Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности, по доверенности, по доверенности;
ООО "ПКР ГРУП" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности, ,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23367-ЭП/23 от 13.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Строительство продолжения Кушелевской дороги до Полюстровского пр." для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200005822000006),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Строительство продолжения Кушелевской дороги до Полюстровского пр." для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200005822000006) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 517 497,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.10.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "ПКР ГРУП".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПКР ГРУП" заключен государственный контракт N П-12/2022 от 26.10.2022 на сумму 1 490 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 ст. 719 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
В силу п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 6.3.3 Контракта установлено, что Подрядчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в соответствии с положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.06.2023 ООО "ПКР ГРУП" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи со следующими обстоятельствами:
В соответствии с п. 4.2 обязательства по Контракту исполняются в срок до 02.11.2023.
Взяв на себя обязательства по выполнению работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Реконструкция дороги в Каменку от Суздальского ш. до проектируемой улицы N 1 " для нужд Санкт-Петербурга, ООО "ПКР ГРУП" приступило к их исполнению.
В процессе исполнения Контракта, Участника столкнулся со следующими пробелами, которые не дают возможность исполнить Контракт надлежащим образом, а именно:
В соответствии с п. 2.1.2.2.2 Технического задания (приложение N 1 к Контракту) к материалам по обоснованию проекта планировки территории (пояснительной записке), являющимся составной частью разрабатываемого проекта планировки территории, прилагаются материалы и результаты инженерных изысканий. Однако расчет цены Контракта (приложение N 2 к Контракту) и календарный план выполнения работ (приложение N 3 к Контракту) не учитывают выполнение работ по выполнению инженерных изысканий.
Представленные Заказчиком исходные данные также не содержат информации о проведенных инженерных изысканиях.
Участник предлагал расторгнуть Контракт, ссылаясь на п. 2 Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории.
Данное письмо Заказчиком было проигнорировано, как и письмо от 22.11.2022 Исх. N 498/1122, письмо от 25.05.2023, в котором Участник отметил о необходимости предоставления в адрес ООО "ПКР ГРУП" актуальных инженерных изысканий либо заключения дополнительного соглашения к Контракту о выполнении инженерных изысканий силами Подрядчика, либо расторжение Контракта по обоюдному согласию.
Учитывая изложенное, ООО "ПКР ГРУП" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.08.2023 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 12.09.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Этапы выполнения работ и сроки их выполнения зафиксированы сторонами в календарном плане выполнения работ, являющимся приложением N 3 к Контракту (пункт 4.3 контракта).
Так, календарными планами выполнения работ предусмотрено, что работы по 1 этапу включают "Сбор исходных данных. Эскизные решения. Согласование с СПб ГБУ "Центр транспортного планирования", по 2 этапу "Проект планировки территории. Проект межевания. Согласование документации по планировке территории, получение заключения КГА".
Участник в нарушение принятых на себя обязательств по Контракту, работы не выполнило. Более того, Участник принял Решение об одностороннем отказе от контрактов, которое вступило в законную силу 12.09.2023.
Письмом от 22.11.2022 N 498/1122 Участник сообщил Заказчику о необходимости предоставления исходных данных или заключении дополнительных соглашений для выполнения дополнительных работ по контрактам. Письмом от 06.04.2023 Участник уведомил Заказчика о приостановлении работ по контрактам на основании статьи 716 ГК РФ, невозможности завершения работ в установленный срок и предложило расторгнуть контракты по соглашению сторон.
Отсутствие в расчете цены контракта указания на инженерные изыскания в совокупности с вышеуказанными нормативными правовыми актами и условиями контрактов также однозначно позволяет сделать вывод о включении таких работ в цену контракта. Более того, в пункте 2.6 контрактов указано, что в стоимость работ включены все расходы и затраты подрядчика, связанные с разработкой, согласованием документации в органах государственной власти и других подведомственных таким органам организациях.
Участник, являясь профессиональным участником рынка в отношении работ, составляющих предмет контрактов, не могло не осознавать необходимости наличия инженерных изысканий для получения результата по контрактам. Также следует обратить внимание, что Участник, принимая участие в закупках, предложило заключение контрактов по цене меньше начальной (максимальной) цены контрактов, за разъяснениями документации о закупках к заказчику не обращалось.
Также Заказчик отмечает, что если приостановление Участником работ по Контракту являлось бы правомерным, с чем Заказчик не согласен, то работы по Контракту считались бы приостановленными с момента уведомления об этом Заказчика. В данном случае письмо Заказчика от 06.04.2023 о приостановлении работ по Контракту получены Комитетом 11.05.2023, т.е. за пределами сроков выполнения работ по 1 этапам Контракта и за 1.5-2 месяца до истечения срока 2 этапа.
Вместе с тем, Заказчик не ответил Участнику на письма от 22.11.2022, от 25.05.2023, ответы на которые могли бы повлиять на ход исполнения Контракта.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с п. 4 ст. 450.1 ГК РФ, сторона которой ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ПКР ГРУП" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПКР ГРУП" (ИНН: 9709059875), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 сентября 2023 г. N РНП-78-1291/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2023