Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления- начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
от заявителя - ООО "Сфера" Попова Сергея Владимировича путем видеоконференции,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Манохи Максима Петровича путем видеоконференции,
от заказчика - ККУ "Управление Алтайского края по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" Сулима Елены Сергеевны путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "Сфера" на действия заказчика при проведении закупки N 0817200000323014153 "Оказание услуг по разработке проектной документации на реконструкцию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Алтайского края с элементами КСЭОН" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Сфера" (далее-заявитель) на действия заказчика при проведении закупки N 0817200000323014153 "Оказание услуг по разработке проектной документации на реконструкцию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Алтайского края с элементами КСЭОН".
Заявитель считает, что требование о предоставлении участником закупки лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации установлено в извещении неправомерно, поскольку системы оповещения населения не отнесены к государственным информационным системам, в таких системах не содержится баз данных, а также операторов, обрабатывающих информацию. В первоначальной редакции технического задания содержались положения о проведении государственной экспертизы проекта, при этом непонятно какая именно экспертиза проектной документации требовалась, требования о проведении предпроектного обследования, согласования проекта с заинтересованными организациями может занять дополнительное время, что делает невозможным исполнение контракта.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронный документ - требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 5 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
01.09.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323014153 "Оказание услуг по разработке проектной документации на реконструкцию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Алтайского края с элементами КСЭОН", а также техническое задание, проект контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и пр.
08.09.2023 г. были размещены изменения в извещение о проведении закупки.
Согласно п. 1.1.6.1 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" требования к участникам закупки, устанавливаемые в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона: Наличие действующей лицензии ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации с видами работ, выполняемыми в составе лицензируемого вида деятельности: б) контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации; Документом, подтверждающим соответствие участника закупки данным требованиям, является: Собственная действующая лицензия ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации с видами работ, выполняемыми в составе лицензируемого вида деятельности: б) контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации; или выписка из реестра лицензий, подтверждающая соответствие участника закупки установленным требованиям о наличии лицензии, выданная в порядке, предусмотренном ч.9 ст.21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 года N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
В соответствии с п. 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 (далее по тексту - Положение), система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Согласно разделу 6 Приложения N 1 к Положению установлены требования по защите информации, согласно которым, системы оповещения населения должны соответствовать Требованиям к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденным приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2014 г., регистрационный N 32919), с изменениями, внесенными приказами ФСТЭК России от 23 марта 2017 г. N 49 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2017 г., регистрационный N 46487) и от 9 августа 2018 г. N 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2018 г., регистрационный N 52071);
в региональных системах оповещения и КСЭОН должны выполняться Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2013 г., регистрационный N 28608), с изменениями, внесенными приказами ФСТЭК России от 15 февраля 2017 г. N 27 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2017 г., регистрационный N 45933) и от 28 мая 2019 г. N 106 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2019 г., регистрационный N 55924);
региональные системы оповещения и КСЭОН должны соответствовать классу защищенности не ниже 2 класса; муниципальные и локальные системы оповещения должны соответствовать классу защищенности не ниже 3 класса.
Эти же требования были установлены в п. 4.4.6 Технического задания: "В проектируемой системе оповещения населения, в том числе используемых системой каналах (сетях) связи, должны выполняться требования к обеспечению защиты информации как в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденные приказом ФСТЭК России от 14.04.2014 N 31.
В проектируемой системе оповещения должны выполняться требования о защите информации не составляющей государственную тайну, в соответствии с требованиями приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17:
- региональная система оповещения должна соответствовать классу защищенности не ниже 2 класса;
- муниципальные системы оповещения (КПТСО муниципального уровня) должны соответствовать классу защищенности не ниже 3 класса;
Согласно п. 9 Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденных Приказом ФСТЭК России от 14.03.2014 N 31, проведение работ по защите информации в соответствии с настоящими Требованиями в ходе создания (модернизации) и эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется заказчиком, оператором и (или) разработчиком самостоятельно и (или) при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с п. 2.2. Технического задания одной из целей подготовки проектной документации на реконструкцию РАСЦО является обеспечение выполнения мероприятий по защите информации от несанкционированного доступа и сохранности информации при авариях в системе.
Согласно п. 4.2. Технического задания РАСЦО с элементами КСЭОН должна обеспечивать в том числе защиту от несанкционированного доступа.
Согласно пп. "б" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79, услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации являются одним из видов такой деятельности, которая подлежит лицензированию.
Таким образом, заказчик правомерно установил требование о наличии действующей лицензии ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации с видами работ, выполняемыми в составе лицензируемого вида деятельности: б) контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации, так как защищаемая информация о системе оповещения населения является конфиденциальной, и законодательством установлено требование о наличии лицензии при осуществлении работ по защите информации от несанкционированного доступа.
Рассмотрев довод заявителя о необходимости проведения государственной экспертизы проекта, требовании проведения предпроектного обследования, согласования проекта с заинтересованными организациями, Комиссия установила, что в редакции извещения, размещенном в ЕИС 08.09.2023 г., в техническом задании, отсутствует требование о проведении государственной экспертизы проекта. Требование о проведении предпроектного обследования, согласования проекта с заинтересованными организациями при выполнении работ (раздел 6.2 Требования к проектно-изыскательским работам Технического задания) установлены заказчиком с учетом специфики предмета закупки.
Согласно п. 4.1 проекта контракта работа должна быть выполнена до 15.12.2023 г. включительно.
Таким образом, требования к проектно-изыскательским работам, сроку выполнения работ установлены исходя из потребности заказчика. Довод заявителя о невозможности выполнения работ в соответствии с указанными требованиями и сроком ничем не подтвержден и является субъективным мнением заявителя. При этом участник закупки самостоятельно принимает решение о наличии у него возможности выполнить работы в требуемом составе и к установленному сроку.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.09.2023 г. на участие в закупке было подано три заявки, все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. Заявитель не подавал заявку на участие в закупке.
На основании изложенного, Комиссия не находит в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, а также нарушений прав и законных интересов заявителя.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "Сфера" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 18 сентября 2023 г. N 022/06/31-1096/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023