказчика ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ при проведении электронного аукциона N0360100030523000895 "Поставка расходных материалов медицинского назначения (наборы для выполнения клизмы)" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 сентября 2023 г. N 064/06/33-1202/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023