В соответствии с приказом Омского УФАС России от 05.09.2023 N 199/23 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения акционерным обществом "Сибирские приборы и системы" (далее также АО "СПС") требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по автоматизации системы дымоудаления в корпусе 30 на объекте "Реконструкция и техническое перевооружение производства ОАО "Сибирские приборы и системы" для обеспечения выпуска изделий специального назначения системы ГЛОНАСС" (извещение N 2052700001523000003) (далее также закупка, электронный аукцион)
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 7633-ЭП/23 от 18.08.2023) жалоба гражданина Сысоева Константина Владимировича (далее - заявитель на действия АО "СПС" при осуществлении в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по автоматизации системы дымоудаления в корпусе 30 на объекте "Реконструкция и техническое перевооружение производства ОАО "Сибирские приборы и системы" для обеспечения выпуска изделий специального назначения системы ГЛОНАСС".
В соответствии с частью 15.1 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе обращение с жалобой на действия (бездействие) лиц, указанных в пункте 1 части 15 настоящей статьи, и информация, указывающая на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок положениями документации о закупке, извещения о запросе котировок, поступившие от физического лица, которое не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении объекта этой закупки и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями этих документации, извещения, рассматриваются контрольным органом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Как следует из положений пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, при проведении закупок заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом соответствующей закупки.
Следовательно, в случаях, предусмотренных законом, участник закупки может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации (далее - специальная правоспособность).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании) данный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Исходя из пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона о лицензировании, Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128, входящие в объект закупки работы включены в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Раздел "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" извещения об осуществлении закупки содержит требование: "участник закупки должен иметь действующую лицензию МЧС России в области пожарной безопасности в составе лицензируемого вида деятельности: Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
По данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 21.08.2023 деятельность Сысоева Константина Владимировича (ИНН 232000612178) в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 25.05.2016.
Исходя из вышеуказанного факта и на основании части 1 статьи 1 Федерального закона о лицензировании заявитель не может обладать специальной правоспособностью, необходимой для выполнения работ, являющихся объектом закупки.
Таким образом, Омское УФАС России на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе отказало в принятии вышеуказанной жалобы к рассмотрению по существу, при этом усмотрело основания для проведения внеплановой проверки закупки.
2. Согласно информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, 09.08.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) АО "СПС" было размещено извещение N 2052700001523000003 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 1 262 590,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2023 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
3. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3.1. По мнению заявителя, в нарушение статьи 16 Федерального закона о контрактной системе информация о закупке не включена в план-график.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.
Таким образом, положения Федерального закона о контрактной системе, устанавливающие порядок планирования закупок, на закупки, осуществляемые в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона о контрактной системе, не распространяются.
3.2. По мнению заявителя, в нарушение статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) извещение об осуществлении закупки неправомерно содержит дополнительное требование, предусмотренное пунктом 7 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 (далее - Дополнительные требования).
На запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/5499/23 от 06.09.2023) АО "СПС" были представлены возражения на доводы обращения (вх. N 8457-ЭП/23 и N 6161-ЭП/23 от 11.09.2023), содержание которых в части данного довода сводится к признанию нарушений законодательства о контрактной системе из-за допущенной технической ошибки.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением N 2571.
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к такому постановлению.
Абзацем третьим подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Разделом II Дополнительных требований предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
Пунктом 7 Раздела II Дополнительных требований предусмотрена необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей
При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Пунктом 2.4 проекта контракта предусмотрено, что источником финансирования данной закупки являются подпрограмма "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России" и собственные средства АО "СПС".
Установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 262 590 руб.
Довод АО "СПС" о том, что вышеуказанное нарушение допущено в связи с технической ошибкой несостоятелен, так как аналогичное дополнительное требование было установлено в строке "Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ" раздела "Преимущества и требования к участникам" электронного документа "Извещение об осуществлении закупки", являющегося приложением к извещению.
Таким образом, по мнению Комиссии, у АО "СПС" не имелось оснований для применения пункта 7 Раздела II Дополнительных требований, что является нарушением части 2 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 2571.
3.3. Согласно доводу заявителя АО "СПС" неправомерно установлено требование к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций наряду с требованием об отсутствии в предусмотренном частью 1.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В силу части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления N 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
В позиции "Требования к участникам" извещения об осуществлении закупки, сформированного в единой информационной системе, в том числе указано:
"4 Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера".
Однако при этом в строке "Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ" раздела "Преимущества и требования к участникам" прикрепленного электронного документа "Извещение об осуществлении закупки", являющегося приложением к извещению, сформированному программно-аппаратными средствами ЕИС, указано:
"Установлено требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44 реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона 44-ФЗ".
Следует отметить, что данное положение приведено в редакции части 1.1. статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, не действовавшей на момент размещения извещения об осуществлении закупки (изменения внесены Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ и вступили в силу с 16.04.2022).
Исходя из подпункта "а" пункта 4 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 (далее - Положение), информация, сформированная с использованием единой информационной системы, имеет приоритет над электронными документами или образами бумажных документов, сформированных без использования единой информационной системы и размещаемых в единой информационной системе.
При этом установленный подпунктом "а" пункта 4 Положения приоритет информации, сформированной с использованием единой информационной системы над электронными документами или образами бумажных документов, сформированных без использования единой информационной системы и размещаемых в единой информационной системе, применяется для целей нивелирования противоречий при размещении соответствующих документов в единой информационной системе.
При этом указанная норма не свидетельствует об отсутствии в указанных действиях АО "СПС" нарушения статьи 7 Федерального закона о контрактной системе, поскольку рассматриваемые требования могли ввести в заблуждение участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях акционерного общества "Сибирские приборы и системы" нарушение статьи 7, частей 2 и 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
2. В связи с признанием определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся предписание акционерному обществу "Сибирские приборы и системы" об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Члены Комиссии |
Е.С. Курленко
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 сентября 2023 г. N 055/10/99-999/2023 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - исполнение контракта - контрактная система в сфере закупок - реестр недобросовестных поставщиков)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023