Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 12580/23) ГБУЗ ПК "КБ им Вагнера Е.А." г. Березники (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Коновалове К.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку дозаторов для мыла/дезинфицирующих средств (изв. N 0356500005623000322).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500005623000322, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку дозаторов для мыла/дезинфицирующих средств. Начальная (максимальная) цена контракта 1 063 867,22 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 12.09.2023 в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 14.09.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
28.06.2023 г. между Заказчиком и ИП Коноваловым К.А. (далее - Поставщик) заключен контракт N 0356500005623000322/СМП на поставку дозаторов для мыла/дезинфицирующих средств (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 25.08.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий дозаторов для мыла/дезинфицирующих средств (код ОКПД - 21.20.10.159, 21.20.10.159, 21.20.10.159 ) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.4. Заказчик вправе:
4.4.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
11.3. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
11.4. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Поставщика является 25.08.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 05.09.2023 г.
Информация об ИП Коновалове К.А. направлена в адрес Пермского УФАС России 07.09.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, ГБУЗ ПК "КБ им Вагнера Е.А." г. Березники приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
Поставщиком по товарной накладной от 31.07.2023 N145 поставлено следующее Оборудование:
-Дозатор для мыла/дезинфицирующих средств, в кол-ве 10 шт.;
-Дозатор для мыла/дезинфицирующих средств, в кол-ве 9 шт.;
-Дозатор для мыла/дезинфицирующих средств, в кол-ве 1 шт.
При проверке поставленного Оборудования Поставщиком в части их соответствия условиям Контракта Заказчик провел экспертизу собственными силами, по результатам которой составлен Акт экспертизы (в Приложение к настоящей претензии), а также установлено, что дозаторы для мыла/дезинфицирующих средств в кол-ве 20 шт. не соответствует характеристикам, указанным в Техническом задании.
07.08.2023 Заказчиком в адрес Поставщика направлена заявка в течении 5 (пяти) рабочих дней произвести поставку требуемого товара.
В адрес Заказчика от Поставщика поступило письмо NГХ-13 от 10.08.2023 с просьбой продлить срок поставки до 24.08.2023.
Заказчик рассмотрел вышеуказанное обращение и, учитывая, что поставленный товар более чем на 50% не соответствует характеристикам, указанным в контракте, а также то, что Поставщиком не приведены конкретные факты и доказательства в обоснование наличия обстоятельств, отвечающих признакам непреодолимой силы, основания для продления срока исполнения Контракта отсутствуют.
В частности, Заказчик сообщил, что предлагаемые Поставщиком дозаторы имеют иные габариты и отличаются от требуемых дозаторов режимом дозирования.
24.08.2023 в адрес Заказчика от Поставщика поступило письмо N 289 от 23.08.2023 с информацией о том, что проведены переговоры с альтернативным поставщиком и необходимый товар с улучшенными характеристиками заказан, информация о поставке будет представлена в срок до 30.08.2023.
Заказчик рассмотрел вышеуказанное обращение и, учитывая, что срок окончания поставки Оборудования, согласно п. 5.1.2, до 15.08.2023, правовых оснований для продления срока не установил.
На основании п. 11.4. Контракта и п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, с учетом акта экспертизы по результатам поставки товара от 07.08.2023, претензии от 16.08.2023 NИсх.1735, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Поставщик в предоставленных пояснениях сообщает, что к поставке планировался товар производства компании Merida.
Вместе с тем, во время проведения более детального анализа технической документации на сайте производителя было выявлено, что технические характеристики товара производства компании Merida имеют отличия от характеристиках товара необходимого Заказчику, ввиду чего поставка товара вышеуказанного производителя не представляется возможной
Для удовлетворения потребности Заказчика был закуплен и поставлен товар производства компании SARAYA.
07.08.2023 Заказчиком предоставлен акт экспертизы по результатам поставки товара, из которого следует, что технические характеристики поставленного товара не соответствуют техническим характеристикам, указанным в Контракте.
16.08.2023 Заказчиком направлена претензия с требованием заменить товар.
В настоящий момент во исполнение условий контракта произведены следующе действия:
- Проведены переговоры с альтернативными поставщиками;
- Заказан необходимый объем товара, в том числе товар с техническими характеристиками, которые являются улучшенными по сравнению характеристиками, указанными в контракте.
Также Поставщик сообщает, что 28.08.2023 Заказчику было предложено заменить товар на дозатор локтевой VD-20 (Россия), дозатор локтевой Дермадос (ФРГ), дозаторы для дез. средств VD-21 (Россия) и подписать соглашение об улучшенных характеристиках, однако Заказчиком на данные предложения был дан отказ.
Вместе с тем, Поставщик сообщает, что готов осуществить поставку по данному электронному аукциону товара с улучшенными характеристиками после согласования с Заказчиком.
ИП Коновалов К.А. в подтверждение своей позиции предоставил материалы переписки с Заказчиком с приложенными к ним сравнительными таблицами технического задания, утвержденного Заказчиком и предлагаемого товара с улучшенными характеристиками.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа материалов одностороннего отказа, пояснений ИП Коновалова К.А., переписки между Заказчиком и Поставщиком, а также из проведенного анализа предлагаемого Поставщиком товара с улучшенными характеристиками можно сделать вывод о том, что действия Поставщика были направлены на исполнение положений Контракта, однако по независящим от ИП Коновалова К.А. обстоятельствам поставку требуемого товара не удалось выполнить.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Коновалов К.А. исполнил 10 контрактов.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ИП Коновалова К.А., направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Коновалове К.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Коновалове К.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 сентября 2023 г. N РНП-59-305
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2023