Резолютивная часть решения оглашена 18 сентября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 сентября 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ГБУ ПО "Псковавтодор" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Транспроектгрупп" (адрес: 129327, г. Москва, Анадырский проезд, д. 21, подв., пом. V, ком. 10, оф. 64; ИНН 7716755630) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Куземкино - Краколье на участке км 29+000 - км 34+200 в Псковском районе Псковской области (регистрационный номер 1462-К-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322001306),
УСТАНОВИЛА:
12 сентября 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от ГБУ ПО "Псковавтодор" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Транспроектгрупп" (адрес: 129327, г. Москва, Анадырский проезд, д. 21, подв., пом. V, ком. 10, оф. 64; ИНН 7716755630) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Куземкино - Краколье на участке км 29+000 - км 34+200 в Псковском районе Псковской области (регистрационный номер 1462-К-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322001306).
Рассмотрение сведений состоялось 18 сентября 2023 года в 12 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157200000322001306 о проведении открытого конкурса в электронной форме - 05.12.2022 14:33.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 14 008 000,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.12.2022 NИЭОК1, на участие в аукционе подано 12 (двенадцать) заявок, N80 отклонена, в связи с несоответствием требованиям извещения.
На основании протокола подведения итогов комиссия приняла решение признать победителем участника закупки, подавшего заявку N70, снижение по цене на 46,8 %.
5) 12.01.2023 Заказчиком заключен контракт с ООО "Транспроектгрупп" N 01572000003220013060001 на подготовку проектной документации и выполнению инженерных изысканий реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Куземкино - Краколье на участке км 29+000 - км 34+200 в Псковском районе Псковской области, с ценой 7 448 000,00 рублей (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно п.1.1. контракта, в целях развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Псковской области Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Куземкино - Краколье на участке км 29+000 - км 34+200 в Псковском районе Псковской области (далее - работы) в соответствии с Заданием на выполнение проектно-изыскательских работ (Приложение N1 к Контракту), в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, и передать Заказчику результат выполнения работ.
В соответствии с 6.1. контракта срок выполнения Подрядчиком работ, предусмотренных пунктом 1.1 контракта: в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты заключения контракта. Результат выполненных работ, установленный п.1.2. Контракта, Подрядчик должен сдать не позднее "16" января 2024 года.
01.02.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направляет электронное письмо с просьбой рассмотреть и согласовать проекты технических заданий на инженерно-геодезические, инженерно-геологические изыскания, план выполнения работ по объекту.
02.02.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направляет электронное письмо с замечаниями.
06.02.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направляет электронное письмо с приложением проектов технических заданий по замечаниям на ИГДИ, ИГИ,ИГМИ, а также плана выполнения работ по объекту.
09.02.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направляет электронное письмо с приложением проектов технических заданий по замечаниям изысканий на ИГДИ, ИГИ, ИГМИ по объекту.
10.02.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направляет электронное письмо с замечаниями.
13.02.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направляет электронное письмо с приложением программы ИГДИ.
13.02.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направляет электронное письмо с замечаниями.
16.02.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направляет электронное письмо с приложением подписанной программы изысканий на ИГДИ, ИГИ на выполнение работ по объекту, а также технические задания по ИГИ И ИГДИ.
17.02.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направляет электронное письмо с приложением подписанных технических заданий по ИГИ И ИГДИ.
27.02.2023 (исх. N23-01-14) Подрядчик в адрес Заказчика направляет письмо о предоставлении данных для проектирования.
28.02.2023 (исх.ПР-05-1007) Комитет по природоохранным ресурсам и экологии Псковской области в ответ на запрос Подрядчика от 21.02.2023 исх.N23-01-17 сообщает об информационном ресурсе, где размещена информация о ближайших к проектируемому объекту карьера песка и щебня.
14.03.2023 (исх.N770) Заказчик в ответ на письмо Подрядчика от 27.02.2023 N23-01-14 направляет исходные документы.
22.03.2023 (исх.N864) Заказчик уведомляет Подрядчика о необходимости предоставления плана выполнения работ для согласования.
24.03.2023 (исх.N928) Заказчик в адрес Подрядчика направляет письмо с предложением рассмотреть возможность включения применения технологий информационного моделирования при исполнении Контракта путем заключения дополнительного соглашения в срок до 31.03.2023 г.
31.03.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направляет электронное письмо с просьбой подписать план выполнения работ.
17.05.2023 (исх.N195) Заказчик издает приказ N195 о проведении ежегодной визуальной диагностике.
17.05.2023 (исх.N1756) Заказчик уведомляет Подрядчика о необходимости предоставить отчет о проделанной работе в срок до 19.05.2023 г. и далее не позднее 10 числа каждого месяца.
24.05.2023 (исх.N23-01-58) Подрядчик в адрес Заказчика направляет отчет о проделанной работе.
30.06.2023 (исх.N2321) Заказчик с целью заключения дополнительного соглашения направляет в адрес Подрядчика на рассмотрение проект технического задания на подготовку проектной документации и расчет контрактной цены с учетом корректировки цены Контракта в связи с увеличением объемов проектно-изыскательских работ.
Также ввиду сжатых сроков принятия решения Заказчик просит в срок до 05.07.2023 г. сообщить информацию о рассмотрении указанной документации.
30.06.2023 (исх.N2323) Заказчик в ответ на письмо Подрядчика от 24.05.2023 исх.N23-01-58 направляет замечания по предоставленному отчету о проделанной работе.
04.08.2023 (исх.N2757) Заказчик в адрес Подрядчика направляет письмо о необходимости в срок до 09.08.2023 г. сообщить о ходе выполнения работ и сроках сдачи документации в целом для прохождения государственной экспертизы, а также предоставить откорректированную документацию по замечаниям.
11.08.2023 (исх. N2844) Заказчик в адрес Подрядчика направляет письмо с требование предоставить испрашиваемую информацию согласно письму от 04.08.2023 г. исх.N2757 в срок до 14.08.2023 г.
24.08.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направляет электронное письмо для рассмотрения и согласования технического задания по ИЭИ.
25.08.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направляет электронное письмо с замечаниями.
25.08.2023 (исх.N403) Заказчик в адрес Подрядчика направляет Претензию N403 с требованием оплатить неустойку в размере 35 000,00 рублей.
01.09.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.09.2023 (исх.N23-01-78) Подрядчик в адрес Заказчика направляет письмо с просьбой отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
11.09.2023 (исх.N3178) Заказчик направляет Подрядчику замечания по предоставленным отчетам ИГДИ, ИГИ, ИГМИ, а также сообщает об отсутствие согласованной программы по инженерным изысканиям и технического задания на выполнение инженерно-экологических изысканий.
11.09.2023 (исх.N438) Заказчик в ответ на письмо Подрядчика от 07.09.2023 N23-01-78 сообщает о невозможности отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.09.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
13.09.2023 Подрядчик оплатил неустойку в размере 35 000,00 рублей (платежное поручение N265 от 13.09.2023).
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 11.1. контракта он может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа стороны настоящего контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11.2. контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего контракта в случае, если:
11.2.1. Подрядчик выполняет работы ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми.
11.2.2. Подрядчик неоднократно нарушил сроки выполнения работ, установленные Планом выполнения работ, предоставленного Подрядчиком в соответствии с п.5.1.1. Контракта.
11.2.3. В ходе исполнения Подрядчиком условий Контракта Заказчику стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом в установленный настоящим Контрактом срок.
11.2.4. При систематическом (три и более раз) нарушении Подрядчиком любых условий настоящего Контракта.
01.09.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.09.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из письменных пояснений Общества, контрактом не предусмотрено поэтапное выполнение работ и их сдача и не установлена ответственность за нарушение плана производства работ. Наличие согласованного сторонами графика выполнения работ не свидетельствует об установлении этапов выполнения работ и ответственности за их нарушение. После принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе, Общество не прекращало работы, о чем свидетельствует тот факт, что 07.09.2023 представлены технические отчеты по инженерно-геодезическим изысканиям, инженерно-геологическим изысканиям, инженерно-гидрометеорологическим изысканиям. В настоящий момент выполнено 50% работ, в связи с чем завершение надлежаще выполненных работ по контракту к 24.01.2024 года осуществимо. Общество оперативно реагировало на замечания Заказчика к выполненным работам, ведение переписки, являются подтверждением качественного и добросовестного выполнения работ по настоящему контракту. Общество не имело умысла на уклонение от исполнения контракта, все действия были направлены на надлежащее и своевременное исполнение обязательств контракту.
Согласно сведениям из реестра контрактов, Общество имеет 2 контракта, один исполнен, второй контракт рассматриваемый случай. В реестре недобросовестных поставщиков не состоит.
Комиссия, изучив материалы дела, считает, что Поставщиком представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в отношении Общества поступили впервые.
Комиссия, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, срок исполнения обязательств по контракту не наступил, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Довод Заказчика о необходимости скорейшего достижения результата ввиду социальной значимости и необходимости получения проектной документации для реализации реконструкции дороги и принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта до наступления срока сдачи работ не может свидетельствовать об эффективности действий Заказчика, учитывая те сроки, которые будут затрачены на выбор нового Подрядчика, и новый срок исполнения контракта.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные ГБУ ПО "Псковавтодор" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Транспроектгрупп" (адрес: 129327, г. Москва, Анадырский проезд, д. 21, подв., пом. V, ком. 10, оф. 64; ИНН 7716755630), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Куземкино - Краколье на участке км 29+000 - км 34+200 в Псковском районе Псковской области (регистрационный номер 1462-К-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322001306), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 21 сентября 2023 г. N РНП 060/06/95-378/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023