Резолютивная часть решения оглашена 18 сентября 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Магнит" на действие комиссии по осуществлению закупок при подведении итогов электронного аукциона на поставку электротоваров (номер извещения: 0857200000223000446) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30.08.2023 Заказчиком - ГБУ ПО "Управлением автомобильных дорог Псковской области объявлен электронный аукциона на поставку электротоваров (номер извещения: 0857200000223000446).
Извещение N0857200000223000446 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 30.08.2023 14:57.
Начальная (максимальная) цена контракта - 608 404,00 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 07.09.2023 10:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.09.2023 NИЭА1на участие в аукционе подано 15 (пятнадцать) заявок, все признаны соответствующими.
12.09.2023 (вх.N 4290-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 18.09.2023 в 17 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного в 11.20, в связи с необходимостью получения дополнительной информации от Заказчика.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями комиссии Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N 4290-ЭП/23 от 12.09.2023).
ООО "Магнит" являлось участником закупки (идентификационный номер заявки 21) в своей заявке предлагало исключительно Российский товар и декларировало номер реестровой записи РЭ-10305/22 ( - ) 26.03.2026.
Победителем электронного аукциона признана заявка Общества с ограниченной ответственностью "СФЕРА". Контракт (приложение N2) находится в стадии заключения. При этом в спецификации проекта контракта не указаны реестровые номера поставляемой продукции.
Таким образом, заявка победителя содержит предложение иностранного товара и должна быть отклонена в силу требований Постановления N878, поскольку ООО "Магнит" предлагало Российский товар.
Таким образом, действия заказчика являются нарушением положений Постановления N878, нарушением ст. 14 N44-ФЗ.
При законном и обоснованном отклонении заявок, которым присвоены номера 1-3, ООО "Магнит" должно было стать победителем электронного аукциона. Действия заказчика нарушают права и законные интересы участника закупки.
Представители Заказчика, не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, исх.N451 от 15.09.2023, исх.N452 от 18.09.2023, в материалах дела):
Вопреки доводу жалобы извещением о проведении закупки N0857200000223000446 ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878) не устанавливались.
Посредством электронного аукциона закупаются светильники по коду ОКПД- 27.40.39.110. Позицией 129 Перечня радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства от 10.07.2019 N 878 установлено, что ограничению допуска товаров, происходящих из иностранных государств подлежат "Светильники медицинские, соответствующие кодам 129360, 187160 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации", что не является предметом закупки N0857200000223000446.
На основании изложенного, в действиях комиссии ГБУ ПО "Псковавтодор" по осуществлению закупок при подведении итого электронного аукциона на поставку электротоваров нарушений не допущено, в связи с чем жалоба является необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Извещение о проведении электронного аукциона не содержит ограничение допуска товаров, в соответствии с требованиями Постановления N 878.
Согласно пояснений Заказчика закупаются светильники по коду ОКПД- 27.40.39.110, позицией 129 Перечня радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением N 878 установлено, что ограничению допуска товаров, происходящих из иностранных государств подлежат "Светильники медицинские, соответствующие кодам 129360, 187160 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, довод Заявителя о необходимости применения при рассмотрении заявок ограничений по Постановлению N878 является необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения:
В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2 - 3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иной информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Электронным документом к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"2) Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона и указанным в документе "Описание объекта закупки", содержащем описание объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации: (указываются наименования документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки; заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описанием объекта закупки установлено следующее:
N п/п |
Наименование |
Технические характеристики |
1. |
Светильник 100 Вт |
Способ монтажа: консольный Мощность: не менее 100 Вт Цветовая температура: не менее 5000К Световой поток: не менее 11100Лм Напряжение: 220В Цвет корпуса: белый Пускорегулирующая аппаратура: в комплекте Климатическое исполнение: У1 Сфера применения: уличное освещение Гарантийный срок 60 месяцев |
2. |
Светильник 60 Вт |
Способ монтажа: консольный Мощность: не менее 60 Вт Цветовая температура: не менее 5000К Световой поток: не менее 6850Лм Напряжение: 220В Цвет корпуса: белый Пускорегулирующая аппаратура: в комплекте Климатическое исполнение: У1 Сфера применения: уличное освещение Гарантийный срок 60 месяцев |
Разделом 2.2. Требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе установлена инструкция, согласно которой при описании характеристик предлагаемого к поставке товара, значения их показателей, соответствующие требованиям, установленным в документе "Описание объекта закупки", приводятся в заявке участника закупки в соответствии с порядком указания таких значений, который определён (установлен) в открытых источниках информации или непосредственно самим Производителем товара, или же регламентирован соответствующими нормативными документами. Значения показателей характеристик товара в этом случае приводятся либо в виде одного конкретного значения, либо в виде диапазона значений. Указанный порядок не применяется в отношении фиксированных значений тех показателей характеристики товара, что указаны в документе "Описание объекта закупки" и которые не могут изменяться согласно установленным требованиям.
Комиссия Псковского УФАС России проанализировав все заявки, поданные на участие в аукционе установила следующее:
- заявка N17 по первой позиции светильник 100 Вт не содержит конкретного показателя светового потока (указано "не менее 15360Лм");
- заявка N14 по двум позициям содержит показатели, которые не соответствуют описанию объекта закупки, а именно цвет корпуса серый, а не белый, напряжение согласно потребности Заказчика, зафиксировано в виде неизменной величины - 220В, участник предлагает диапазонный параметр 170-265В, гарантийный срок 36 месяцев вместо необходимого Заказчику 60 месяцев.
Целью отклонения заявки участника аукциона должно являться, прежде всего, несоответствие изложенного в ней предложения потребностям Заказчика. Соответственно, описание объекта закупки, с учетом инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, должно восприниматься именно с точки зрения соответствия заданным параметрам.
Более того, относительно цвета корпуса участником закупки был направлен запрос на разъяснение положений извещения о проведении аукциона, на который Заказчик ответил, что требование к цвету корпуса светильника, связанное с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика (производится замена неработоспособных светильников освещения на дорогах общего пользования).
Представитель Заказчика при рассмотрении жалобы по существу пояснил, что спорные заявки участников закупки допущены поскольку они соответствуют потребности Заказчика, светильники в сером корпусе есть куда установить, напряжение диапазонное хорошо для сельской местности, где имеются перепады напряжения, относительно гарантийного срока 60 месяцев представитель пояснил, что такой срок дает только производитель, а 36 это стандартный срок для контракта.
Таким образом, в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, в части признания заявок N17 и N14 соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки нарушают положения п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом учитывая, что заявкам участников закупки N17 и N14 присвоено 7 и 8 место, нарушение в части признания их соответствующими не повлияло на определение победителя аукциона.
На основании вышеизложенного, выдача предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе является нецелесообразной.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Магнит" необоснованной.
2. Установить в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушение пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что данное нарушение не повлияло на определение поставщика, предписание об устранении нарушений не выдавать.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении комиссии по осуществлению закупок Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 21 сентября 2023 г. N 060/06/48-377/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023