Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей "искусство" и "технология" Московского района Санкт-Петербурга (далее -Заказчик);
ООО "Серна" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23331-ЭП/23 от 12.09.2023) на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обучающихся в Государственных бюджетных общеобразовательных учреждениях Московского района Санкт-Петербурга в 2023 - 2024 годах (извещение номер 0172200002523000391) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 31.07.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200002523000391. Начальная (максимальная) цена контракта - 181 658 966,98 рублей.
В жалобе Заявитель на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном применении порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Согласно ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные первым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по каждому критерию оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае установления таких критериев в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме заявку участника ООО "Серна" оценили следующим образом:
В соответствии с положениями пункта 2.1.1. раздела III Приложения N4 к извещению, для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком (-ами) установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки.
Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному предложению участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки, содержащему описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте и в инструкции по заполнению заявки.
В рамках свойства объекта закупки - технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание процесса соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия биологических, химических и физических факторов, в соответствии с НПА при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; описание процесса соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания, в соответствии с НПА при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; описание последовательности всех действий при оказании услуг по контракту (-ам), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; принятые меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19); описание особенностей организации общественного питания детей при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, требования к которым установлены в соответствии с НПА; условия транспортировки и разгрузки приготовленной пищи (в случае, если описанием объекта закупки предусмотрена транспортировка и разгрузка Исполнителем приготовленной пищи); описание процесса обеспечения надлежащего санитарного состояния в помещении пищеблока и обеденном зале (в случае если в соответствии с описанием объекта закупки приготовление блюд (изделий) осуществляется на пищеблоке (-ах) Заказчика (-ов) и обеспечения надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд (изделий); описание технологии приготовления каждого блюда (изделия), исчерпывающий перечень которых указан в меню (Приложение N 1.1 к Приложению N 1 к извещению об осуществлении закупки); сведения о соблюдении непосредственными исполнителями, планируемыми к привлечению при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, санитарных требований к личной гигиене; условия транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню, являющимися Приложением N 1.1 к Приложению N 1 к извещению об осуществлении закупки (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню). В рамках свойства объекта закупки - технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, все предоставляемые в соответствии с настоящим абзацем сведения необходимо представить в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под технологией приготовления каждого блюда (изделия), исчерпывающий перечень которых указан в меню (Приложение N 1.1 к Приложению N 1 к извещению об осуществлении закупки), понимается информация о технологических процессах приготовления, оформлении и подачи блюда (изделия), условиях и сроках реализации блюда (изделия), наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие), нормах расхода продуктов брутто и нетто на одну порцию, весе готового блюда (изделия), химическом составе блюда (изделия), органолептических показателях качества блюда (изделия), сведениях об области применения такой предоставленной технологии приготовления блюда (изделия) (при этом, по позиции в меню (Приложение N 1.1 к Приложению N 1 к извещению об осуществлении закупки), подразумевающей поставку готового продукта (например, яблоко, огурец и т.п.) от производителя (поставщика, продавца), не требуется указывать информацию о технологических процессах приготовления). В случае, если в меню (Приложение N 1.1 к Приложению N 1 к извещению об осуществлении закупки), содержится несколько блюд (изделий) с одинаковым наименованием, выходом и иными сведениями (при наличии), содержащимися в Приложении N 1.1 к Приложению N 1 к извещению об осуществлении закупки, участник вправе предоставить сведения о технологии приготовления такого блюда (изделия) только один раз).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие), обязательно должны быть указаны все продукты, которые упоминаются в информации о технологических процессах приготовления соответствующего блюда (изделия), а в предоставляемой информации о технологических процессах приготовления соответствующего блюда (изделия) обязательно должны быть сведения, в каком(-их) технологическом(-их) процессе(-ах) приготовления используется каждый из продуктов, указанных в сведениях о наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие).
Представленные сведения в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки должны носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований.
Вместе с тем, в предоставленном участником предложении в рамках описания свойства объекта закупки - технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, при описании технологии приготовления блюда (изделия) "Бутерброд с маслом" (файл "меню 7-11.pdf", стр. 24-25) в технологических процессах приготовления и в органолептических показателях качества блюда (изделия) указан продукт "Хлеб", а в наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие) указан продукт "Батон из пшеничной муки высшего сорта, обогащенный микронутриентами"; при описании технологии приготовления блюда (изделия) "Бутерброд с маслом" (файл "меню 5-8 Кадеты ЗОП.pdf", стр. 27-28) в технологических процессах приготовления указаны продукты "Хлеб" и "Батон", при этом, в органолептических показателях качества блюда (изделия) указан продукт "Хлеб", а в наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие) указан продукт "Батон из пшеничной муки высшего сорта, обогащенный микронутриентами"; при описании технологии приготовления блюда (изделия) "Бутерброд с сыром" (файл "меню 9 - 11 класс Кадеты ЗОП.pdf", стр. 30-31) в технологических процессах приготовления указан продукт "Батон" и в наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие) указан продукт "Батон из пшеничной муки высшего сорта, обогащенный микронутриентами", а в органолептических показателях качества блюда (изделия) указан продукт "Хлеб". Аналогичные сведения представлены при описании технологии приготовления еще многих блюд (изделий). Это свидетельствует об отсутствии однозначного характера сведений в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки и допускает двусмысленное толкование.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика (-ов), установленным в настоящем порядке оценки и в инструкции по заполнению заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. При этом, информация, содержащаяся в рамках описания одного свойства объекта закупки, но относящаяся к другому свойству объекта закупки, не учитывается при оценке заявки участника.
Согласно пункту 2.1.1. раздела III Приложения N4 к извещению в рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставление в составе заявки предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание всех свойств объекта закупки, в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) и в инструкции по заполнению заявки, в противном случае предоставляемое предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки признается как "Отсутствие характеристики объекта закупки".
Таким образом, описание свойства объекта закупки - технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, считается не представленным, а предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки признается как "Отсутствие характеристики объекта закупки".
Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" |
Количество присваиваемых баллов |
Предложение о наличии характеристики объекта закупки |
100 баллов |
Отсутствие характеристики объекта закупки |
0 баллов |
В свою очередь, податель жалобы не согласился с результатами применения порядка оценки комиссией по осуществлению закупок, по основаниям, изложенным в доводах жалобы, и обратился с жалобой в антимонопольный орган.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно приложению N 1.
Постановлением N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно Положению, "критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки);
Согласно п. 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что из содержания извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком определено, в том числе следующее требование:
По настоящему детализирующему показателю оценивается предложение о качественном свойстве объекта закупки - обеспеченность Цикличными меню рационов горячего питания и технологическими картами приготовления блюд (требования к цикличным меню установлены в Приложении N 1.1. приложения "Описание объекта закупки" в соответствии со статьей 33 Закона" к извещению об осуществлении закупки). Сведения по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" могут быть представлены по рекомендуемой форме "Качество услуг", установленной в "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки. Для подтверждения сведений по настоящему детализирующему показателю учитываются меню, разработанные в соответствии с требованиями, установленными в "Описании объекта закупки" и их обеспеченность технологическими документами (технологические карты на продукцию общественного питания и/или технико-технологические карты на новую продукцию общественного питания), полностью соответствующими требованиям и рекомендациям ГОСТ 31987-2012 "Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию".
Представленное предложения участника закупки о качественном свойстве объекта закупки, содержащее все документы (могут быть представлены в виде копий и/или электронных образов документов) в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки, будет являться предоставлением "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок, свидетельствующем о наличии у Участника конкурентных качеств в виде соблюдения при оказании услуг (исполнении контракта) всех требований описания объекта закупки и приложений к нему. Представленное предложение участника закупки о качественном свойстве объекта закупки, содержащее не все документы (могут быть представлены в виде копий и/или электронных образов документов) в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки или содержащее все документы (могут быть представлены в виде копий и/или электронных образов документов), при этом один или более документ не будет соответствовать всем требованиям, установленным в настоящем порядке оценки, будет являться предоставлением "Предложения об отсутствии качественных характеристиках объекта закупки".
Заявитель в жалобе указывает, что спорная позиция, послужившая, по мнению комиссии по осуществлению закупок Заказчика основанием для не начисления баллов регламентируется документом по стандартизации ГОСТ 31805-2018 "Изделия хлебобулочные из пшеничной хлебопекарной муки" (далее - ГОСТ) и применяемыми в национальной системе стандартизации. Необходимо отметить, что данный ГОСТ не содержит таких определений как батон или хлеб, а содержит указание на хлебобулочное изделие, которые в свою очередь классифицируются и подразделяются в соответствии с п.4.1.; 4.2.; 4.3. ГОСТ. Следовательно, Заявитель сообщает, что утверждать о двоякости толкования о составе продуктов, используемых для приготовления блюда "Бутерброд с маслом" было бы возможно в том случае, если бы им был указан разный вид муки или разный сорт, либо иные отличные друг от друга данные из п.4.1.; 4.2.; 4.3. ГОСТ.
Следовательно, ООО "Серна" при заполнении заявки руководствовалось ГОСТ 31805-2018 и не указывал противоречащих техническому заданию данных.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что согласно представленным данным
Заявка АО "Столовая 14" содержит предложение по критерию в части процесса отработки заявки Заказчика для приготовления горячего питания с указанием, что ответственное лицо заказчика подписывает накладные, принимает продовольственное сырье и т.д. Таким образом предложение в указанной части не коррелирует с условиями извещения в части описания объекта закупки.
Таким образом Комиссия УФАС находит признаки нарушения комиссией по осуществлению закупок пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Серна" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц единой комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей "искусство" и "технология" Московского района Санкт-Петербурга ул. Ленсовета, д. 43, к. 2, Санкт-Петербург, 196143
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга ул. Новгородская, д. 20 лит. А Санкт-Петербург, 191144
ООО "РТС-тендер" наб. Тараса Шевченко, д. 23А, Москва, 121151 факс: (495) 733-95-19
ООО "Серна" ул. Александра Матросова, дом 4 корп. 2, лит. Е, помещ. 1-Н, офис 31-35 Санкт-Петербург, 194100 |
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
по делу N 44-3810/23
18.09.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-3810/23 о нарушении законодательства о контрактной системе, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу - Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга, Заказчику - ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей "искусство" и "технология" Московского района Санкт-Петербурга, комиссии по осуществлению закупок устранить нарушение пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме с номером извещения N 0172200002523000391;
- пересмотреть первые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме с номером извещения N 0172200002523000391 с учетом мотивировочной части решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172200002523000391 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику и комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 22.10.2023.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Уполномоченному органу, Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей. Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 сентября 2023 г. N 44-3810/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023