Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медико-производственная компания "Елец" (далее - ООО "МПК "Елец", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9" (далее - БУЗОО "КМСЧ N 9", заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов (шприцы) (Реестровый номер 2023.060636)" (извещение N 0352300030723000132) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии представителя заказчика - Плихун Яны Васильевны (доверенность от 01.09.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России посредством единой информационной системы поступила (вх. N 8422-ЭП/23 от 11.09.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 01.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 500000 руб.
06.09.2023 и 08.09.2023 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Протокол подачи ценовых предложений от 11.09.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы двумя участниками, лучшее ценовое предложение поступило от участника закупки с идентификационным номером заявки 114918320 (снижение НМЦК составило 13,54%).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.09.2023 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения о закупке, победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (идентификационный номер заявки 114918320, ИП Ярманов А.И.).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений представителя заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В жалобе заявителем, в частности указано: "По позиции 8 Описания объекта закупки установлено требование о поставке шприцев, оснащенных иглой с безопасным механизмом, представляющим собой специальный встроенный защитный колпачок, который приводит к блокированию иглы после применения.
Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту - Правила).
В КТРУ N 32.50.13.110-00004568 отсутствует такая характеристика как "встроенный защитный колпачок".
Технические требования к шприцам сведены в ГОСТ ISO 7886-1-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования". Однако, в указанном ГОСТ отсутствует описание такой характеристики как "встроенный защитный колпачок", что свидетельствует о её незначительности и избыточности при установлении. Указанная характеристика не оказывает никакого существенного влияния на применение шприцев по их прямому назначению и не отражает потребительских свойств товара.
При этом приведенные в п. 9 Описания объекта закупки характеристики шприцев соответствуют продукции исключительно импортного производства. На территории Российской Федерации представлено большое количество производителей шприцев общего назначения (ООО "МПК Елец", ООО "СТЕРИН", ООО "ЭСКУЛАП", ЗАО "Медполимер ЛТД", ООО "МедпромБобени Продакшен", ООО "Группа СТК"), однако ни один отечественный производитель не изготавливает шприцы со встроенным защитным колпачком.
Считаем, что Заказчиком создан искусственный барьер для участия в закупке поставщиков и производителей отечественных медицинских изделий, а также для реализации Постановления Правительства РФ N102. Такие действия заказчика идут вразрез с обозначенными Законодателем и Правительством РФ направлениями развития отечественной промышленности, в том числе по производству изделий медицинского назначения".
Заказчиком представлены возражения на доводы жалобы, из которых следует, что размещенное в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта является надлежащим и отвечает потребностям заказчика. При этом заказчиком представлена информация о том, что шприцы с требуемыми характеристиками, установленными по позиции N 8 описания объекта закупки, соответствуют шприцам нескольких производителей, в том числе российского производства.
Оценив доводы жалобы и возражения заказчика, Комиссия установила следующее.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а" и "б" (пункт 5 Правил использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объектом закупки являются медицинские расходные материалы (шприцы) с кодом ОКПД2 32.50.13.110 " Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты", при этом в каталоге товаров, работ, услуг с указанным кодом ОКПД2 имеются соответствующие позиции 32.50.13.110-00004568 "Шприц общего назначения".
Частями 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102).
Учитывая, что закупаемый заказчиком товар включен в перечень N 1 (код ОКПД2 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструмент") отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещение об осуществлении закупки содержало соответствующие ограничения и условия допуска.
Наименование, характеристики и количество поставляемого товара установлены заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.
По оспариваемым заявителем характеристикам по позиции 8 "Шприц общего назначения" установлены показатели, их значения и приведено обоснование необходимости использования данных показателей:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования иной и дополнительной информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 |
8 |
Шприц общего назначения |
Градуированный объем шприца |
кубический сантиметр;^миллилитр |
> 2 и < 3* |
В соответствии с КТРУ |
Игла в комплекте |
|
Одна и более* |
В соответствии с КТРУ |
||
Коннектор |
|
Луер Слип |
В соответствии с КТРУ |
||
Номинальная вместимость шприца |
мл |
2,5 |
Соответствует потребности заказчика. Термин "номинальная вместимость" использован в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 (п.3.1). Характеристика "номинальная вместимость" установлена в целях обеспечения ЛПУ шприцами разных объемов для наиболее точного дозирования лекарственных средств при оказании медицинской помощи. При этом имеющийся в КТРУ диапазон > 2 и < 3 мл является слишком широким и применение характеристики "номинальная вместимость" исключает вероятность поставки товара, не соответствующего потребности Заказчика. |
||
Тип шприца |
|
3-х компонентный |
Стопорное кольцо на поршне позволяет снизить трение деталей шприца друг о друга при выполнении инъекций, за счет плавного хода |
||
Тип иглы |
|
Съемная |
Для защиты персонала при утилизации и обработки использованных шприцев |
||
Игла снабжена защитным колпачком |
|
Соответствие |
Для обеспечения защиты медицинского персонала. |
||
Номинальный наружный диаметр иглы |
миллиметр |
не менее 0,5 и не более 0,6* |
Иглы с данным наружным диаметром применяемые с инъекционными шприцами являются наиболее оптимальными для постановки внутримышечной инъекции |
||
Игла с безопасным механизмом |
|
Наличие |
Оснащение специальным встроенным защитным колпачком, который приводит к блокированию иглы после применения и является надежным способом защиты от повторного использования, исключающим человеческий фактор. Позволяет защитить медицинский персонал от случайного укола |
||
Номинальная длина трубки иглы |
миллиметр |
не менее 26 и не более 32* |
Данная длина трубки иглы инъекционного шприца является оптимальной для постановки внутримышечной инъекции |
||
Изделие не содержит латекс |
|
Соответствие |
Исключает риск аллергических реакций на латекс |
||
Шприц с надетой иглой упакованы в единую стерильную заводскую упаковку |
|
Соответствие |
Шприц с иглой являются единым медицинским изделием, что упрощает складской учет и выдачу изделий в подразделения заказчика, так как для выполнения одной инъекции используются шприц и игла |
||
Игла имеет цветовую кодировку номинального наружного диаметра трубки по ГОСТ Р ИСО 6009-2020 |
|
Соответствие |
В соответствии с п.3 ГОСТ Р ИСО 6009-2020 |
Действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Толкование вышеприведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Однако включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Заказчиком представлены доказательства соответствия позиции 8 описания объекта закупки шприцев трех разных производителей, в том числе одного производителя со страной происхождения Россия:
- шприц инъекционный однократного применения стерильный по ТУ 32.50.13-001-41784054-2020 (регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2022/18223 от 08.09.2022, производитель ООО "Парамед Консалтинг", Россия, держатель регистрационного удостоверения ООО "Парамед Консалтинг");
- шприцы инъекционные однократного применения стерильные с иглами (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/09382 от 28.09.2023, производитель "Зеджианг Хуафу Медикал Эквипмент Ко, Лтд", Китай, держатель регистрационного удостоверения Зеджианг Хуафу Медикал Эквипмент Ко, Лтд);
- шприцы медицинские одноразовые "Эксимед" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/07421 от 30.07.2010, производитель "Шаньдун Вейгао Груп Медикал Полимер Продактс Ко, ЛТД", Китай; держатель регистрационного удостоверения ООО "Эксимед").
Доказательств обратного заявителем не предоставлено.
Следует отметить, что на участие в данной закупке поступило две заявки, при этом заявка одного из участников закупки по позиции 8 описания объекта закупки содержала предложение о поставке шприцев производства ООО "Парамед Консалтинг", страной происхождения которых является Россия.
Рассматривая настоящую жалобу по существу, Комиссия учитывает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Следует отметить, что заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в обжалуемой части, в связи с чем признает жалобу необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медико-производственная компания "Елец" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов (шприцы) (Реестровый номер 2023.060636)" (извещение N 0352300030723000132).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.П. Алексина
Е.С. Курленко
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 сентября 2023 г. N 055/06/106-1028/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023