Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУ СШОР "Школа высшего спортивного мастерства по водным видам спорта имени Ю.С. Тюкалова" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "МИИДА" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23289-ЭП/23 от 12.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли и декоративной кирпичной кладки фасада цокольного этажа ГБ "Стрела" (извещение N 0372200141823000042),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли и декоративной кирпичной кладки фасада цокольного этажа ГБ "Стрела" (извещение N 0372200141823000042) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 8 349 187,61 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МИИДА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МИИДА" заключен государственный контракт N 0372200141823000042-02 от 10.07.2023 на сумму 8 349 187,61 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МИИДА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту кровли и декоративной кирпичной кладки фасада цокольного этажа ГБ "Стрела" (далее - Работы) (п. 1.1 Контракта), по адресу: г. Санкт-Петербург, муниципальный округ Чкаловское, набережная Гребного канала 10, строение 1, Гребная база "Стрела" (далее - Объект) (п. 4.1 Контракта).
В соответствии с п. 4.2 Контракта срок выполнения Работ с даты заключения контракта по 30.10.2023, начало выполнения Работ - с даты передачи Объекта для выполнения работ.
План-график выполнения Работ был согласован Подрядчиком и Заказчиком. В целях оказания содействия Подрядчику в исполнении обязательств по Контракту Заказчиком проведены работы по освобождению территории для возможности размещения строительной площадки.
Подрядчик письмом от 17.08.2023 извещает Заказчика о невозможности выполнения Работ в связи с выявленными недочетами в сметной документации.
Письмом от 17.08.2023 Подрядчик извещает о проведенных изыскательных работах.
Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию от 22.08.2023 с требованием приступить не позднее 25.08.202 к выполнению Работ.
Подрядчиком направлено письмо от 14.08.20022314-31/01 о том, что он готов приступить к работам по монтажу водосточной
На 25.08.2023 подрядчик не приступил к исполнению обязательств по Контракту.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.8 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
13.07.2023 Подрядчик направил Заказчику список работников для пропуска их на Объект с целью выполнения Работ по Контракту. Подрядчик просил обеспечить перечисленным сотрудникам допуск к месту производства Работ.
14.07.2023 Подрядчик выехал на Объект, подписал акт-допуска на Объект для дальнейшего проведения Работ.
01.08.2023 Подрядчиком была организована строительная площадка, а именно: на объект завезены бытовка и оборудования, в полном объеме выполнен демонтаж ограждения кровли.
04.08.2023 Подрядчик провел обследование (шурфовку) стяжки возле витражной конструкции на участке кровли над помещениями медицинского кабинета для определения устойчивости конструкции.
08.08.2023 Заказчик письменно сообщил Подрядчику о том, что Подрядчиком не выбран способ возмещения затрат за пользование ресурсами в части электрической энергии, не предоставлен список оборудования, которое будет использоваться при выполнении Работ.
В ответ на вышеуказанное письмо Заказчика, 14.08.2023 года Подрядчик указал на то, что отставание от графика Работ связано с пересмотром технологии производства работ, обусловленным невозможностью выбранной ранее технологии обеспечить достаточную защиту помещений здания, расположенных под ремонтируемой кровлей, от проникновения в них влаги в случае выпадения осадков в период производства работ. Также Подрядчик сообщил, что 15.08.2023 приступит к монтажу водосточной системы в помещениях медицинского кабинета, над которыми планируется производство работ по ремонту кровли. Подрядчик просил до 15.08.2023 освободить указанные помещения от оборудования и иного имущества. Также Подрядчик указал на то, что в зависимости от погодных условий, будет выбран рабочий день, в рамках которого на участке кровли над помещениями медицинского кабинета будет осуществлен комплекс работ по: демонтажу стяжки, монтажу парапета из газобетонных блоков, монтажу водосточных воронок, устройству пароизоляционного слоя.
15.08.2023 Подрядчиком был проведен повторный осмотр (с дополнительно привлеченными специалистами) помещений, расположенных непосредственно под ремонтируемой кровлей, и производство соответствующих замеров для проектирования системы отведения воды, поступающей через кровельные воронки (ливневой канализации).
15.08.2023 от Заказчика поступила претензия в адрес Подрядчика, в которой Заказчик требует приступить к выполнению работ в соответствии с Графиком производства работ и условиями Контракта. Также Заказчик указывает на то, что Подрядчик не приступил к выполнению Работ по Контракту; в одностороннем порядке пересмотрел технологию производства Работ, не поставив Заказчика в известность; не уведомил Заказчика о способе возмещения затрат за пользование ресурсами в части электрической и тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения в период выполнения Работ.
17.08.2023 Письмом N17-31/01 Подрядчик сообщил о расхождениях в сметной документации. Так, в ходе производства Работ по Контракту была выявлена необходимость производства следующих дополнительных работ, не учтенных в Локальном сметном расчете, без производства которых выполнение работ по Контракту не представляется возможным:
1. прокладки трубопроводов системы отведения воды, поступающей через кровельные воронки;
2. бурения отверстий в железобетонных перекрытиях для установки кровельных воронок и наружных стенах здания для вывода указанной в предыдущем пункте системы водоотведения на фасад здания;
3. замены дверных блоков выходов на ремонтируемую кровлю в связи с производством согласно Контракту работ по уменьшению площадей соответствующих дверных проемов.
Подрядчик предложил в срочном порядке, во избежание нарушения графика производства Работ, заключить дополнительное соглашение с указанием на дополнительные Работы, не учтенные в Локальном сметном расчете или выбрать иной способ разрешения данного вопроса и выбора финансирования для проведения вышеуказанных работ.
В ответ на претензию, Письмом от 17.08.2023 Подрядчик сообщил о том, что утверждение Заказчика об отсутствии выполненных Подрядчиком Работ на Объекте не соответствует действительности, так как Работы Подрядчиком уже выполняются, в том числе работы по демонтажу ограждения ремонтируемой кровли были выполнены Подрядчиком 01.08.2023. Подрядчиком был осуществлен ряд изыскательских работ:
- обследование стяжки возле витражной конструкции на участке кровли над помещениями медицинского кабинета для определения устойчивости указанной конструкции;
- вскрытие подвесных потолков в помещениях медицинского кабинета для определения мест и объемов прокладки трубопроводов системы отведения воды, поступающей через кровельные воронки;
- производство замеров дверных проемов и других.
Результатом проведения указанных Работ, а также неоднократных консультаций с представителями Заказчика стало озвученное Подрядчиком Заказчику решение о пересмотре технологии производства Работ по Контракту, во избежание проникновения в помещения здания влаги, в случае выпадения осадков в период производства Работ. Подрядчик повторно указал на то, что необходимо заключить дополнительное соглашение к Контракту, в котором отразить дополнительные работы, не учтенные в Локальном сметном расчете. Подрядчик просил назначить дату внеочередного совещания с Подрядчиком на Объекте для обсуждения указанных вопросов в целях сокращения отставания от графика производства Работ.
20.08.2023 Подрядчик продублировал просьбу провести внеочередное собрание на электронную почту Заказчика.
Также в Письме N22-31/01 от 22.08.2023 года Подрядчик повторно сообщил провести внеочередное собрание, в связи с тем, что предыдущее письмо Подрядчика от
Подрядчик отразил нерешенные производственные вопросы, препятствующие выполнению работ по Контракту, в том числе несоответствие Локального сметного расчета работам, необходимым к выполнению по Контракту.
1. в Локальном сметном расчете (Приложение N2 к Контракту, далее - Смета) отсутствуют Работы по: прокладке трубопроводов системы отведения воды, поступающей через кровельные воронки, бурению отверстий в железобетонных перекрытиях для установки кровельных воронок и наружных стенах здания для вывода указанной системы водоотведения на фасад здания, замене дверных блоков выходов на ремонтируемую кровлю в связи с производством согласно Контракту работ по уменьшению площадей соответствующих дверных проемов;
2. сметой для ремонта декоративной кирпичной кладки фасада цокольного этажа (а также производства ремонтных работ на кровле) предусмотрено использование силикатного лицевого пустотелого кирпича, в то время как выполнена данная кладка из керамического облицовочного кирпича;
Подрядчик попросил провести совещание для решения указанных вопросов 23.08.2023.
Из этого следует, что Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым Подрядчик явно выражал намерение к дальнейшему исполнению контракта.
28.08.2023 Заказчик разместил Решение об одностороннем отказе от исполнения государственного Контракта в связи с тем, что Подрядчик не приступил к исполнению обязательств по Контракту: не исполнение согласованного графика производства работ (строительные материалы на объект не доставлены, строительная площадка не организована, оборудование не завезено, ремонтные работы не ведутся).
С данным решением Заказчика Подрядчик категорически не согласен, в связи с чем в адрес Заказчика было направлено мотивированное возражение на Решение об одностороннем отказе, а также оно было размещено в Единой информационной системе. В возражении Подрядчик описал сложившуюся ситуацию и повторно предложил рассмотреть возможность заключения Дополнительного соглашения к Контракту N 0372200141823000042-02 с учетом необходимых к выполнению работ, не учтенных в Локальном сметном расчете.
Вместе с тем Подрядчик написал письмо Заказчику о том, что им принято решение приступить к выполнению Работ, не вошедших в сметную документацию.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МИИДА" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что принимались все возможные меры, необходимые для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "МИИДА" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "МИИДА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МИИДА" (ИНН: 4704101330), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
\
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 сентября 2023 г. N РНП-78-1284/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023