Резолютивная часть оглашена
15.09.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "БРИЗ" на положения извещения о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Выполнение работ по разработке проектно-сметной и рабочей документации по оснащению объектов транспортной инфраструктуры МП г.о. Самара "Самарский метрополитен" сертифицированными в области транспортной безопасности техническими средствами и системами: контроля и управления доступом, видеонаблюдения, охранной сигнализации, сбора и обработки информации, связи, приема и передачи информации" (извещение N 0342300000123001218, начальная (максимальная) цена контракта - 10 897 200,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчик допустил нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе, установив излишние требования о наличии лицензии ФСТЭК.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
31.08.2023 в ЕИС размещено извещение об осуществлении закупки по объекту: Выполнение работ по разработке проектно-сметной и рабочей документации по оснащению объектов транспортной инфраструктуры МП г.о. Самара "Самарский метрополитен" сертифицированными в области транспортной безопасности техническими средствами и системами: контроля и управления доступом, видеонаблюдения, охранной сигнализации, сбора и обработки информации, связи, приема и передачи информации.
В силу пункта 12 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 11.2 Описания объекта закупки аукционной документации подрядчик должен иметь лицензию: на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
Аукционной документацией предусмотрено, что проектная документация должна быть разработана на системы:
-контроля и управления доступом (СКУД - персональные данные),
- видеонаблюдения (СВН),
-охранной сигнализации (СОС),
-сбора и обработки информации (ССОИ - центральная система),
-связи, приема и передачи информации(СПД)
Заказчик пояснил, что "Работы будут проводиться на категорированных объектах метрополитена, имеющих ограниченный доступ (зона транспортной безопасности). Вход в зону транспортной безопасности осуществляется по пропускам, после по согласования с органами ФСБ и МВД (паспортные данные, основания доступа в зону ТБ, срок) и часть исходных данных по объектами имеет ограниченный доступ (оценка уязвимости объектов и к планам обеспечения объектов).
Результатом проектирования в рамках контракта должен стать комплекс интегрированных между собой систем, информация с которых собирается, обрабатывается и поступает в пункт управления обеспечения транспортной безопасности, затем согласно установленным требованиям государственных органов будет передаваться УГАН НОТБ Приволжского ФО, ФСБ, МВД, ЦУКС, ЕДДС".
Согласно пункту 2 "Перечня типовых отраслевых объектов критической информационной инфраструктуры, функционирующих в сфере транспорта", утвержденного Минтрансом России 15.05.2023 г., в него входят автоматизированные системы, предназначенные для управления техническими средствами обеспечения транспортной безопасности которые осуществляют критические процессы обеспечивающие доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также передачу таких данных в соответствии с установленными требованиями.
Пунктом 1.2.2. Приложения N1 к Описанию объекта закупки установлено, что проектируемая система входит в "Перечень типовых отраслевых объектов критической информационной инфраструктуры, функционирующих в сфере транспорта", утвержденного Минтрансом России 15.05.2023 г.
Системы контроля и управления доступом, видеонаблюдения, охранной сигнализации, сбора и обработки информации, связи, приема и передачи информации, которые необходимо спроектировать в рамках контракта (извещение N 0342300000123001218) относятся к автоматизированным системам обеспечения транспортной безопасности, которые являются объектами критической информационной инфраструктуры, на которые распространяются требования Федерального закона N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" по защите информации и Приказа ФСТЭК России от 25.12.2017 N 239 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" (далее - Приказ ФСТЭК России N 239).
МП г.о. Самара "Самарский метрополитен" должно обеспечить безопасность объектов критической информационной инфраструктуры (автоматизированных систем), так как Заказчик является субъектом критической информационной инфраструктуры (п.8 ст.2 ФЗ 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации").
Согласно подпункту д) пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении:
- средств и систем информатизации;
- помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
- защищаемых помещений.
Приказом ФСТЭК России N 239 установлено, что обеспечение безопасности значимых объектов является составной частью работ по созданию безопасности значимого объекта. Меры по обеспечению безопасности значимого объекта принимаются субъектом критической информационной инфраструктуры самостоятельно или при необходимости с организацией, имеющей в зависимости от информации, обрабатываемой значимым объектом, лицензию на деятельность по технической защите информации, составляющей государственную тайну, и (или) на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
В пункте 3 Приказа ФСТЭК России N 2393 установлено, что по решению субъекта критической информационной инфраструктуры настоящие Требования могут применяться для обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры, не отнесенных к значимым объектам.
В связи с чем, на стадии проектирования Заказчик указал на необходимость наличия у исполнителя лицензии на осуществление деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.09.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано 2 заявок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 897 200,00 рублей. Контракт подлежит заключению по цене - 10 243 368,00 рублей, снижение составило - 653 832, 00 рублей
При рассмотрении жалобы в Самарском УФАС России, Заявитель, вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, не представил надлежащих доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки, а также препятствуют ему в подаче заявки.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "БРИЗ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 сентября 2023 г. N 420-12143-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023