Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 6" (далее - Заказчик, Учреждение, МБОУ "Црр - д/с N 6", заказчик) (вх. N 7205/23 от 11.09.2023) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Арутюняне Араике Гайковиче (ИНН 713000148689; 300034, Тульская область, г. Тула, ул. Фрунзе, 16, 24) (далее - Предприниматель, Подрядчик, ИП Арутюнян, подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Подрядчика от исполнения контракта от 08.08.2023 N 0166300024723000479Црр6 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли здания по адресу: г. Тула, ул. Майская, д.11. (закупка N 0166300024723000479, ИКЗ 233710504473871050100100370014391244) (далее - контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителя ИП Арутюняна на основании доверенности;
- - директора МБОУ "Црр - д/с N 6",
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение заказчика о размещении информации о Предпринимателе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа ИП Арутюняна от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту мягкой кровли здания по адресу: г. Тула, ул. Майская, д.11. области (закупка N 0166300024723000479) (далее - Закупка, электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
08.08.2023 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Подрядчиком заключен Контракт на сумму 2 612 867,60 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту мягкой кровли здания МБДОУ "Црр-д/с N6" по адресу: г. Тула, ул. Майская, д.11 в соответствии со сметной документацией (Приложение N1 к контракту), описанием объекта закупки (Приложение N2 к контракту), рабочей документацией (Приложение N 5 к контракту) в сроки, установленные настоящим контрактом, а заказчик - принять и оплатить работы, выполненные подрядчиком в соответствии с требованиями контракта.
Пунктом 3.2 контракта установлен срок выполнения работ:
в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения контракта.
На основании пунктов 12.1, 12.2 контракта срок его действия составляет: с даты заключения по 22.12.2023 (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приёмки результатов выполненных работ, в том числе, экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы, а в части гарантийных обязательств, до полного исполнения Подрядчиком гарантийных обязательств).
Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.
В соответствии с разделом 4 "Права и обязанности сторон" контракта:
"4.1. Заказчик обязан:
4.1.1. Осуществлять приемку и оплату выполненных подрядчиком работ в порядке, установленном контрактом.
4.1.2. Осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ в соответствии с условиями контракта и требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил.
4.1.3. Оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика.
4.1.4. Провести экспертизу выполненных работ для проверки их соответствия условиям контракта в соответствии с Законом.
_
4.2. Заказчик вправе:
4.2.1. При выявлении в период выполнения работ нарушений положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил выдавать подрядчику письменное распоряжение на устранение нарушений, требовать принятия незамедлительных мер по устранению нарушений. В случае игнорирования распоряжения, грубого нарушения положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил представитель заказчика имеет право приостановить производство работ (с фиксацией в общем журнале работ) до устранения выявленных замечаний.
_
4.3. Подрядчик обязан:
4.3.1. Выполнить работы в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, с требованиями, установленными настоящим контрактом.
4.3.2. Выполнить работы и сдать законченный объект в сроки, предусмотренные в пунктом 3.2 контракта. Возможна досрочная сдача работ
4.3.3. Выполнить все работы по настоящему контракту собственными силами и/или силами привлеченных субподрядчиков.
Нести ответственность перед заказчиком за ненадлежащее выполнение поставок и работ по настоящему контракту привлеченными субподрядчиками за координацию их деятельности, а также за соблюдение привлеченными субподрядчиками положений (в том числе рекомендуемых).
4.3.5. Обеспечить выполнение работ необходимыми материально-техническими ресурсами и техникой.
4.3.7. Немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе производства работ;
- иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемых работ, либо создающих невозможность их завершения в срок.
4.3.8. Обеспечить:
своевременное устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта;
бесперебойное функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации объекта в течение гарантийного срока (при наличии).
4.3.9. Нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств привлеченными субподрядчиками.
4.3.10. При выполнении работ не нарушать права третьих лиц, связанные с использованием любых патентов, торговых марок, авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности, а также оградить заказчика от возможных исков, заявлений, требований и обращений третьих лиц, связанных с таким нарушением.
4.3.11. Нести ответственность за сохранность всех используемых для выполнения работ материалов, оборудования, изделий и т.д., а также нести затраты на проведение индивидуальных и комплексных испытаний до приёмки результатов выполнения работ.
4.3.12. Обеспечить до сдачи результатов выполнения работ заказчику уборку в месте выполнения работ.
4.3.13. Выполнить в полном объеме свои обязательства, предусмотренные в других разделах настоящего контракта и в приложениях к нему.
4.3.14. С начала выполнения работ и вплоть до передачи объекта в установленном порядке заказчику, подрядчик несет полную ответственность за охрану объекта, в т.ч. всего имущества, материалов, оборудования.
4.3.15. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других статьях настоящего контракта.
4.3.16. В случае внесения изменений в сметную документацию, инициированных подрядчиком по согласованию с заказчиком, подрядчик вносит такие изменения и проходит утверждение сметной документации за счет своих средств.
_
4.4. Подрядчик вправе:
4.4.1. Требовать от заказчика надлежащего и своевременного выполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
4.4.2. Обращаться к заказчику с запросами в целях надлежащего исполнения обязательств по контракту.
Разделом 5 контракта определен порядок сдачи и приемки работ.
Из устных и письменных пояснений представителей подрядчика, заказчика, а также представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими контракт, установлено следующее.
09.08.2023 подрядчик направил заказчику письмо б/н, в котором оповестил последнего о невозможности исполнить контракт в связи с существенным удорожанием строительных и расходных материалов, необходимых для выполнения работ по контракту, а также в связи с уходом некоторых поставщиков строительных материалов с рынка.
Основываясь на указанных обстоятельствах, подрядчик просит заказчика рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.
10.08.2023 заказчик направил подрядчику ответ (письмо исх. N 213), в котором отказал Предпринимателю в расторжении контракта по соглашению сторон, так как не считает обстоятельства, указанные в письме от 09.08.2023, обстоятельствами непреодолимой силы, при этом подчеркнув, что дошкольное образовательное учреждение является социально-значимым объектом с более чем 250 воспитанниками, а невыполнение работ приведет к срыву образовательного процесса, что является недопустимым.
14.08.2023 подрядчик письмом б/н, в связи с выявленными расхождениями между проектной и сметной документации, просит заказчика предоставить следующие разъяснения:
"В смете отсутствует:
1) геотекстиль термоскреплением S=1341 м2;
2) воронок d110 - 7 шт;
3) монтаж капельника 280 м.п.;
4) площадь основной кровли на 7.5% больше;
5) мембрана на 123 м2 больше;
6) монтаж аэраторов 18 шт.;
7) работы на высоте".
14.08.2023 заказчик направил подрядчику ответ (письмо исх. N 217), в котором указал, что работы на объекте в период с 08.08.2023 по 14.08.2023 Предпринимателем не велись, сообщил о необходимости выполнения работ в соответствии с проектно-сметной документацией в срок не позднее 06.09.2023.
В отношении выявленных подрядчиком расхождений между проектной и сметной документацией заказчик заявил, что вся проектно-сметная документация была размещена в единой информационной системе в полном объеме на стадии проведения электронного аукциона и была доступна для ознакомления для всех участников такой закупки; положения извещения о Закупке (со всеми электронными документами) не обжаловались; запросы о даче разъяснений положений извещения о Закупке не подавались; содержание заключенного контракта соответствует условиям извещения о Закупке.
Из изложенного заказчик делает вывод, что, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ИП Арутюнян оценил свои возможности по исполнению контракта и согласился со всеми его условиями.
16.08.2023 подрядчик направляет заказчику смету на недостающие объемы работ на сумму 434 585,30 рублей.
16.08.2023 заказчик направляет подрядчику письмо исх. N 222 в котором указывает, что по состоянию на настоящий момент работы Предпринимателем на объекте не производились, в связи с чем требует предоставить график производства работ и в течение 10 дней письменно предоставить пояснения относительно сложившейся ситуации, либо выполнить работы на объекте в полном объеме.
18.08.2023 подрядчик направляет заказчику письмо б/н следующего содержания:
"Исполнить надлежащим образом обязательства по контракту не представляется возможным, поскольку смета не соответствует проектной документации (рабочая документация, приложение N 5 к контракту), в частности:
- в смете указан только материал аэраторов, капельников. Стоимость работы по монтажу в смете отсутствует;
- в смете отсутствует стоимость прижимной рейки;
- фактический объем кровли не совпадает с объемом, указанным в проекте, разница составляет более 78 м.кв.,
- фактический объем примыканий на 50 м.п. больше, чем указан в проектно-сметной документации".
Руководствуясь пунктом 4.3.7 контракта, подрядчик извещает заказчика о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию, поскольку несоответствие показателей, отраженных в проектно-сметной документации, фактическим объемам материалов и видов работ, а также отсутствие в ПСД определенного объема и стоимости необходимых работ по монтажу существенно угрожает качеству результатов выполняемых работ.
В связи с изложенным, подрядчик просит заказчика внести изменения в проектно-сметную документацию или рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.
18.08.2023 заказчик направил подрядчику письмо исх. N 227, в котором ответил отказом от осуществления расторжения контракта по соглашению сторон, при этом повторно сообщил о заинтересованности в его исполнении.
23.08.2023 заказчик письмом исх. N 233 повторно указал подрядчику на тот факт, что по состоянию на текущий момент Предприниматель не приступил к выполнению работ; сообщил о санкциях, применяемых в случае просрочки подрядчиком исполнения обязательств по контракту, а также праве Учреждения принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом заказчик повторно потребовал от подрядчика предоставить график производства работ и в течение 10 дней письменно предоставить пояснения относительно сложившейся ситуации, либо выполнить работы на объекте в полном объеме.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании пункта 13.1 контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что Учреждение не прореагировало на предложения подрядчика о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию, что, по мнению ИП Арутюняна, является обстоятельствами, угрожающими качеству работ, 23.08.2023 Предприниматель принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта).
На основании части 20.1 статьи 95 Закона в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 21 статьи 95 Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Предпринимателем решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано с использованием единой информационной системы 23.08.2023.
Следовательно, датой поступления заказчику решения подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 20.1 статьи 95 Закона, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 23.08.2023.
В силу части 22 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из письменных и устных пояснений представителей Предпринимателя следует, что решение ИП Арутюняна не отменено; решение вступило в законную силу и контракт расторгнут с 04.09.2023 по инициативе подрядчика.
При этом Предприниматель, приводя мотивировку принятого им решения подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, сообщил следующее.
Расхождения между проектной и сметной документацией в части превышения фактических объемов работ ведут к увеличению затрат подрядчика на материалы и трудовые ресурсы, делает цену контракта изначально невыгодной и заниженной, а так же угрожает качеству результатов выполняемых работ по контракту.
О данном факте заказчик был уведомлен подрядчиком письмами от 09.08.2023, 14.08.2023, 18.08.2023 с предложением заключения дополнительного соглашения о внесении изменений в Контракт, либо расторжении контракта по соглашению сторон.
Указанные предложения заказчиком не были приняты, о чем Учреждение направило письмо исх. N 227 от 18.08.2023.
Кроме того 16.08.2023 на адрес электронной почты заказчика была направлена смета с указанием недостающего объема работ.
Согласно пункта 13.1 контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта но основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 716 ГК РФ, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполни гель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 21 статьи 95 Закона установлено что, решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Подрядчик использовал данное вышеназванной статьей Закона право и разместил решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, указав основания, перечисленные выше, ставшие причиной для принятия соответствующего решения.
С учетом сложившейся ситуации, Предприниматель считает, что подрядчик предпринимал все зависящие от него при данных обстоятельствах действия для надлежащего и качественного исполнения своих обязательств, в действиях подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по контракту, в связи с чем подрядчик просит сведения в отношении ИП Арутюняна в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 22.2 статьи 95 Закона определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 4 статьи 104 Закона предусмотрено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Проверив факты, изложенные в обращении Учреждения о размещении информации о Предпринимателе в реестре недобросовестных поставщиков на предмет наличия оснований у подрядчика для одностороннего отказа от исполнения контракта, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.
В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.
Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода, а также быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
Как следует из материалов рассматриваемого дела, подрядчик неоднократно сообщал о препятствиях, не позволяющих ему надлежащим образом выполнить работы по контракту.
Вместе с тем, необходимо отметить, что, обосновывая невозможность выполнения работ, Предприниматель постоянно менял свою позицию (по причине существенного удорожания строительных и расходных материалов и ухода с российского рынка некоторых поставщиков в письме от 09.08.2023; по причине расхождения проектной и сметной документации в письме от 14.08.2023; по причине обнаружения дополнительных работ и используемых материалов в сметной документации в письме от 18.08.2023), согласно которой предлагал заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон, либо заключить дополнительное соглашение об увеличении дополнительного объема работ и сметной стоимости.
При этом подрядчик, не являясь экспертной организацией в сфере строительства, не подтверждал свои доводы каким-либо доказательствами.
Каких-либо документов, однозначно свидетельствующих о недостатках проектно-сметной документации, подрядчик в материалы дела не представил.
Вместе с тем, заказчик заявленные подрядчиком недостатки проектно-сметной документации не принимал и считал несоответствующими действительности, при этом настаивал на выполнении работ в соответствии с действующими положениями контракта.
Более того, указанная сметная документация прошла проверку объемов работ и стоимости материалов на основании проектной документации РД-754-06.21-КР в отделе по контролю за ценообразованием администрации города Тулы (заключение N 04580-12 от 02.12.2022).
С учетом отсутствия однозначных доказательств наличия расхождений между проектной и сметной документации, Комиссия, с учетом позиции подрядчика, указанной в письме от 09.08.2023, считает возможным расценить действия Предпринимателя как намеренное уклонение от ответственности (включение сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков) за фактическое неисполнение своих обязательств по контакту.
Таким образом, можно сделать вывод, что подрядчик необоснованно уклонился от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и своевременно не приступил к выполнению работ, следовательно, у ИП Арутюняна отсутствовали основания для одностороннего отказа.
Сохранение условий контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о Закупке, и исполнение контракта на принятых условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на выполнении предусмотренных контрактом работ, Предприниматель должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных заказчиком документов Комиссия установила, что подрядчик со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив снижение начальной (максимальной) цены контракта, стал победителем электронного аукциона, однако не исполнил требования контракта, что, по мнению Комиссии, свидетельствует о недобросовестном поведении Предпринимателя.
Недобросовестное поведение ИП Арутюняна и невыполнение им в данном случае требований Закона нарушило права заказчика относительно условий исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей заказчика и подрядчика, Комиссия пришла к выводу о том, что сведения в отношении ИП Арутюняна подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об индивидуальном предпринимателе Арутюняне Араике Гайковиче (ИНН 713000148689; 300034, Тульская область, г. Тула, ул. Фрунзе, 16, 24) по причине одностороннего отказа подрядчика от исполнения контракта.
2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя Арутюняна Араика Гайковича в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
04.09.2023 |
06.09.2023 |
11.09.2023 |
3 |
11.09.2023 |
18.09.2023 |
14.09.2023 |
0 |
19.09.2023 |
19.09.2023 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 14 сентября 2023 г. N 071/10/104-983/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2023