Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее -Уполномоченный орган):;
Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Соцстройсервис" (далее - Заявитель), уведомленных о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23506-ЭП/23 от 14.09.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта, выполнению инженерных изысканий и разработке проектной документации по объекту "Строительство Васнецовского пр. от перспективной пробивки Северного пр. до Чарушинской ул. с путепроводом через КАД" для нужд Санкт-Петербурга (извещение номер 0172200002523000422) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.08.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200002523000422. Начальная (максимальная) цена контракта - 46 476 405, 92 рублей.
В жалобе Заявитель на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В силу п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения.
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Извещением об осуществлении закупки предусмотрено следующее:
"При оценке заявок по детализирующему показателю "Характеристика квалификации участников закупки N1 (Общая цена исполненных участником закупки договоров)" лучшим признается предложение участника конкурса с наибольшей суммой исполненных участником закупки договоров (договора). Значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле, установленной выше в разделе II.
Заказчиком установлен предмет договора (договоров), оцениваемый по детализирующему показателю оценки "Характеристика квалификации участников закупки N1 (Общая цена исполненных участником закупки договоров)", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ, по которым участник закупки выступает в качестве генерального подрядчика.
Документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, а именно:
1. Исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение участником закупки работ, связанных с предметом настоящего конкурса, а именно, по подготовке документации по территориальному планированию, градостроительному зонированию и планировке территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и/или по инженерным изысканиям и/или по подготовке проектной документации по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту линейных объектов транспортной инфраструктуры.
Под линейными объектами транспортной инфраструктуры в настоящей документации понимаются автомобильные дороги, автодорожные тоннели, транспортные развязки, мосты и путепроводы, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального, муниципального, местного значения.
2. Акт (акты) приемки выполненных работ, составленный при исполнении указанного договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора (договоров), должен быть подписан не ранее, чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
Проектная документация по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту линейных объектов транспортной инфраструктуры, разработанная по результатам исполнения участником закупки соответствующего договора, должна иметь положительное заключение государственной экспертизы (в случае если градостроительным законодательством предусмотрена необходимость проведения экспертизы).
Документация по территориальному планированию, градостроительному зонированию и планировке территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры, разработанная по результатам исполнения участником закупки соответствующего договора, должна быть утверждена уполномоченным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации органом государственной власти Российской Федерации либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления поселения либо органом местного самоуправления городского округа.
Указанные документы представляются в заявке участника в полном объеме и со всеми приложениями.
Документы, подтверждающие наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
В случае, если дата последнего акта, составленного при исполнении договора, не соответствует установленному периоду (должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок), а также в случае несоответствия представленных участником закупки документов иным требованиям, установленным настоящим Положением, такой договор, при определении баллов по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" не учитывается.
В случае наличия противоречия между стоимостью работ, указанной в акте (актах) приемки выполненных работ, составленном (составленных) при исполнении договора, и стоимостью работ, указанной в договоре со всеми приложениями, для оценки по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" принимается стоимость работ, указанная в акте (актах) приемки выполненных работ, составленном (составленных) при исполнении договора.
Сводная информация о квалификации участника закупки может быть представлена по рекомендуемой форме согласно Приложению N 1 к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (Приложение N 3 к извещению об электронном конкурсе). Форма носит рекомендательный характер. Участник закупки может предоставить указанную информацию по иной форме.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ. Участнику конкурса, не представившему указанные документы, баллы по заявке не присваиваются.
В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в Единой информационной системе, и информацией, содержащейся в указанных документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в Единой информационной системе.
В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в предоставленной участником форме (Приложение N 1 к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению), и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в подтверждающих квалификацию документах.
К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Для расчета баллов по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" учитывается совокупный объем стоимости выполненных и принятых работ по всем представленным договорам, удовлетворяющим требованиям настоящего Положения".
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет критерии и показатели, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Исходя из предмета контракта, предусматривающего проведение государственной экспертизы, порядком рассмотрения и оценки заявок предусмотрено, что проектная документация должна иметь положительное заключение экспертизы, исключительно в случае, если такое требование установлено градостроительным законодательством. Соответственно если данное требование не установлено градостроительным законодательством, проектная документация предоставляется без экспертизы.
Таким образом, спорный показатель и порядок их оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Кроме того, требование в отношении исполненного контракта сформулировано в соответствии с формулировками, содержащимися в постановлении Правительства РФ N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В частности, согласно пункту "в" части 28 постановления Правительства РФ N 2604, Заказчиком может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Договор, находящийся на этапе исполнения не может подтверждать опыт участника закупки, поскольку результат по данному договору не достигнут и не сдан заказчику.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
1. Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Электронный документ "1.1.1_приложения_NN_1-5_к_Заданию_на_выполнение_работ.pdf" содержит требования к составлению и оформлению раздела проектно-сметной документации, содержащему реестр цен оборудования, материалов, изделий и конструкций, которые применяются для расчета стоимости строительной продукции и неучтенные сборниками сметных цен на материалы.
Вместе с тем, указанные требования содержат общие методические положения по определению сметной стоимости материальных ресурсов, стоимость которых определяется на основании информации, предоставляемой поставщиками и производителями материальных ресурсов в соответствии с МДС 81-35.2004.
При этом постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014) "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (вместе с "МДС 81-35.2004...") утратило силу в связи с изданием приказа Минстроя России от 06.10.2020 N 592/пр.
Таким образом, установление требования о соответствии работ нормативному документу, утратившему силу, нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
2. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта (п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что в нём содержится информация о банковском и (или) казначейском сопровождении контракта: банковское или казначейское сопровождение контракта не требуется.
При этом пунктом 2.6 проекта контракта предусмотрено, что оплата выполненных работ по Контракту осуществляется по казначейской системе исполнения бюджета Санкт-Петербурга за счет бюджетных средств с текущих счетов по исполнению бюджета: в 2023-2024 годах - в соответствии с Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий год.
Следовательно, извещение об осуществлении закупки содержит противоречивую информацию в данной части, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Соцстройсервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 сентября 2023 г. N 44-3828/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023