На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ. РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1576 от 01.10.2020), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР "О проведении внеплановой проверки", Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция Управления) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - Заказчик) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки N 0179600001221000063,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила информация от Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о возможном наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении закупок.
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99, ч. 26 ст. 99 Закона о контрактной системе для всесторонней проверки, Карачаево-Черкесским УФАС России истребованы необходимые документы и сведения от Заказчика.
В материалы проверки от Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике представлены копии муниципального контракта N 85-МК/21 "Капитальный ремонт МКУДО "Детской музыкальной школы г. Черкесска" по ул. Доватора, 69-В", дополнительного соглашения от 23.12.2021, платежных поручений от 28.12.2021 N 405843, от 28.12.2021 N 413346, от 30.12.2021 N 2181.
Рассмотрев доводы, изложенные в информации, изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
15.09.2021 в 15:02 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован открытый конкурс в электронной форме N 0179600001221000063 "Капитальный ремонт МКУДО "Детской музыкальной школы г. Черкесска" по ул. Доватора, 69-В" (извещение о проведении закупки - 15.09.2021 в 15:02 ч.), с начальной (максимальной) ценой контракта - 14 138 400, 00 рублей (далее - закупка, открытый конкурс N 0179600001221000063).
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 15.09.2021 в 15:02 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 04.10.2021 в 10:00 ч.
На участие в закупке подано 2 заявки от участников закупки.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России, 08.10.2021 по делу N 009/06/106-297/2021 на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска при проведении открытого конкурса N 0179600001221000063, была рассмотрена жалоба ООО "Весна". Жалоба ООО "Весна" признана необоснованной.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России, 11.10.2021 по делу N 009/06/106-298/2021 на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска при проведении открытого конкурса N 0179600001221000063, была рассмотрена жалоба ООО "Стройтраст". Жалоба ООО "Стройтраст" признана необоснованной.
19.10.2021 между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "МЕГАСТРОЙ" заключен муниципальный контракт N 85-МК/21 "Капитальный ремонт МКУДО "Детской музыкальной школы г. Черкесска" по ул. Доватора, 69-В".
28 января 2022 года в Карачаево-Черкесское УФАС России поступили материалы административного дела, возбужденного в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики Елисеева Сергея Сергеевича, в связи с наличием в его действиях признаков нарушения ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Из материалов административного дела следует, что прокуратурой г. Черкесска в ходе проведенной проверки Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики, расположенного по адресу: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Тургеневская, 78, выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, допущенные начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики Елисеевым Сергеем Сергеевичем.
Установлено, что 19.10.2021 между заказчиком и ООО "МЕГАСТРОЙ" (далее - подрядчик) заключен муниципальный контракт N85-МК/21, предметом которого является "Капитальный ремонт МКУДО "Детской музыкальной школы г. Черкесска" ул. Доватора, 69-В, стоимостью 13 930 000,00 рублей (далее - Контракт).
22.10.2021 Заказчиком в рамках исполнения Контракта заключено дополнительное соглашение, согласно которому на основании ч. 65 ст.112 Закона о контрактной системе заказчик предусматривает выплату аванса в размере 30% на основании представленных счетов (счет-фактур) в течении 10 рабочих дней с момента подписания данных документов.
Дополнительное соглашение от 30.06.2021 является необоснованным и незаконным по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требований к их представлению. В случае, если контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В силу п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 ст. 767 ГК РФ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
На основании ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, 95 Закона о контрактной системе.
Существенные условия контракта могут быть изменены, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, перечень таких случаев является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со ст. 96 Закона о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из смысла ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе следует, что данная норма закона регулирует правоотношения, возникшие до 2021 года.
При этом, муниципальный контракт заключен между Управлением жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики и ООО "МЕГАСТРОЙ" 19.10.2021.
Дополнительное соглашение, предусматривающие изменение условий авансирования муниципального контракта, является неправомерным.
Учитывая, что контракт, между Заказчиком и подрядчиком заключен 19.10.2021, дополнительное соглашение от 22.10.2021 об изменении условий авансирования муниципального контракт не могло быть заключено на основании ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе, ввиду того, что указанные положения Закона о контрактной системе регулируют правоотношения, возникшие до 2021 года.
Своими действиями должностное лицо - начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики Елисеев Сергей Сергеевич совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, т.е. изменение условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В материалах дела имеется письменное объяснение Елисеева С.С., представленное прокурору г. Черкесска, где Елисеев С.С. сообщает, что не знал о том, что заключать дополнительное соглашение об изменении условий авансирования муниципального контракта при его исполнении невозможно, ввиду того что положениями ст. 95 Закона о контрактной системе возможность изменения порядка оплаты контракта не предусмотрена.
О том, что положения ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе распространяются на правоотношения, возникшие до 2021 года он не знал. Вину признает. В дальнейшем обязуется не допускать подобных нарушений.
24.02.2022 заместитель руководителя Управления, Матакаев И.И., рассмотрев постановление прокурора г. Черкесска, старшего советника юстиции, Мухина А.С. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, а также иные представленные материалы дела в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики Елисеева Сергея Сергеевича, в связи с наличием в его действиях признаков нарушения ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в части изменения условий авансирования муниципального контракта N 85-МК/21 от 19.10.2021, заключенного в рамках Закона о контрактной системе, предметом контракта является "Капитальный ремонт МКУДО "Детской музыкальной школы г. Черкесска" по ул. Доватора, 69-В, стоимостью 13 930 000,00 рублей, постановил, признать Елисеева Сергея Сергеевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Елисееву Сергею Сергеевичу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Елисеевым С.С. оплачен административный штраф в размере 20 000 рублей.
Инспекцией Управления, установлено, что 23.12.2021 Заказчиком в рамках исполнения контракта заключено дополнительное соглашение, согласно которому:
1) на основании Закона о контрактной системе, Заказчик продлевает срок Контракта до 31 декабря 2021 года.
2) п. 2.5. Контракта читать в следующей редакции: "Оплата производится за фактически выполненные объемы работ после предоставления "Подрядчиком" актов о приёмке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), оформленных в установленном порядке на основании представленных счетов (счетов-фактур) в течение 10 (десять) рабочих дней с момента подписания данных актов, а также на основании выставленных счетов на предоплату".
В силу п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
- если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Законом о контрактной системе допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения Контракта, предусмотренного при его заключении.
Пунктом 2.7. Контракта установлено, что "Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ".
Из чего следует, что пункт 1 дополнительного соглашения от 23.12.2021, согласно которому на основании Закона о контрактной системе, Заказчик продлевает срок Контракта до 31 декабря 2021 года, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Пункт 2 Дополнительного соглашения, предусматривающего изменение основании выставленных счетов на предоплату муниципального контракта, является неправомерным.
Статьей 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
При этом, согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данному нарушению истек срок давности привлечения к административной ответственности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска ч. 1 ст. 95, ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 21 сентября 2023 г. N 009/06/99-23/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023