Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - Муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж "Городская дирекция Единого Заказчика Жилищно- коммунального хозяйства": Диденко С.И. (доверенность N 136 от 13.02.2023 года);
ООО "Воронежская строительная компания": директор: Добрин А.А. и представитель: Поддерегин А.И. (доверенность б/н от 06.09.2023),
рассмотрев обращение заказчика - Муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж "Городская дирекция Единого Заказчика Жилищно- коммунального хозяйства" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Воронежская строительная компания", в связи с расторжением заказчиком контракта на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Героев Стратосферы, 14 (ремонт подвала, фундаментов, восстановление элементов благоустройства), в рамках исполнения судебного решения (ИКЗ 233365000446336660100101250014339243),
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и разделом III Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" приняло к рассмотрению обращение Муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж "Городская дирекция Единого Заказчика Жилищно- коммунального хозяйства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Воронежская строительная компания" (далее - Подрядчик), в связи с расторжением заказчиком контракта на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Героев Стратосферы, 14 (ремонт подвала, фундаментов, восстановление элементов благоустройства), в рамках исполнения судебного решения (ИКЗ 233365000446336660100101250014339243).
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями сторон, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
06.04.2023года в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Героев Стратосферы, 14 (ремонт подвала, фундаментов, восстановление элементов благоустройства), в рамках исполнения судебного решения. Начальная (максимальная) цена контракта -13 057 290,01 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2023 N 0131300000623000491, на участие в аукционе была подана одна заявка от участника - ООО "Воронежская строительная компания".
25.04.2023 года между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 01313000006230004910001 на выполнение работ для муниципальных нужд. Цена контракта - 13 057 290,01 рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта, Подрядчик обязуется в соответствии с условиями Контракта по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Героев Стратосферы, 14 (ремонт подвала, фундаментов, восстановление элементов благоустройства), в рамках исполнения судебного решения (далее - Объект) согласно проектно-сметной документации (Приложение N1 к контракту) и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В соответствии с п. 4.2 контракта, 4.2. Срок выполнения работы:
- начальный срок - следующий день после заключения контракта;
- конечный срок - по истечении 120 календарных дней со следующего дня после заключения контракта.
В соответствии с п. 10.2 контракта, расторжение контракта в одностороннем порядке предусмотрено ст. 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок одностороннего расторжения контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Материалами дела установлено следующее.
В соответствии с пунктом 7.3.10 контракта, Подрядчик обязан немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок.
Пунктом 7.4.5 контракта установлено, что Подрядчик вправе получать от Заказчика содействие при выполнении работ в соответствии с условиями настоящего Контракта.
11.05.2023года Заказчик в ответ на письмо Подрядчика о проведении работ в подвалах обозначил вид работ, которые необходимо произвести Подрядчику.
Подрядчик, ка следует из акта о приемке выполненных работ от 01.09.2023 (отчетный период с 26.04.2023 по 01.09.2023) указанные работы выполнил.
01.09.2023 Подрядчиком в ЕИС размещен документ о приемке выполненных работ на сумму 4 360 363,39 рублей.
04.09.2023 акт о приемке выполненных работ подписан Заказчиком.
В ходе выполнения работ подрядчик письмом от 13.07.2023 уведомлял Заказчика о возникших разногласиях видения ремонта подвального помещения старшего по дому- гр. Айзенберга П.А.
Заказчик предложил Подрядчику продолжать выполнение работ.
Подрядчик как было указано выше работы в повальных помещениях выполнял.
27.07.2023 Заказчик письмом N 21984587 направил в адрес Подрядчика разрешение N 178 на осуществление земляных работ, выданное Управой Левобережного района города Воронежа.
В указанном разрешении Управа указала условия проведения земляных работ:
"Работы производить в соответствии с Решением Воронежской городской Думы от 21.12.2016 N 439- IV "Об утверждении Порядка производства земляных работ на территории городского округа город Воронеж".
Одним из условий, установленных указанным Порядком является обязательное согласование Заказчиком со всеми владельцами сетей землепользователями и наличии уведомления ОГИБДД УМВД по г. Воронеж (при необходимости).
Таким образом, в рассматриваемом случае, на Заказчика возложена обязанность по согласованию осуществления земляных работ.
К разрешению документы о согласовании Заказчиком условий проведения работ с владельцами сетей землепользования приложены не были.
Кроме того, 03.08.2023 и 11.08.2023 Подрядчик обращался к Заказчику о необходимости проведения согласования. К письму от 03.08.2023 Подрядчик приложил письмо старшего по дому гр. Айзенберг П.А. о несогласии с проведением земляных работ.
В связи с тем, с что Заказчик так и не предоставил согласований, а только 08.08.2023 направил в адрес Подрядчика ответ о том, что старший по дому не является стороной исполнительного производства, Подрядчик 15.08 2023 ( исх. б/н от 14.08.2023) направил в адрес Управы Левобережного района г. Воронеж письмо о разъяснении процесса выполнения земляных работ, в случае, когда Заказчик не предоставляет необходимые в соответствии с разрешением Управы согласования.
Вместе с тем, Заказчик так и не приняв мер для получения необходимых согласований, 25.08.2023 года принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.08.2023 Решение размещено в ЕИС. 25.08.2023 Решение получено Подрядчиком.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В соответствии с ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта явилось отсутствие выполнения земляных работ по контракту Подрядчиком при наличии разрешения.
Вместе с тем, по данному контракту существенные нарушения для оказания выполнения работ произошли из-за того, что Заказчик не выполнил прямо возложенные на него обязательства по содействию в выполнении работ, а именно: обязательное согласование Заказчиком со всеми владельцами сетей землепользователями и наличии уведомления ОГИБДД УМВД по г. Воронеж (при необходимости) выполнения земляных работ.
Таким образом, Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято в нарушение порядка, установленного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании п.п. "а" п. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), утвержденных Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п.п. "б" п. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.п. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Принимая во внимание, что при рассмотрении обращения и проведении проверки в действиях заказчика выявлено нарушение порядка расторжения контракта, предусмотренное ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Воронежская строительная компания" и необходимости выдачи заказчику предписания об устранении выявленного нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Воронежская строительная компания" (ИНН 3662196576).
2. Выдать заказчику - Муниципальному казенному учреждению городского округа город Воронеж "Городская дирекция Единого Заказчика Жилищно- коммунального хозяйства" предписание об устранении нарушения ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Резолютивная часть решения объявлена: 12.09.2023 года.
В полном объеме решение изготовлено: 15.09.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 12 сентября 2023 г. N 036/06/104-1403/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2023