Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,
Членов Комиссии:
Кобякова В.А. - начальника отдела органов власти
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заявителя ООО "Финист" -Екимова Александра Юрьевича,
от КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр Алтайского края" - Жигаловой Ольги Владимировны, Адодиной Светланы Юрьевны,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - Олюниной Екатерины Викторовны,
рассмотрев жалобу ООО "Финист" на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке N 0817200000323014322 "Поставка средств дезинфицирующих", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Финист" на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке N 0817200000323014322 "Поставка средств дезинфицирующих".
В обоснование жалобы заявитель указал, что заказчик необоснованно установил показатели характеристик товара, что препятствует ООО "Финист" принять участие в аукционе и делает невозможным поставку товара, произведенного на территории Российской Федерации, за наименьшую цену с более эффективными характеристиками. Заказчиком чрезмерно детализировано описание товара по позициям 2, 3 и 4, которое не соответствует СанПиН 3.3686-21 по содержанию в составе средства в качестве действующих веществ. Кроме того, заказчик установил требования не в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводами заявителя не согласны, представили письменные пояснения. Полагают, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и государственных стандартов. Заказчик пояснил, что, что к поставке могут быть предложены товары нескольких российских производителей.
Заслушав представителей, изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
05 сентября 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323014322 "Поставка средств дезинфицирующих". Начальная (максимальная) цена контракта - 546 896 руб.
К поставке средства дезинфицирующие, в ассортименте.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В соответствии с частью 2 вышеназванной статьи описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе определено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В части 6 вышеназванной статьи указано, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчиком при описании объекта закупки использован код КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее". Данная позиция содержит единственную обязательную для применения характеристику: форма выпуска - жидкость.
Пунктами 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определено, что, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно Описанию объекта закупки, помимо обязательной для применения характеристики "жидкость" заказчик указал дополнительные характеристики с обоснованием необходимости их использования.
Комиссия полагает доводы заявителя о нарушении положений СанПиН 3.3686-21 при описании товара по позиции 2 несостоятельными, так как в СанПиН требования установлены для кожных антисептиков, тогда как закупаемый товар будет использован в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе, стоматологических, офтальмологических, детских стационарах, акушерских клиниках, учреждениях родовспоможения (включая отделения неонатологии) для быстрой очистки и дезинфекции небольших по площади поверхностей, предметов, в том числе, загрязненных кровью: датчиков УЗИ; стетоскопов и фонендоскопов; стоматологических наконечников; поверхностей медицинского оборудования и приборов (в том числе поверхностей аппаратов искусственного дыхания, оборудования для анестезии); наружных поверхностей несъемных узлов и деталей эндоскопических установок и физиотерапевтического оборудования; кувезов и детских кроваток; оборудования в клинических, микробиологических, вирусологических лабораториях, перчаток, надетых на руки персонала.
Доводы заявителя о том, что по позициям 3 и 4 содержание в составе средства в качестве действующих веществ спиртовых соединений % - не менее 63 и не более 65,4, установлены с нарушением СанПиН 3.3686-21, несостоятельны, так как они соответствуют диапазону для смеси спиртов.
Доводы о том, что по позициям 3 и 4 содержание в составе средства в качестве действующих веществ гуанидина % - не менее 0,03 и не более 0,04, установлены с нарушением СанПиН 3.3686-21 не соответствуют действительности, так как таких ограничений СанПиН не содержит.
Представители заказчика пояснили, что к поставке могут быть предложены товары нескольких российских производителей.
Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в закупку требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать в извещении такие требования к характеристикам объекта закупки, вопреки его потребностям.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Извещение о проведении электронного аукциона и приложенные документы содержат показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и Правилам использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия признает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Финист" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 19 сентября 2023 г. N 022/06/33-1107/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023