Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МК Альтернатива" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "КБСМЭПАИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку микротома ротационного (изв. N 0356500006623000098),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 13.09.2023 г. в 14:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 15.09.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500006623000098, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку микротома ротационного.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.08.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 834 513,04 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 08.09.2023 г.
Заявитель в материалах жалобы сообщает, что Заказчик нарушает конкуренцию путем установки в приложении к извещению характеристик товара, которым соответствует продукция одного производителя.
В частности, заявитель сообщает, что в п.п. 1.11-1.14 приложения к извещению под наименованием Техническое задание установлены требования к закупаемому оборудованию, которые не являются значимыми, не относятся к потребительским свойствам и характеристикам.
При этом, указанные в данных пунктах характеристики значительно ограничивают количество участников ввиду того, что иные медицинские аппараты, которые имеют незначительные отличия в характеристиках, предусмотренных пунктами 1.11-1.14, уже не могут быть предложены участники закупки ввиду установленного вышеуказанными пунктами жесткого ограничения.
Также Заявитель сообщает, что требование, установленное п. 1.22. Технического задания - "Все панели управления снабжены сенсорными кнопками, защищенными от действия растворителей и попадания пыли" также приводит к ограничению конкуренции, не относятся к потребительским свойствам и характеристикам.
Заявитель обращает внимание на то, что на рынке соответствующего товара РФ есть микротомы, которые управляются сенсорными панелями, кнопками и комбинированные варианты.
Все это решения, сообщает Заявитель, одинаково хорошо защищены от пыли, а также допускается обработка всей поверхности микротома дезинфицирующими средствами.
Кроме того, Заявитель обращает внимание и на то, что кнопки на микротомах закрыты специальными покрытиями-пленками-панелями, которые обеспечивают с одной стороны герметичность, а с другой- устойчивость к обработке дезинфицирующими средствами.
Заказчик в предоставленных пояснениях сообщил, что Заявитель обладает неактуальной информацией относительно характеристик возможного к поставке товара.
Также Заказчик поясняет, что указанные требования Заказчика в Техническом задании соответствуют характеристикам большинства производителей, в том числе и указанным Заявителем Лейка Биосистемс Нуслох ГмбХ и Шендон Диагностике Лтд.
В подтверждение своей позиции заказчик предоставил руководство по эксплуатации ротационного микротома производства Leica Biosystems Nussloch GmbH, руководство по эксплуатации ротационного микротома Microm HM340E производства Thermo Scientific, руководство пользователя на Микротом ротационный MT1 (Rotary Microtome MT1) производства компании Dakewe (Shenzhen) medical equipment Co., Ltd.
Заказчик также сообщает, что требование, установленное п. 1.22 технического задания - "Все панели управления снабжены сенсорными кнопками, защищенными от действия растворителей и попадания пыли" обусловлено тем, что при работе на микротоме образуется большое количество парафиновой стружки, которая будет забиваться в щели механических кнопок и засорять их.
Использование механических кнопок, по мнению Заказчика, не обеспечивает достаточную влагозащищенность и не позволяет провести должную очистку прибора с использованием моющих средств, что ведет к повышенному износу и, как следствие, уменьшает срок эксплуатации прибора.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Характеристики необходимого к поставке товара указаны в Техническом задании.
Комиссия обращает внимание на то, что Заказчик также предоставил в адрес Комиссии 3 руководства пользователя на 3 микротома.
При анализе предоставленных Заказчиком руководств пользователя с имеющимися в них характеристиками товара, который по мнению Заказчика подходит под требования извещения и приложений к нему, Комиссией установлено следующее.
Характеристики, указанные в руководстве по эксплуатации ротационного микротома производства Leica Biosystems Nussloch GmbH (РУ РЗН 2020/9981) (стр. 26 руководства) и микротома ротационного MT1 (Rotary Microtome MT1) производства компании Dakewe (Shenzhen) medical equipment Co., Ltd (таблица 4, стр. 20 руководства) соответствуют характеристикам, предусмотренным п. 1.11-1.14 Технического задания.
Вместе с тем, согласно руководству пользователя Микротома HM340E производства Thermo Scientific, характеристики указанного товара (стр. 25 руководства) не соответствуют требованиям, указанным в вышеотмеченных пунктах Технического задания.
Комиссия обращает внимание на то, что ни в руководстве по эксплуатации ротационного микротома производства Leica Biosystems Nussloch GmbH (РУ РЗН 2020/9981), ни в руководстве пользователя Микротома HM340E производства Thermo Scientific нет информации о наличии у аппаратов сенсорных кнопок, защищенными от действия растворителей и попадания пыли (п. 1.22 технического задания).
Требуемая в соответствии с указанным пунктом Технического задания характеристика имеется исключительно у микротома ротационного MT1 (Rotary Microtome MT1) производства компании Dakewe (Shenzhen) medical equipment Co., Ltd (п. 2 Главный интерфейс - обзор ст. 30 руководства пользователя).
Вместе с тем, из материалов предоставленных Заказчиком коммерческих предложений нельзя сделать выводы о том, что у требуемого товара на рынке имеются товары-эквиваленты.
Также Комиссия поясняет, что из анализа предоставленных Заказчиком документов нельзя сделать однозначный вывод о том, что указанные Заказчиком микротомы соответствуют всем положениям извещения и приложений к нему.
Таким образом, поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК Альтернатива" на действия ГБУЗ ПК "КБСМЭПАИ при проведении электронного аукциона на поставку микротома ротационного (изв. N 0356500006623000098) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 сентября 2023 г. N 13486/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023