Резолютивная часть объявлена 19 сентября 2023 г. Изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<...> |
председатель Комиссии, |
|
<...> |
член Комиссии, |
||
<...> |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
ООО "Эксперт Контроль Качества" |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заявителя |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия |
||
Уполномоченное учреждение |
Областное казенное учреждение "Курскавтодор" (далее - ОКУ "Курскавтодор") |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) уполномоченного учреждения |
<...> (по доверенности, личность удостоверена) |
||
Заказчик |
Комитет дорожного хозяйства города Курска |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) уполномоченного учреждения |
<...> (по доверенности, личность удостоверена) |
||
Способ определения поставщика |
Электронный конкурс |
||
Закупка N |
0144200001823000061 |
||
Объект закупки |
Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения (нанесение разметки) |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
60 106 839,82 руб. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
23.08.2023 |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
08.09.2023 |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
4 (четыре), идентификационные номера заявок K-122857, K-123224, K-123324, K-123269 |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
4 (четыре), идентификационные номера заявок K-122857, K-123224, K-123324, K-123269 |
||
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
||
Ф.И.О. лиц, допущенных на заседание Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
Представитель ООО "СТИМ-КАЗАНЬ" - Савицкая О.В. (по доверенности, личность удостоверена). |
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/3135323439, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
- комиссия уполномоченного учреждения в нарушение Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N2604, Положение) неправомерно не учла при расчете критерия "наличие у участника закупки финансовых ресурсов" контракты ИКЗ: 213463225813946320100100540014211244; ИКЗ: 223463225813946320100100300304211244;
ИКЗ: 213461000661046100100100270034211244, что привело к занижению оценки заявителю по указанному критерию до "0";
- в нарушение ст.39 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 11.09.2023 г. подписан двумя членами комиссии.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- заказчик в письменных объяснениях, представленных в материалы дела (исх. N 05-450 от 01.03.2023), и представитель заказчика на рассмотрении дела возражал против доводов жалобы;
- уполномоченное учреждение в письменных объяснениях и представитель на рассмотрении дела возражал против доводов жалобы;
- представитель ООО "СтиМ Казань" (победитель) возражала против доводов жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы, по результатам ее рассмотрения и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", постановления Правительства Российской Федерации N1576 от 01.10.2020 года внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе...", для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе..." определено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Согласно п.24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Подпунктом "в" п. 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Как подтверждается материалами дела, извещение об осуществлении закупки содержит электронный документ "Порядок рас-я и оценки" (при раскрытии файла "Порядок рассмотрения и оценки рассмотрения заявок на участие в конкурсе"). Содержание и порядок оценки по критерию установлены в файле "Порядок рас-я и оценки заявок".
Для оценки заявок участников закупки заказчиком в "Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлены критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (значимость критерия оценки: 60.00%);
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия оценки: 40.00%).
Как следует из текста печатной формы извещения "Порядок оценки по показателю:
1 Детализирующий показатель: Общая цена исполненных участником закупки договоров
Значимость детализирующего показателя: 100.00%
Порядок оценки по детализирующему показателю: Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки.
Перечень прикрепленных документов".
Материалами дела подтверждается, что для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" заказчиком применен показатель оценки "- наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта". В соответствии с п.24 Положения применяется словосочетание "опыт выполнения работ", тогда как заказчиком слово "выполнения" не используется в наименовании показателя критерия, при том, что право произвольного использования либо не использования слов в словосочетаниях, применяемых в Положении, заказчику не предоставлено.
Фактически, как подтверждается материалами дела в отдельных положениях о применении отдельных критериев и показателей оценки "Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", заказчиком установлено следующее:
"1. Предмет оцениваемого договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
Работы по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
2. К оценке принимаются исключительно исполненный (исполненные) договор (договора), предусматривающий (предусматривающие) выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
3. К оценке принимаются исключительно исполненные договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
4. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
5. Перечень документов, направляемых в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры);
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), при этом последний акт,должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок".
В целом, сформированное заказчиком в извещении об осуществлении закупки, требование к участникам закупки и порядок оценки заявок не противоречит требованиям действующего законодательства РФ "О контрактной системе_" и Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604.
Из материалов дела следует, что пп. г) пункта 2.1 раздела 2 "Содержание заявки" файла извещения "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке по открытому конкурсу в электронной форме и инструкции по ее заполнению" наличие которых предусмотрено п.3 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе_", в состав заявки могут входить документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, при этом "их отсутствие не является основанием для признания заявки не соответствующей".
Заявитель в жалобе указывает, что в подтверждение опыта представил в составе заявки (К-123224) контракты:
ИКЗ: 213463225813946320100100540014211244 без применения штрафных санкций и сопоставимым предметом контракта;
ИКЗ: 223463225813946320100100300304211244 без применения штрафных санкций поскольку контракт был расторгнут по фактическому выполнению работ без претензий, в том числе по уплате штрафных санкций;
ИКЗ: 213461000661046100100100270034211244 без применения штрафных санкций и сопоставимым предметом контракта.
Как подтверждается материалами дела, в составе заявки К-123224 был представлен согласно "приложению N1 к Инструкции" (раздел 3 "Инструкция по заполнению заявки") список и документы, подтверждающие квалификацию участника ООО "Эксперт Контроль Качества".
Как следует из протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 11.09.2023: "
Номер заявки/ИНЗ: 2 (K-123224) | ||
Предложение участника |
Ф.И.О. члена конкурсной комиссии |
Баллы по критерию (показателю), установленному в извещении об осуществлении закупки (без учета значимости / с учетом значимости) |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации | ||
Наличие у участников закупки финансовых ресурсов | ||
Общая цена исполненных участником закупки договоров = 108033708.00 |
Михайлова Елена Алексеевна |
0.00/0.00 |
Бредихина Екатерина Романовна |
0.00/0.00 |
|
Итоговая оценка по критерию: 0.00/0.00 б. |
В отношении контракта с идентификационным кодом закупки: 213463225813946320100100540014211244 не представлены файлы документов исполненных договоров (контрактов), а также акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких договоров (контрактов), что не соответствует пункту 5 графы 3 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок, данный контракт не учитывался при рассмотрении и оценки заявки.
В отношении контракта с идентификационным кодом закупки: 223463225813946320100100300304211244 не представлены документы, подтверждающие уплату неустоек (штрафов, пени) при наличии в ходе исполнения договора (контракта) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) и соответственно их исполнении (требований), в соответствии с пунктом 3 графы 3 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок, данный контракт не учитывался при рассмотрении и оценки заявки.
В отношении контракта с идентификационным кодом закупки: 223463225813946320100100230234211244 в соответствии с пунктом 5 графы 3 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предоставлены сведения на общую сумму 64 517 020,40 руб., которая и учитывалась при рассмотрении и оценки заявки.
В отношении контракта с идентификационным кодом закупки: 223463225813946320100100390394211244 в соответствии с пунктом 5 графы 3 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предоставлены сведения на общую сумму 37 080 583,60 руб., которая и учитывалась при рассмотрении и оценки заявки.
Предмет Контракта с идентификационным кодом закупки: 223463225813946320100100500500000244 не сопоставим с предметом закупки и в соответствии с пунктом 1 графы 3 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не учитывался."
Как пояснил представитель уполномоченного учреждения и это отражено в письменных пояснениях по делу, в ходе рассмотрения и оценки заявок в конкурсе по детализирующему показателю оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" по заявке NК-123224 комиссией было рассмотрено 5 договоров (контрактов). Документы и информация, которые можно было бы соотнести с контрактом, указанным в Списке ИКЗ: 213463225813946320100100540014211244, в составе заявки отсутствовали, в связи с чем согласно п.5 графы 3 раздела III Положения, данный контракт не учитывался.
Как пояснил представитель заказчика, в состав комиссии его представители не вошли, при этом, полагает, что ничего не препятствовало комиссии при наличии всех данных о контракте в составе заявки (в списке) найти его по ИКЗ в открытой части ЕИС, поскольку действительно такой контракт был заключен сторонами и исполнен без применения штрафных санкций и соответственно зачесть его при оценке.
Материалами дела подтверждается, что действительно, в составе заявки К-123224 ни контракт с ИКЗ: 213463225813946320100100540014211244, ни акты приемки по его исполнению участником приложены не были, как то предусмотрено условиями участия в закупке.
Что касается контракта ИКЗ:223463225813946320100100300304211244, уполномоченное учреждение и заказчик пояснили следующее.
Документы участник приложил по данному контракту, контракт был расторгнут по соглашению и в связи с фактическим его исполнением. Стороны действительно указали на отсутствие претензий по фактическому выполнению работ. Но, одновременно с соглашением, заказчиком был размещен документ о выставлении штрафов (неустоек) (требование об уплате штрафа). Как подтверждается материалами дела, доступной информацией ЕИС, платежного поручения об уплате штрафов, либо платежного документа об уплате штрафов в составе заявки К-123224 участником приложено не было.
Поскольку, исходя из требований действующего законодательства и извещения о закупке, к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), контракт ИКЗ:223463225813946320100100300304211244 не учитывался комиссией.
Контракт с ИКЗ: 213461000661046100100100270034211244, как следует из материалов дела и пояснений уполномоченного учреждения, был учтен членами комиссии при рассмотрении и оценки заявки заявителя, что нашло отражение в протоколе.
При таких обстоятельствах, при рассмотрении и оценки заявки К-123224 члены комиссии уполномоченного учреждения действовали в соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок, предусмотренным Положением и извещением о закупке, в связи с чем довод жалобы не нашел подтверждения материалами дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 106 ФЗ "О контрактной системе...", рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе..." критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Частью 12 ст. 99 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе...".
При таких обстоятельствах, у Комиссии Курского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению жалобы в части доводов на результат оценки заявок по присвоению 0 баллов по нестоимостному критерию оценки. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Второй довод жалобы не нашел подтверждения материалами дела, ввиду следующего.
ОКУ "Курскавтодор", как уполномоченным учреждением, в соответствии с ч.1 ст.39 ФЗ "О контрактной системе_" была создана комиссия по осуществлению обжалуемой закупки в составе 3-х членов (копия приказа от 22.08.2023 N125а "О создании комиссии ОКУ "Курскавтодор" по осуществлению закупки" представлена в материалы дела). При этом, в силу ч.8 ст.39 ФЗ "О контрактной системе_", комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии участвует не менее, чем пятьдесят процентов общего числа его членов.
Как подтверждается материалами дела, на заседании комиссии присутствовало 2 из 3 членов комиссии, что подтверждает отсутствие нарушения в этой части. При таких обстоятельствах, довод жалобы признается необоснованным.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России на данном этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в действиях (бездействиях) субъектов контроля выявлены следующие нарушения ФЗ "О контрактной системе_".
Так, в описании объекта закупки после "Таблицы 1 "Адресная ведомость для обустройства пешеходных переходов вблизи школ города Курска" заказчиком указано следующее:
"На все материалы и изделия, применяемые при работах, Подрядчиком должны быть представлены:
- экологический (гигиенический) сертификат или другой документ, подтверждающий экологическую (гигиеническую) безопасность материала;
- паспорт на продукцию с инструкциями производителя по применению;
- документ, подтверждающий качество материала/изделия и соответствие требованиям безопасности (если регламентируется требованиями)".
Как следует из указанного описания, заказчик устанавливает требование к подрядчику в обязательном порядке без вариативности, т.е. при наличии и/или если это предусмотрено законодательством, на все без исключения материалы и изделия о наличии сертификатов и паспортов с инструкциями.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Согласно п.п.1, 2 ст.25 Закона о техническом регулировании соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации на основании договора с заявителем.
Таким образом, сертификат соответствия выдается в рамках процедур по обязательной сертификации продукции органом по сертификации (т.е. лицом, аккредитованным в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации).
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425. Продукция, которая в указанный перечень не вошла, может быть добровольно сертифицирована.
В указанный перечень не входят все без исключения материалы и изделия, выпускаемые на территории России и более того, применяемые при выполнении дорожных работ и нанесении дорожной разметки. Например, термопластик, не включен в указанный перечень.
В обжалуемой закупке объект закупки определен заказчиком как "Содержание автомобильных дорого общего пользования местного значения (нанесение разметки)", иными словами, заказчик нуждается в выполнении работ по нанесению дорожной разметки и, следовательно, будет принимать результат выполнения таких работ в целом, а не отдельно взятый товар, изделие и/или продукцию.
Однако заказчик также в обязательном порядке требует от подрядчика предоставить паспорт "на продукцию" "с инструкциями производителя", тогда как в силу действующего законодательства не все товары (изделия) могут иметь паспорта и более этого, не на все товары (изделия) производитель обязан выпустить инструкцию по их применению. Возможно, у производителя и сам документ может быть поименован по-другому, например, не инструкция, а руководство, регламент, рекомендации и т.п.
Если заказчик подразумевал под "паспортом на продукцию" паспорт качества, то в отличие от сертификата, паспорт качества составляется производителем продукции.
В соответствии со ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, при поставке которого передаются соответствующие сопроводительные документы, такие как: паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия и так далее, которым подрядчик не может обладать.
При таких сформулированных заказчиком условиях в описании объекта закупки, на подрядчика возлагается в императивном порядке обязанность предоставить сертификат на дорожную разметку и паспорт с инструкцией по применению дорожной разметки (т.е. как ей пользоваться?). Поскольку заказчик не конкретизировал, что подразумевает под продукцией, какой именно паспорт (технический паспорт изделия, паспорт качества и т.д.) и не установил вариативность (при наличии либо если предусмотрено законодательством), как это, например, в описании объекта закупки у заказчика установлено далее " - документ, подтверждающий качество материала/изделия и соответствие требованиям безопасности (если регламентируется требованиями)", а свел все к обязательному требованию.
Также в описании объекта закупки заказчик устанавливает неизмеримые требования к используемым материалам, товарам, а именно: "При производстве работ применять современные материалы". Понятие "современные" в действующем законодательстве не раскрывается, при этом никаких параметров в описании объекта закупки к этому требованию заказчиком не установлено, что является излишним, обременительным, при том, что в описании объекта закупки заказчик установил требование к выполнению работ и применяемым материалам соответствующим ГОСТам. Например, установил требование о соответствии ГОСТ Р 52575-2021 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования", который применяется с 01.02.2021 взамен ГОСТ Р 52575-2006.
Также в описании объекта закупки после "Таблицы 2 Объем по отдельным видам разметки" заказчиком указано следующее:
"Иные виды работ:
Все непредвиденные виды работ, материалов и конструкций возникшие в ходе производства работ согласуются с Заказчиком в письменной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Понятие, используемого заказчиком при описании закупки словосочетания "непредвиденные виды работ, материалов и конструкций" в действующем законодательстве не применяется.
Согласно приказу Минстроя России от 04.08.2020 N421/пр (ред. от 07.07.2022) "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N59986)" в градостроительной сфере используется понятие "непредвиденные работы и затраты".
На непредвиденные работы и затраты резервируются средства. Как пояснила представитель заказчика на вопрос председательствующего о том, включены ли такие средства в сметный расчет, что такие средства не предусмотрены в сметном расчете, и все такие непредвиденные затраты будут производиться за счет средств подрядчика, при том что на это обстоятельство в описании объекта не указано, что может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки и может являться обременительным.
Более того, заказчиком в проекте контракта (файл "Проект МК"), являющимся неотъемлемой частью извещения о закупке, п.6.3 раздела 6 "Порядок контроля за выполнением работ" изложен в следующей редакции:
" Все поставляемые для производства работ материалы, конструкции и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта, результаты испытаний, удостоверяющие их качество, Копии этих сертификатов, технических паспортов и результатов испытаний должны быть предоставлены по требованию Заказчика до начала производства работ, выполняемых с использованием этих материалов, конструкций и оборудования".
Таким образом, в установленных заказчиком в описании закупки и условиях контракта требованиях по сопроводительным документам, имеются разночтения и отличия, что является недопустимым.
В силу ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч.22 ст.22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Положениями ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_" предусмотрено, что информация, предусмотренная ФЗ "О контрактной системе_" и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, установленными ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", в частности п.2, а именно: использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При таких обстоятельствах, по результатам внеплановой проверки выявлено, что в извещении при описании объекта закупки и формировании проекта контракта, с последующим размещением в ЕИС, заказчиком, уполномоченным учреждением допущены нарушения ч.3 ст.7, ч.1 ст.33, ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе..".
В том числе по результатам внеплановой проверки установлено следующее.
К извещению о закупке N 0144200001823000061, размещен файл "Требования к содержанию". При раскрытии файла "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке по открытому конкурсу в электронной форме и инструкция по ее заполнению". В разделе Требований содержится подраздел "Информация по составу, содержанию заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", в котором в пункте 1 заказчиком определены требования к "Инструкции по заполнению заявки.
Так, согласно Инструкции: "
1. Участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в закупке в любое время с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки до окончания установленного в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ срока подачи заявок на участие в закупке.
2. Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
3. Подать заявку на участие в закупке вправе только зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, специализированной электронной площадке участник закупки путем направления такой заявки в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки.
3.1. В отношении второй части заявки:
а) в отношении решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой предусмотренного подпунктом "а" пункта 2.1 части 2 "Информации по составу, содержанию заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" документ рекомендуется поименовать как "1. Решение о крупной сделки";
б) в отношении декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗрекомендуется поименовать как "2. Единые требования";
в) в отношении реквизитов счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта рекомендуется поименовать как "3. Реквизиты счета";
г) в случае наличия документов, подтверждающие квалификацию участника закупки, в заявке данные сведения в том числе должны содержать список предоставляемых к рассмотрению документов, данный список рекомендуется поименовать как "4. Сведения в отношении критериев" (далее - Список), в него рекомендуется включать сведения, предусмотренные Приложением N 1 к настоящей инструкции. В отношении каждого предоставляемого договора (контракта) в заявке рекомендуется наличие папки, поименованной как "Npp. N N",
где
Npp - номер в соответствии со Списком (N пп);
N - номер предоставляемого к рассмотрению договора (контракта).
В составе папки должны быть документы, предусмотренные пунктом 5 графы 3 Раздела III "Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", в отношении:
- исполненного договора (контракта), файл рекомендуется поименовать как "N N";
- последний акт составленный при исполнении договора (контракта)рекомендуется поименовать как "Последний акт N N";
- документ (документы) подтверждающий уплату неустоек (штрафов, пени) при наличии в ходе исполнения договора (контракта) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) и соответственно их исполнении (требований), данный документ (документы) рекомендуется поименовать, как "KСведения об исполнении требования",
где
К - порядковый номер, в случае наличия исполнения требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) более чем единожды в хронологическом порядке в соответствии с датой такого документа..".
П.3 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе_" определено, что извещение должно содержать следующие электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к составу и содержанию заявки определены ст.43 ФЗ "О контрактной системе_". Ч.3 ст.43 ФЗ "О контрактной системе_" установлен запрет на то, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.1 и ч.2 ст. 43 ФЗ "О контрактной системе_", не допускается.
Перечень требований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов дела, в составе второй части заявки установлено требование об обязательном предоставлении в составе заявки "списка" "по форме, предусмотренной приложением 1", тогда как участник обязан предоставить документы, подтверждающие, в случае наличия таковых, его квалификацию как участника закупки. Таим образом, установленное в Инструкции императивное требование о предоставлении в составе заявки "списка предоставляемых документов" является излишним и не предусмотренным законом.
При таких обстоятельствах, заказчиком, уполномоченным учреждением допущены нарушения п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.43 ФЗ "О контрактной системе_".
С учетом изложенного, в действиях заказчика, уполномоченного учреждения при определении поставщика способом открытого электронного конкурса (извещение N0144200001823000061) выявлены нарушения ч.3 ст.7, ч.1 ст.33, ч.1 ст.34, п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.43 ФЗ "О контрактной системе_", что содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные нарушения законодательства носят неустранимый характер при данных обстоятельствах, являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем аннулирования электронного конкурса (извещение N0144200001823000061).
Более этого, представитель заказчика пояснила на заседании и заказчиком представлено мотивированное пояснение в материалы дела о том, что работы, предусмотренные в извещении по обжалуемой закупке извещение N0144200001823000061, а именно: работы по нанесению разметки по улицам Кирова, Почтовая, Золотая, Садовая города Курска включены ошибочно, на данные объекты не истек гарантийный срок по ранее заключенному контракту N 2/2022-р от 05.07.2021 года. В связи с чем, данные не должны были быть включены в расчет начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), которая должна быть ниже, чем указано в извещении. По причине допущенных заказчиком нарушений при расчете НМЦК и подготовке технического задания просит отменить процедуру для возможности корректировки и проведения новой закупки.
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эксперт Контроль Качества" необоснованной.
2. Признать заказчика - Комитет дорожного хозяйства города Курска, уполномоченное учреждение - Областное казенное учреждение "Курскавтодор" нарушившими требования ч.3 ст.7, ч.1 ст. 33, ч. 1 ст. 34, п.3 ч.2 ст.42, ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - <...>
5. Передать материалы дела N046/06/48-455/2023 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Передать материалы дела N046/06/48-455/2023 для сведения в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <...>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N046/06/48-455/2023
об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Резолютивная часть объявлена 19 сентября 2023 года
Изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<...> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
на основании решения от 19.09.2023 по делу N046/06/48-455/2023, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Эксперт Контроль Качества " на действия комиссии уполномоченного учреждения - ОКУ "Курскавтодор", заказчика - Комитета дорожного хозяйства города Курска и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_") внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного конкурса N 0144200001823000061, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Комитету дорожного хозяйства города Курска, уполномоченному учреждению - Областному казенному учреждению "Курскавтодор", оператору электронной площадки АО "РАД", в течение 2 (двух) рабочих дней с даты получения настоящего предписания в целях устранения нарушений ч.3 ст.7, ч.1 ст. 33, ч. 1 ст. 34, п.3 ч.2 ст.42, ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" аннулировать (отменить) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного конкурса N 0144200001823000061.
2. В течение одного рабочего дня с даты исполнения п.1 настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения (подписанные заверенные копии приказа, распоряжения, протокола и т.п. и распечатку с сайта).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание.
В соответствии с частью 23 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе_" контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 21 сентября 2023 г. N 046/06/48-455/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023