Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 13670/23) ГКУ ПК "Центр развития агробизнеса" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АР ПЛЮС" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского на территории Пермского муниципального округа Пермского края, Добрянского городского округа Пермского края, Пермского городского округа Пермского края механическим способом (изв. N 0156200009923000254).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009923000254, Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского на территории Пермского муниципального округа Пермского края, Добрянского городского округа Пермского края, Пермского городского округа Пермского края механическим способом. Начальная (максимальная) цена контракта 52 069 733,28 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 18.09.2023 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 19.09.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
18.04.2023 г. между Заказчиком и ООО "АР ПЛЮС" (далее - Исполнитель, Общество) заключен контракт N 09/2023 на оказание услуг по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского на территории Пермского муниципального округа Пермского края, Добрянского городского округа Пермского края, Пермского городского округа Пермского края механическим способом (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 28.08.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского на территории Пермского муниципального округа Пермского края, Добрянского городского округа Пермского края, Пермского городского округа Пермского края механическим способом (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем услуг, требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта. 1.3. Срок оказания услуг: в соответствии с Приложением N 2 к Контракту.
1.4. Место оказания услуг: Согласно Технического задания.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях: 8.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Исполнитель и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. неисполнение Исполнителем в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.5.2. непредставление Исполнителем информации обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Исполнителем, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с соисполнителем;
8.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Поставщика является 28.08.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 07.09.2023 г.
Информация об ООО "АР ПЛЮС" направлена в адрес Пермского УФАС России 12.09.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, ГБУЗ ПК "КБ им Вагнера Е.А." г. Березники приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с Контрактом и техническим заданием Исполнитель обязался оказать услуги по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского на площади 2760,27 гектаров, срок оказания услуг:
1 этап: с 24.05.2023 по 30.06.2023;
2 этап: с 01.07.2023 по 09.08.2023;
3 этап: с 10.08.2023 по 10.09.2023.
С учетом поэтапности оказания услуг, общая площадь уборки составляет 8280,81 гектаров.
В ходе приемки оказанных услуг первого этапа исполнения Контракта было установлено, что услуги первого этапа Контракта оказаны не в полном объеме, а к исполнению второго этапа оказания услуг по Контракту Исполнитель не приступил, что не соответствует Контракту и техническому заданию.
Таким образом, Исполнитель неоднократно допустил нарушение сроков исполнения Контракта, не оказал услуги на втором этапе исполнения Контракта, очевидно, что обязательства по Контракту не будут выполнены Исполнителем надлежащим образом, а также не будут достигнуты цели, для осуществления которых был заключен Контракт и своевременное окончание оказания услуг явно невозможно.
Указанные нарушения подтверждаются составленными Заказчиками протоколами заседаний приемочной комиссии.
В связи с вышеизложенным, на основании п. 3 ст.708 ГК РФ, п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п.п. 4.1.7, 8.3, 8.5.3 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Исполнитель в предоставленных пояснениях сообщает следующее.
ООО "АР Плюс" добросовестно и в полном объеме исполнило обязательства по контракту в рамках первого этапа оказания услуг.
Так, 12.07.2023 года, а также 23.08.2023 года ООО "АР Плюс" разместило документы о приемке 1 этапа услуг в ЕИС и представило Заказчику полный пакет документов для приемки оказанных услуг, подтверждающий исполнение 1 этапа на сумму 13 711 606,40 рублей (2 760,25 га).
Однако, Заказчик принял услуги по 1 этапу по территории 2 495,35 га.
В письмах от 04.08.2023 года и от 10.08.2023, размещенных в ЕИС соответственно 07.08.2023, 11.08.2023 года, Исполнитель указал Заказчику о неверном подходе к определению объема оказанных услуг.
При приемке оказанных услуг, по мнению Исполнителя, надлежало учитывать всю площадь конкретного земельного участка, а не часть территории участка, на которой, по мнению Заказчика, непосредственно выполнено скашивание стеблей борщевика Сосновского.
Вместе с тем, Заказчик на указанное возражение ответ Исполнителю не предоставил.
Ссылка в материалах одностороннего отказа на протоколы, сформированные Заказчиком, по мнению Исполнителя, несостоятельна, поскольку о составлении большинства протоколов, ввиду их одностороннего характера, Исполнитель не знал, на осмотры приглашен не был, что не дает возможности утверждать об объективном содержании и достоверности указанных документов.
Кроме того, Исполнитель сообщает, что на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ООО "АР Плюс" оказало услуги по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского на территории порядка 4 834 га, на общую сумму 23 207 040 рублей.
Исполнитель акцентирует внимание на том, что объем оказанных Обществом услуг определен на основании объективных данных платформы Wialon для GPS/ГЛОНАСС мониторинга.
Также Исполнитель обращает внимание на то, что Общество во исполнение условий Контракта приобрело в лизинг транспортные средства (более 20 единиц) с привлечением кредитных средств, организовало рабочие места, внедрило комплекс программно-технических средств для прозрачного контроля за ходом оказания услуг.
ООО "АР Плюс" в подтверждение своей позиции предоставил материалы переписки с Заказчиком, документы, подтверждающие закупку товара, необходимого для оказания услуг по Контракту, документы о формировании парка техники и транспортных средств, договоры о поставке навигационного оборудования, а также иные документы, подтверждающие исполнение Обществом обязательств в соответствиями с положениями Контракта.
Кроме того, Исполнителем в адрес Комиссии также были представлены скриншоты записи информации о проведённых работах с указанными на них данными об обработанных гектарах, созданные с помощью GPS-спутника.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа материалов одностороннего отказа, пояснений ООО "АР Плюс", переписки между Заказчиком и Исполнителем, а также из всего объема документов, предоставленного Обществом, можно сделать вывод о том, что действия Исполнителя были направлены на исполнение положений Контракта, однако по независящим от ООО "АР Плюс" обстоятельствам, оказать услуги в полном объёме не представилось возможным.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "АР Плюс" исполнило 10 контрактов.
Комиссия обращает внимание на то, что между сторонами возник спор относительно причин, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя или об умысле ООО "АР Плюс", направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "АР Плюс" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "АР Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии |
Е.С. Субботина |
Члены Комиссии: |
И.А. Фирсов |
М.Е. Качин |
Качин М.Е. (342) 235-12-89
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 сентября 2023 г. N РНП-59-312
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2023