рассмотрев материалы дела N 7-3/531 по обращению заказчика - Администрация сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Экострой" (ИНН 2700000257), учредителе (генеральном директоре) Москвитиной Инне Ивановне (ИНН 271702609645) в связи с односторонним отказом от контракта от 30.06.2023 N 02Б-2023 на поставку детского городка и информационного стенда заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме (извещение N 0122300005323000002) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "Экострой",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 30.06.2023 N 02Б-2023 на поставку детского городка и информационного стенда между Администрацией сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края и ООО "Экострой" заключен по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N 0122300005323000002 (далее - контракт).
В соответствии с п. 1.1 контракта предмет контракта: Поставка детского городка и информационного стенда.
Поставщик обязуется поставить Товар в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к контракту) (далее - Товар) и с Технической частью (Приложение 2 к контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 4.1.1 контракта Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта.
Поставщик обязан:
- своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта (п. 4.4.1 контракта);
- обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим контрактом (п. 4.4.2 контракта);
- предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего контракта (п.4.4.4 контракта).
Согласно п. 5.1 контракта срок поставки Товара: в течение 45 (сорока пяти) дней с даты заключения контракта.
Дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта.
Дата окончания исполнения контракта: 30.09.2023 (п. 5.1.1 контракта).
В соответствии с п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
-в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки поставки Товара более чем на 10 дней (п. 13.2.1 контракта);
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2.2 контракта).
Приложением N1 к контракту сторонами определена спецификация:
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения Товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед. товара (руб.) |
Сумма (руб.) |
1 |
Детский игровой комплекс (детский городок) Российская Федерация |
шт |
1 |
1 431 733,06 |
1 431 733,06 |
2 |
Информационный стенд Российская Федерация |
шт |
1 |
19 266,94 |
19 266,94 |
Итого |
1 451 000,00 |
В соответствии с п. 1.1 приложения N2 к контракту "Техническая часть. Описание объекта закупки" поставляемый товар должен быть новым, не бывшим в употреблении и в ремонте, не должно иметь внутренних и внешних повреждений. Поставляемый товар должен иметь необходимые паспорта и сертификаты соответствия, которые сдаются Заказчику вместе с товаром. Детское игровое оборудование должно сопровождаться следующей документацией:
- техническим паспортом согласно ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации "Эксплуатационные документы" с указанием срока гарантии и сведений по эксплуатации детского игрового оборудования;
- сертификатом соответствия и санитарно-эпидемиологическим заключением (по оборудованию, требующему указанных документов).
Материалами дела подтверждается, что 16.08.2023 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо из которого следует, что:
- 01.08.2023 Обществом выставлены документы об исполнении в Единой информационной системе (далее - ЕИС), в приемке отказано, так как Товар не был поставлен;
- 09.08.2023 Товар поставлен не в полном объеме. При визуальном осмотре с фотофиксацией, выявлены следующие недостатки: товар поставлен без заводской упаковки, маркировка отсутствует, имеются ржавчины, вмятины, потертости, застывший бетон, подтеки краски от нанесения кисточкой, также, видны следы среза крепежного элемента, что подтверждает факт уже бывшего в употреблении Товара;
- 15.08.2023 Товар поставлен не в полном объеме. При визуальном осмотре с фотофиксацией выявлены следующие недостатки: упаковка и маркировка Товара отсутствует, имеются подтеки краски от нанесения кисточкой, под краской виднеется нанесенное ранее покрытие, сколы от краски, ржавчина, вмятины, имеется застывший бетон, сварочные швы. Что подтверждает факт уже бывшего в употреблении Товара;
- По состоянию на 16.08.2023 товар поставлен не в полном объеме, в ЕИС отсутствуют сформированные документы об исполнении.
09.08.2023 и 15.08.2023 комиссией администрации сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края составлены акты о ненадлежащем качестве детского городка согласно которым элементы детского городка (товара) доставлены без упаковки, детский городок, предоставленный заказчику не новый, что подтверждается фотоматериалами, а именно:
- металлические элементы конструкции детского городка (башня) имеет потертости;
- металлические элементы конструкции детского городка (башня) имеет ржавчины;
- металлические элементы конструкции детского городка (башня) имеет вмятины;
- внутри металлических элементов конструкций детского городка (башня) имеется застывший бетон;
- металлические элементы конструкции детского городка (башня) состыкованы и имеют сварочные швы;
- металлические элементы конструкции детского городка (башня) окрашены не по ГОСТу, имеются подтеки краски от нанесения кисточкой;
- на металлическом элементе конструкции детского городка (башни) на поперечном элементе имеются следы среза, спила крепежного элемента.
Поставка Детского игрового комплекса (детский городок) ОКПД2 42.99.12.110 09 08.2023 осуществлена не полном объеме.
29.08.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта, выразившихся в нарушении сроков поставки товара.
В результате изучения материалов дела 7-3/531, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, а также подтверждено материалами дела, что согласно условиям контракта Обществом должен быть поставлен товар в полном объеме в срок до 14.08.2023 включительно, однако в нарушение условий контракта ООО "Экострой" товар в полном объеме надлежащего качества не поставлен.
В этой связи заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 29.08.2023.
11.09.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения договора было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Так, 11.09.2023 комиссией администрации сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края составлен акт осмотра части оборудования N1 поставленных для обустройства детского городка и информационного стенда согласно которому: при осмотре имелись следующие отступления от утвержденного проекта (рабочих чертежей), технических правил:
Детский городок, предоставленный заказчиком не новый, что подтверждается фотоматериалами, а именно:
- металлические элементы конструкции детского городка (башня) имеет потертости;
- металлические элементы конструкции детского городка имеет ржавчины;
- металлические элементы конструкции детского городка имеет вмятины;
- внутри металлических элементов конструкций детского городка имеется застывший бетон;
- металлические элементы конструкции детского городка состыкованы и имеют сварочные швы;
- металлические элементы конструкции детского городка окрашены не по ГОСТу, имеются подтеки краски от нанесения кисточкой;
- на металлическом элементе конструкции детского городка на поперечном элементе имеются следы среза, спила крепежного элемента.
Поставка Детского игрового комплекса +(детский городок) ОКПД2 42.99.12.110 09.08.2023 была осуществлена не полном объеме.
11.09.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Экострой" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Товар соответствующий требованиям контракта, в полном объеме в срок до 14.08.2023 Обществом не поставлен.
Принимая участие в закупке, ООО "Экострой" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Экострой", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представило, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не приняло, необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота не проявило и принимает решение на основании представленных заказчиком документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Администрация сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района Хабаровского края об ООО "Экострой" (ИНН 2700000257), учредителе (генеральном директоре) Москвитиной Инне Ивановне (ИНН 271702609645) в связи с односторонним отказом от контракта от 30.06.2023 N 02Б-2023 на поставку детского городка и информационного стенда заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме (извещение N 0122300005323000002) сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 сентября 2023 г. N РНП-27-370
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023