Резолютивная часть решения оглашена "15" сентября 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "20" сентября 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в присутствии представителя:
Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (далее - Заказчик, УФНС по Тамбовской области) - ____.,
в отсутствие:
индивидуального предпринимателя (далее - ИП, Предприниматель, Исполнитель), уведомленного надлежащим образом,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 28.08.2023 от исполнения государственного контракта от 24.01.2023 N04-12/015@ на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, заключенного по итогам электронного аукциона N0164100006922000036, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение УФНС по Тамбовской области о направлении сведений об индивидуальном предпринимателе для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 28.08.2023 от исполнения государственного контракта от 24.01.2023 N04-12/015@ на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, заключенного по итогам электронного аукциона N0164100006922000036, по причине существенного нарушения Предпринимателем условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе документы и сведения, а также сообщил обстоятельства неисполнения ИП заключенного контракта от 24.01.2023 N04-12/015@ и обоснования причин его расторжения, представил подтверждающие документы. На основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, и п.10.6 Контракта Заказчик 28.08.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ИП или его представители не участвовали в заседании, в связи с чем устные пояснения не представлены. Кроме того, Предпринимателем не представлены в Тамбовское УФАС России какие-либо письменные пояснения, документы, доказательства в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 24.01.2023 N04-12/015@ на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, заключенного с ИП, рассмотрев материалы Заказчика, заслушав его пояснения, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам проведенного электронного аукциона N0164100006922000036 между Заказчиком и Исполнителем 24.01.2023 был заключен контракт N04-12/015@ на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений на сумму 2 795 650,00 рублей.
Пунктом 1.1 контракта установлено следующее: "Исполнитель обязуется оказывать для Заказчика услуги по комплексному обслуживанию помещений (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется оплачивать оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные условиями настоящего Контракта, в соответствии с Протоколом согласования контрактной цены (Приложение N 2 к настоящему Контракту)".
Согласно пункту 1.2 контракта: "Место оказания услуг: по месту нахождения административных зданий, помещений и прилегающих территорий Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, указанных в техническом задании (Приложение N1 к настоящему Контракту)".
Пунктом 1.3 контракта установлено следующее: "Срок оказания Исполнителем услуг по настоящему Контракту: с даты заключения контракта по 30.11.2024".
Пунктом 3.1 контракта предусмотрены права и обязанности Поставщика.
В материалы дела Заказчиком представлена копия акта контроля объема и качества оказываемых услуг от 18.07.2023, направленного в адрес Исполнителя, в котором указано следующее:
"1. с 26.06.2023 по 30.06.2023 не выполнялись следующие услуги по санитарно-техническому содержанию зданий: комплексная уборка офисных помещений, мойка окон, уборка и дезинфекция туалетов, включая расходные материалы;
2. с 01.05.2023 по 30.06.2023 по содержанию прилегающей территории: полив твердых покрытий (асфальт, бетон, камень, плитка), подсев газона, мойка и покраска металлического забора, уличных фонарей, лавочек, урн; скашивание травы на следующих территориях: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Липецкое шоссе, 55, площадь прилегающей территории 2879, 1 м; Тамбовская область, Никифоровский район, р.н. Дмитриевка, ул. Центральная дом 1 пом. 1, площадь прилегающей территории 25 м
; Тамбовская область, с. Староюрьево, ул. Советская, 88 площадь прилегающей территории 107,2 м
;
3. с даты заключения контракта по 30.06.2023 по обеспечению функционирования, контроля состояния и режимов работы сплит-систем: чистка фильтров сплит-систем, диагностика кондиционеров (сплит-систем) во всех режимах, проверка электропроводки, контактов, работы дренажных клапанов кондиционеров, контроль давления в системе охлаждения и эффективности работы испарителя кондиционеров, обслуживание и ремонт оборудования систем кондиционирования;"
В соответствии с этим актом УФНС по Тамбовской области в адрес Исполнителя был вынесен штраф за неисполнение услуг по санитарно-техническому содержанию зданий в размере 65 000,00 руб, согласно данным с сайта единой информационной системы (далее - ЕИС), был оплачен 26.07.2023.
Согласно акту N2 контроля объема и качества оказываемых услуг от 16.08.2023, Исполнитель в июле не устранил недостатки результата услуг, указанных в акте от 18.07.2023.
Кроме того, согласно актам о невыполнении условий по государственному контракту от 24.01.2023 N04-12/015@ сотрудники Исполнителя с 08.08.2023 по 09.08.2023 не вышли на работу на объектах, указанных в контракте.
Согласно акту N3 контроля объема и качества оказываемых услуг от 01.09.2023, Исполнитель в августе не устранил недостатки результата услуг, указанных в актах от 18.07.2023, от 16.08.2023 N2.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.7 контракта предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
28.08.2023 УФНС по Тамбовской области в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и пунктом 10.6 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.01.2023 N04-12015@, заключенного с ИП.
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с ЕИС в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Исполнителем 28.08.2023.
В акте N3 от 01.09.2023 Заказчик изложил результат проверки объема и качества оказываемых услуг по контракту за август, согласно которому, в августе Исполнителем не выполнялись услуги по санитарно-техническому содержанию зданий, по содержанию прилегающей территории и по обеспечению функционирования, контроля состояния и режимов работы сплит-систем. На основании этого Заказчик пришел к выводу о ненадлежащем оказании услуг по комплексному обслуживанию административных зданий, помещений и прилегающих территорий.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Подрядчику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения Исполнителем условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, работы по контракту не выполнены в полном объеме, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе вступило в законную силу 08.09.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об указанном Предпринимателе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у ИП каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Предприниматель в установленные Контрактом сроки не оказывал услуги в полном объеме. С 26.06.2023 по 30.06.2023, с 03.07.2023 по 12.07.2023 услуги по уборке помещений в административных зданиях, а также прилегающих территориях не осуществлялись (не выполнены следующие услуги по санитарно-техническому содержанию зданий: комплексная уборка офисных помещений, лестниц, коридоров, вестибюлей, технических и других помещений, мойка окон, уборка и дезинфекция туалетов, включая расходные материалы; по содержанию прилегающей территории: удаление мусора из уличных урн и пепельниц, полив твердых покрытий (асфальт, бетон, камень, плитка), подсев газона, мойка металлического забора, уличных фонарей, лавочек, урн; скашивание травы), а начиная с 08.08.2023 совсем не осуществлялись.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленные сроки является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки. В рассматриваемом случае Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, приняв во внимание непредставление Исполнителем доказательств обратного.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ИП недобросовестное поведение, выраженное в бездействии по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 24.01.2023 N04-12/015@.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь статьей 95, статьёй 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Управлением Федеральной налоговой службы по Тамбовской области в отношении индивидуального включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении индивидуального предпринимателя из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
В.В. Иванов |
|
|
Члены комиссии К.Д. Трушинская
К.А. Телкова
Исп. Телкова К.А.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 сентября 2023 г. N 068/10/104-669/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023