Резолютивная часть решения оглашена 19 сентября 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" <_> (доверенность б/н от 15.09.2023), <_> (доверенность б/н от 15.09.2023), в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N377 от 12.09.2023), в присутствии представителя ООО "Медиком" <_> (доверенность N1 от 09.01.2023), в присутствии представителя заинтересованного лица ООО "Прогресс" <_> (доверенность б/н от 20.07.2023), в отсутствие представителей АО "ЕЭТП", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Медиком" на действия Заказчика Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" при проведении электронного аукциона на поставку регистратора и анализатора амбулаторного для длительного электрокардиографического мониторинга ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N0859200001123010732 от 05.09.2023) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку регистратора и анализатора амбулаторного для длительного электрокардиографического мониторинга ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - электронный аукцион).
05.09.2023 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 314 043 рубля 33 копейки.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно сформировано описание объекта закупки, так как в техническом задании должна быть выбрана одна из следующих позиций КТРУ: 26.60.12.111-00000033, 26.60.12.111-00000034, 26.60.12.111-00000035, 26.60.12.111-00000036, поскольку данные позиции содержат указание на код номенклатурной классификации изделий по видам 291480.
Вышеописанные коды КТРУ имеют описание в КТРУ и так как это радиоэлектронная продукция, Заказчик не вправе был указывать какие-либо характеристики, кроме тех, которые указаны в заполненной карточке КТРУ.
Более того, дополнительные характеристики установленные по позиции КТРУ 26.60.12.129-00000059 соответствуют единственному производителю ООО "Петр Телегин", что нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС).
В ходе заседания представитель Заявителя, поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N381 от 15.09.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В отзыве на жалобу N1722 от 15.09.2023 Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС и составлено с учетом потребности лечебного учреждения.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Представитель Заинтересованного лица (ООО "Прогресс") поддержал позицию Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является поставка регистратора и анализатора амбулаторного для длительного электрокардиографического мониторинга ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - Постановление N145) установлены Правила формирования и ведения каталога, товаров, работ услуг (далее - КТРУ), а также Правила его использования.
Так, в соответствии с Правилами, Заказчик обязан использовать информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ, в том числе указывать следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы услуги (при наличии такого описания в позицию).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:
заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);
предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
В рассматриваемом случае Заказчиком применена следующая позиция КТРУ: 26.60.12.129-00000059 "Регистратор и анализатор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга".
При этом Заказчиком в отношении объекта закупки включены характеристики товара, указанные во вкладке "Общая информация" из выбранной позиции КТРУ, а также включены характеристики в соответствии со статьей 33 Федерального закона с приведением обоснования необходимости их включения.
В пояснениях, представленных в адрес Рязанского УФАС России, а также в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика сообщил, что описание объекта закупки сформировано исходя из потребностей медицинского учреждения. Так, значимыми функциональными и качественными характеристики закупаемого оборудования является сенсорный дисплей на регистраторе ЭКГ и АД, карта памяти. Приведенные характеристики отсутствуют в перечисленных позициях КТРУ Заявителя.
Также и иных позиций КТРУ, отвечающих потребности Заказчика в закупке оборудования с вышеназванными характеристиками, в каталоге КТРУ в настоящее время нет.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что в силу подпункта "д" пункта 10 Правил использования каталога в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Так, в зависимости от вида товара, работы или услуги в справочную информацию позиций каталога может включаться информация в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, классификацией технических средств реабилитации (изделий), утвержденной приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н.
Указанная информация размещается Минфином России в разделе "Справочная информация" вкладки "Общая информация" позиции каталога в ЕИС.
В частности, в справочную информацию позиций каталога по медицинским изделиям включается информация в соответствии с указанной номенклатурной классификацией медицинских изделий: вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и классификационные признаки вида медицинского изделия.
Такие классификационные признаки вида медицинского изделия размещаются Минфином России в графе "Описание по классификатору" раздела "Справочная информация" вкладки "Общая информация" позиции каталога в ЕИС.
Cправочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком.
Вышеуказанная позиция нашла своё отражение в письме Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик выбрал наиболее подходящую позицию КТРУ 26.60.12.129-00000059, с учетом своих потребностей, что не противоречит положениям Закона о ФКС.
Согласно доводу Заявителя дополнительные характеристики установленные в описании объекта закупки по позиции КТРУ 26.60.12.129-00000059 соответствуют единственному производителю ООО "Петр Телегин".
Комиссия Рязанского УФАС считает приведенный довод Заявителя несостоятельным по следующим основаниям.
Комиссия УФАС отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем изделий.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о ФКС лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о ФКС. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Согласно п. 2 Обзора судебной практики применения законодательства российской федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о ФКС лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с возражениями Заказчика, описание объекта закупки сформулировано исходя из потребностей учреждения, а функциональным характеристикам объекта закупки соответствуют изделия как минимум двух производителей, а именно: ООО "Петр Телегин", Российская Федерация и АО "Медитек", Российская Федерация.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются поданными на участие в определении поставщика заявками, а также материалами дела, в том числе, письмом производителя АО "Медитек" от 19.09.2023, в котором последний сообщает, что комплекс аппаратно-программного суточного мониторинга ЭКГ и АД обладает всеми характеристиками, установленными в описании объекта закупки N0859200001123010732.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о ФКС предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Уполномоченного органа, Заказчика в порядке Главы 6 Закона о ФКС.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя необоснован, поскольку описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок.
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Медиком" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 22 сентября 2023 г. N 062/06/33-636/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2023