Резолютивная часть объявлена 15 сентября 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 20 сентября 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> <_> <_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии представителя заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Курской области" (далее - ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Курской области") <_> (по доверенности, личность удостоверена) в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Пора строить" (далее - ООО "Пора строить") <_> (по доверенности, личность удостоверена), с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/2563050163, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NОБ/3052/23 от 11.09.2023 г., при ведении аудиозаписи,
рассмотрев в порядке ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) представленное заказчиком - ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Курской области" обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "Пора строить" (адрес: <_>, ИНН: <_>), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 08.09.2023 г. (вх. N4455-ЭП/23) поступило обращение заказчика - ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Курской области" о включении информации в отношении ООО "Пора строить" (адрес: <_>, ИНН: <_>) в РНП в связи с уклонением ООО "Пора строить" от заключения контракта по предмету: "Услуги по капитальному ремонту кровли административного здания в рамках капитального ремонта (согласно технического задания)" (закупка N 0344100003123000080).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, уклонившимся от заключения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
16.08.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0344100003123000080 для нужд заказчика по предмету: "Услуги по капитальному ремонту кровли административного здания в рамках капитального ремонта (согласно технического задания)", ИКЗ: 231462903737046320100101260014391243.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 834 888 руб. 80 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.08.2023 NИЭА1, победителем закупки было признано ООО "Пора строить" (идентификационный номер заявки 137).
В силу ч.5 ст.24 ФЗ "О контрактной системе_", победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч.1 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию и документы, предусмотренные п.1 ч.2 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно ч.3 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 51 ФЗ "О контрактной системе..." не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с ч.5 ст. 51 ФЗ "О контрактной системе...", не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно официального сайта ЕИС, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.08.2023 NИЭА1, размещен заказчиком 29.08.2023 г.
В силу п.1 ч.2 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" регламентированный срок для размещения заказчиком проекта контракта - 31.08.2023 г. (включительно). Как подтверждается материалами дела, заказчиком на официальном сайте ЕИС проект контракта без своей подписи размещен - 31.08.2023 г.
Таким образом, нарушений требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе, к направлению участнику закупки проекта контракта в действиях заказчика не выявлено.
04.09.2023 г на электронной площадке АО "Сбербанк" и в единой информационной системе (далее - ЕИС) победителем электронного аукциона N0344100003123000080 - ООО "Пора строить", был размещен протокол разногласий к проекту контракта.
06.09.2023 г. ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Курской области" на официальном сайте ЕИС был опубликован доработанный Проект контракта, с учетом информации, содержащееся в протоколе разногласий.
Регламентированный срок для подписания контракта со стороны победителя закупки в силу ч. 5 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" - не позднее 07.09.2023 г. (включительно).
В установленный срок - не позднее 07.09.2023 г. 23:59 (время московское) ООО "Пора строить" не размещены на электронной площадке документы, предусмотренные ФЗ "О контрактной системе...", а именно: проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона и документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта.
Таким образом, участник закупки при заключении Контракта не исполнил требования, предусмотренные ч.5 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_".
В силу ч. 6 ст. 51 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
08.09.2023 г. в 00:03 оператор электронной площадки направил Заказчику уведомление об уклонении участника закупки от заключения контракта.
08.09.2023 г. Заказчиком посредством ЕИС был сформирован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, и размещен на официальном сайте ЕИС 08.09.2023 г.
Из представленных в материалы дела письменных пояснений представителя ООО "Пора строить" следует, что уклоняться от заключения контракта с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области по предмету: "Услуги по капитальному ремонту кровли административного здания в рамках капитального ремонта (согласно технического задания)" у Общества не было умысла. ООО "Пора строить" сообщило и об обстоятельствах, повлекших неподписание контракта в установленный срок, а именно: "В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе N 44- ФЗ ответственное лицо ООО "Пора строить" планировало в регламентированный срок подписать и разместить в единой информационной системе Проект контракта, однако ответственным сотрудником была допущена ошибка - неверно подсчитан срок, отведенный на подписание Контракта после протокола разногласий в связи с чем Контракт не был подписан. К ответственному сотруднику с целью недопущения впредь подобных и иных ошибок были применены меры в виде дисциплинарного взыскания".
Также представитель ООО "Пора строить" на заседании Комиссии Курского УФАС России пояснил, что "Как только нам стало известно о данном инциденте Мы обратились в адрес Заказчика с объяснением сложившихся обстоятельств послуживших причиной не подписания, заявили об отсутствии умысла на уклонение от заключения Контракта, прислали подписанный с Нашей стороны проект Контракта, а также Независимую гарантию, как вид обеспечения исполнения Контракта, с просьбой продлить срок подписания Контракта, подписать Контракт со своей стороны, отменить протокол признания участника уклонившимся"..
В качестве подтверждения своего довода ООО "Пора строить" в материалы дела представлены следующие документы:
- приказ N15 "О применении дисциплинарного взыскания" от 08.09.2023 г. в отношении помощника руководителя <_>;
- подписанный со стороны ООО "Пора строить" контракт;
- независимая гарантия АКБ "Трансстройбанк" NЭГ-1193508/23 от 08.09.2023 г. на сумму 275 233 руб. 32 коп.
Таким образом, ООО "Пора строить" представлены сведения и документы, обосновывающие недобросовестное поведение при заключения контракта и свидетельствующие о том, что уклонение от заключения контракта являлось не преднамеренным.
На заседании Комиссии Курского УФАС России представитель заказчика - ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Курской области" подтвердила факт поступления от ООО "Пора строить" подписанного Обществом Контракта, независимой гарантия АКБ "Трансстройбанк" NЭГ-1193508/23 от 08.09.2023 г. на сумму 275 233 руб. 32 коп.
Из имеющихся в материалах дела документов и сведений, не усматривается наличие прямого умысла со стороны ООО "Пора строить", направленного на отказ от заключения контракта.
В силу ч.2 ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе_", служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от действительно недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Пунктом 14 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При таких обстоятельствах, материалами дела и результатами внеплановой проверки подтверждается следующее:
1) в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства РФ актами о контрактной системе в сфере закупок к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт и к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
2) ООО "Пора строить" в срок до признания его в соответствии с ФЗ "О контрактной системе_" уклонившимся от заключения контракта, учитывая выявленные Комиссией Курского УФАС России обстоятельства, осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия Курского УФАС России выявила обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в силу подпункта "б" п. 14 Правил.
С учетом изложенного, материалов, имеющихся в настоящем деле, сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать заказчику - Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Курской области" во включении информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Пора строить" (адрес: <_>, ИНН: <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 20 сентября 2023 г. N РНП-46-775
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023