Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга:;
АО "Фирма Флоридан" (далее - Заявитель):;
в отсутствие представителей:
ГБОУ СОШ N 50 Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23179-ЭП/23 от 11.09.2023) на действия комиссии Уполномоченный органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания в образовательных учреждениях Петроградского района Санкт-Петербурга в 2023/2024 учебном году (извещение N 0172200002523000308) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено в единой информационной системе 28.06.2023 номер извещения 0172200002523000308. Начальная (максимальная) цена контракта - 121 194 076,97 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии по осуществлению закупок в части указания результатов оценки заявок участников закупки, в нарушении порядка формирования протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, в неправомерном рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В извещении Заказчика установлены следующие критерии оценки:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
1. |
Цена контракта |
40% |
- |
- |
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
20 % |
Качественные характеристики объекта закупки |
100 % |
3. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 % |
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60 % |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
40 % |
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать присвоенные первым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по каждому критерию оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае установления таких критериев в извещении об осуществлении закупки).
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Из протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 06.09.2023 NПРОI2 следует, что заявке подателя жалобы присвоена оценка первой части заявки по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе: "Общее количество баллов по критерию оценки без учета значимости - 50, с учетом значимости - 10".
В свою очередь, податель жалобы не согласился с результатами оценки комиссии по осуществлению закупок, по основаниям, изложенным в доводах жалобы, и обратился с жалобой в антимонопольный орган.
В соответствии с ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Кроме того, на основании ч. 12 ст. 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 данного Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Таким образом рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок Комиссией УФАС не осуществляется на основании ч. 12 ст. 99 и ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч.ч. 1-2 ст. 39 Закона о контрактной системе для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).
Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
В силу ч. 8 ст. 39 Закона о контрактной системе Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии могут участвовать в таком заседании с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте (при необходимости), дате и времени проведения заседания комиссии. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке;
Из содержания протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной от 06.09.2023 NПРОI2 следует, что на заседании комиссии по осуществлению закупок присутствовали:
Член комиссии по осуществлению закупок |
Роль |
Статус |
Кукушкин Евгений Сергеевич |
Председатель комиссии |
присутствовал |
Литвинова Наталия Анатольевна |
Зам. председателя комиссии |
присутствовал |
Подкопаева Ольга Борисовна |
Член комиссии |
присутствовал |
Сысоев Роман Николаевич |
Член комиссии |
присутствовал |
При этом, также в протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной от 06.09.2023 NПРОI2 указаны обоснования решения Бухарова С.В. об отклонении первой части заявок на участие в закупке.
На заседании Комиссии УФАС представитель Уполномоченного органа пояснил, что при формировании протокола в рассматриваемой части вместо Литвиновой Н.А. был ошибочно указан Бухаров С.В.
Исходя из изложенного, протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок, который не содержит информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке, нарушают п. 4 ч. 6 ст. 48 Закона контрактной системе
3. Согласно ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктами ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;
2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок, на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 09.08.2023 NПРОI1 заявка АО "Артис - Детское питание" была отклонена по следующим основаниям:
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Решение о признании первой части заявки соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении первой части заявки на участие в закупке |
Обоснование решения об отклонении первой части заявки на участие в закупке |
114733973 |
Отклонена |
Несоответствие информации и документов, предусмотренных пп. "а", "б", "г", "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (Отклонение по п. 1 ч. 5 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) |
14.08.2023 в Санкт-Петербургское УФАС России поступила жалоба АО "Артис - Детское питание" (вх. N 20849-ЭП/23 от 14.08.2023) на действия комиссии Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания в образовательных учреждениях Петроградского района Санкт-Петербурга в 2023/2024 учебном году (извещения N 0172200002523000308) в части в неправомерном признании заявки несоответствующей требованиям извещения.
21.08.2023 состоялось заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы АО "Артис - Детское питание".
Согласно решению Комиссии УФАС по делу N 44-3406/23 от 21.08.2023 жалоба АО "Артис - Детское питание" была признана необоснованной.
18.08.2023 Уполномоченному органу, Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной торговой площадки было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в рамках дела 44-3397/23, согласно которому предписывалось, в том числе, пересмотреть первые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме с номером извещения N 0172200002523000308 с учетом мотивировочной части решения по делу N 44-3397/23 от 18.08.2023.
При этом из содержания протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 06.09.2023 NПРОI2 в части заявки АО "Артис - Детское питание" принято следующее решение:
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Решение о признании первой части заявки соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении первой части заявки на участие в закупке |
114733973 |
Соответствует требованиям |
Комиссия УФАС констатирует, что при пересмотре первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не была учтена позиция Комиссия УФАС изложенная в решении по делу N 44-3406/23 от 21.08.2023.
Таким образом, Комиссия УФАС находит признаки нарушения комиссией по осуществлению закупок пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 33, 42, 48, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Фирма Флоридан" обоснованной частично.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 48, п. 4 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 сентября 2023 г. N 44-3805/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023