Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
МА ВМО Санкт-Петербурга МО "Александровский" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Маммаев Зайпулла Маммаевич (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22756-ЭП/23 от 06.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку моноблоков (извещение N 0172300002923000020),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку моноблоков (извещение N 0172300002923000020) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 262 578,68 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Маммаев З.М.
По результатам закупки Заказчиком ИП Маммаевым З.М. заключен государственный контракт N МНБ/ЕИС-2023 от 27.06.2023 на сумму 182 919,56 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Маммаевым З.М.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить товар в соответствии с "Техническим заданием" (Приложение N1 Контракта) (далее - Товар) (п. 1.1 и п 1.2 Контракта).
В соответствии с п. 4.2 Контракта 4.2 поставки Товара осуществляется в течение 7 рабочих дней с даты заключения контракта, т.е. в срок до 06.07.2023.
14.08.2023 Участником поставлен Товар, которые не соответствуют Техническому заданию (Приложение N1 Контракта).
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 11.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 23.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 05.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
С целью исполнения Контракта, по счету N 1-06 от 26.06.2023 Участник. приобрел у производителя моноблоков (компания "GALANT") 45 единиц компьютерной техники, в состав которой как раз входили 4 персональных настольных компьютера (моноблоки), технические характеристики которых соответствовали Техническому заданию (Приложение N1 Контракта).
В адрес компании "GALANT" была направлена претензия по поводу просрочки срока поставки. В ответ на претензию от компании "GALANT" было получено Письмо (исх. N 188) от 24.07.2023, где указывались следующие причины срыва сроков поставки компьютерной техники:
1. увеличение сроков оплаты SWIFT и переводом с 3 до 30 рабочих дней;
2. транспортные компании столкнулись с проблемами логистики, а так же загруженностью таможенного контроля из-за увеличения трафика и большого скопления грузов на границе с Россией и Республике Беларусь;
3. загруженности производства и дефицита комплектующих, а также в связи с задержкой их поставки поставщиками в следствии ограничений, связанных с введением санкций и мер ограничительного характера.
Поэтому компания "GALANT" указала предположительные сроки доставки товара в адрес Участника не ранее 01.08.2023.
Участником в адрес Заказчика было направлено Гарантийное письмо (исх. 01/07-23) от 25.07.2023, согласно которому Поставщиком своевременно закуплено необходимое оборудование, предусмотренное Контрактом. Однако, компания "GALANT" сообщало о причинах задержки поставки Товара. Поэтому срок доставки товара Заказчику был определен до 05.08.2023.
Далее Участником в адрес Заказчика было направлено Письмо (исх. N 01/08-23_ от 10.08.2023), согласно которому Товар в полном объеме передан транспортной компании для дальнейшей доставки в адрес Заказчика. Транспортная компания ООО "Почта России" сообщает, что доставка в место вручения ориентировочно 12.08.2023.
Далее произошла поставка товара 14.08.2023 и Заказчику были направлены следующие документы помимо самого товара:
- Акт приемки - передачи товара.
- Товарная накладная N 14/08 от 16.08.2023.
- Счет на оплату N 14/08 от 16.08.2023.
Однако в процессе приемки Товара выявились различия в технических характеристиках части Товара на сумму 137189 рублей 67 копеек. 21.08.2023 ИП Маммаев З.М. в адрес компании "GALANT" была направлена претензия с требованием исправить со стороны этой организации существенные недостатки по поставке Товара.
В ответ претензию компания "GALANT" направила Письмо (исх. N 211) от 21.08.2023, согласно которому поставка моноблоков с процессором Intel i5 10400 10-го LGA поколения невозможна. Процессоров Intel i5 10400 10-го LGA поколения с количеством ядер процессора 6 шт и количеством потоков процессора 16 шт. не существует. Моноблоки "GALANT" предоставленные ИП Маммаеву З.М. не уступают по техническим характеристикам, ранее заявленным и имеют превосходство по ряду показателей.
Позднее, Заказчиком в адрес Поставщика был направлен мотивированный отказ (исх. N 654) от 22.08.2023 по причине того, что часть Товара на сумму 137189 рублей 67 копеек Заказчик принять не может, поскольку технические характеристики этой части Товара не соответствуют Контракту.
В ходе устных переговоров наша организация пыталась доказать факт того, что в результате независящих обстоятельств часть товара на сумму 137189 рублей 67 копеек не может быть заменена на аналогичный товар поскольку, по мнению компании "GALANT" процессоров Intel i5 10400 10-го LGA поколения с количеством ядер процессора 6 шт и количеством потоков процессора 16 шт. не существует.
Таким образом, какого-либо умысла уклонения от исполнения обязательств по Контракту у Участника не имелось, что, в свою очередь, Поставщиком предприняты все действия, направленные на исполнение обязательств в части поставки Товара.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Маммаева З.М. в реестр недобросовестных поставщиков.
Участник оплатил все штрафы по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Маммаевым З.М. предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ИП Маммаева З.М. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Маммаев Зайпулла Маммаевич (ИНН: 054702645087), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 сентября 2023 г. N РНП-78-1256/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2023