Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - М.А. Грицай, начальника отдела, М.А. Косенко, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Администрации Советского района (далее - Заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "ТураСтройСервис" (ИНН 2470000242) (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по установке индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в муниципальных квартирах Советского района города Красноярска, извещение N 0119300019823000413 (далее-электронный аукцион), установила следующее.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения Обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты Заказчика и Общества, указанным в Контракте, а также размещеных в единой информационной системе (далее- ЕИС), направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
Из Правил ведения РНП 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
До начала рассмотрения обращения по существу, заказчик направил ходатайство о рассмотрении обращения в его отсутствие.
На рассмотрение обращения Общество явку своего представителя не обеспечил, ходатайств не направлял.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
Между Заказчиком и Обществом по итогам проведения электронного аукциона заключен Контракт от 14.04.2023 N28.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по Контракту, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об Обществе направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в РНП.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, Общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом Контракта.
Раздел 1 Контракта предусматривает: "1.2. Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по установке индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в муниципальных квартирах Советского района города Красноярска (далее - работы) и в обусловленный пунктом 3.1. настоящего контракта срок, а Заказчик - принять и оплатить работу по условиям настоящего контракта согласно локальному сметному расчету (Приложение N 1 к муниципальному контракту), ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, оборудования (Приложение N 3 к муниципальному контракту), проекта сметы контракта (Приложение N 4 к муниципальному контракту), которые являются неотъемлемой частью контракта.
Работы выполняются согласно требованиям, указанным в Перечне нормативно-технических документов (Приложение N 2 к муниципальному контракту).
1.3. Место выполнения работ: город Красноярск, Советский район, по заявке Заказчика".
Пунктом 3.1. Контракта предусмотрен срок выполнения работ: "Срок завершения выполнения работ - с момента заключения муниципального контракта по 01 августа 2023 года".
Раздел 4 Контракта предусматривает права и обязанности сторон " 4.1. Подрядчик обязан:
- в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта предоставить Заказчику приказ о назначении ответственных лиц, общий журнал работ и иную документацию;
- перед началом выполнения работ согласовать с Заказчиком время выполнения работ (понедельник - пятница с 9.00 до 18.00, выходные дни - по предварительному согласованию с Заказчиком), количество работников, осуществляющих ремонт, ответственных лиц, с предоставлением контактных телефонов, а также уведомить нанимателя (членов семьи нанимателя) муниципальных квартир о сроках проведения работ;
- приобрести и доставить на объект к месту проведения работ материалы, механизмы и оборудование, необходимые для выполнения работ по настоящему контракту, и обеспечить их сохранность:
индивидуальные приборы учета поставляются одновременно с документацией (технический паспорт, сертификат качества, разрешение на применение, сертификат соответствия, инструкция по эксплуатации, полностью прошедшие таможенное оформление в режиме "выпуск для внутреннего потребления" и предпродажную подготовку в соответствии с действующим законодательством РФ и т.п.), предусмотренной действующим законодательством РФ
4.2. Подрядчик имеет право:
- письменно обращаться к Заказчику за дачей указаний и разъяснений по вопросам, связанным с производством работ по контракту и входящим в компетенцию Заказчика;
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств;
- заключать договоры с субподрядными организациями, при этом предоставляет Заказчику копии документов, подтверждающих соответствие субподрядной организации требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим работы, являющиеся предметом настоящего контракта.
4.3. Заказчик обязан:
- принять и оплатить качественно выполненные Подрядчиком работы в сроки и в порядке, предусмотренные настоящим контрактом;
- контролировать устранение Подрядчиком в установленные сроки недостатков, выявленных при выполнении работ по настоящему контракту;
- осуществлять приемку выполненной работы (ее результатов) в соответствии с условиями настоящего контракта
4.4. Заказчик имеет право:
- передать МКУ "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления" доверенность для осуществления учреждением технадзора;
- выдавать предписания об устранении выявленных замечаний, о приостановке или запрещении работ при нарушении технологии работ, применении некачественных материалов, невыполнении предписаний Заказчика;
- осуществлять контроль за выполнением Подрядчиком работ, предусмотренных настоящим контрактом, и проводить совместно с Подрядчиком оценку качества работ;
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств;
- до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта вправе провести экспертизу выполненных работ (ее результатов) с привлечением экспертов, экспертных организаций".
Согласно разделу 9 контракта "9.2.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
9.2.2. При расторжении контракта по любым основаниям Заказчик обязуется:
- принять фактически выполненные работы надлежащего качества на момент расторжения контракта;
- произвести оплату за фактически выполненные работы в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке".
В соответствии с частями 8,9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях ГК РФ.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
20.07.2023 Заказчик в адрес общества направил письмо N7349, в котором запросил у общества информацию о ходе работ по установке индивидуальных приборов учета.
01.08.2023 Заказчик в адрес общества направил письмо N7741 в котором запросил у общества информацию о ходе работ по установке индивидуальных приборов учета.
03.08.2023 Общество в адрес заказчика направило письмо N22/09, в котором пояснило, что в связи с задержкой поставки материалов, а также невозможностью зайти в квартиру, сроки исполнения переносятся. Общество также уведомило заказчика о том, что работы будут выполнены не позднее 14.08.2023.
Из пояснений заказчика следует, что, по состоянию на 29.08.2023 Обществом надлежащим образом не исполнены обязательства по Контракту, а именно, Общество вовсе не приступило к работам. На основании вышеизложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе использованием в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 24.08.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием пунктом 14 и 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
По состоянию на 11.09.2023 года Обществом работы не выполнены, в связи с чем, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 11.09.2023.
Однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом надлежаще исполнены обязательства, предусмотренные контрактом, Комиссии не представлено.
Также Комиссия считает необходимым отметить тот факт, что Общество вовсе не приступило к выполнению работ спустя продолжительное количество времени после установленного Контрактом срока.
Комиссия также отмечает, что обществом в адрес Красноярского УФАС России не представлены документы и сведения, свидетельствующие о выполнении работ, либо документы, подтверждающие невозможность исполнения обязательств по контракту в силу обстоятельств, прямо не зависящих от общества.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о виновности Общества в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено.
Наличие иных, не зависящих от заявителя причин, препятствовавших победителю электронного аукциона надлежащим образом исполнить свои обязательства, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, участник закупки, при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в Извещении и Документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что Общество намеренно и умышленно при исполнении условий контракта проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предприняло всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий.
Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение Общества, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии имеются все основания для включения сведений об Обществе реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Общество, подавая заявку на участие в закупке, согласилось с условиями Контракта, заключило контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнить надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении Общества подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, Комиссия обращает внимание на тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "ТураСтройСервис" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.09.23 |
14.09.23 |
11.09.23 |
0 |
11.09.23 |
18.09.23 |
14.09.23 |
0 |
19.09.23 |
19.09.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 сентября 2023 г. N 024/10/104-2521/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2023