Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления., членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок.,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Стройтайм" (далее также - ООО "Стройтайм", общество) - обеспечило участие директора.,
заказчик - Администрация сельского поселения Некрасовское Ярославской области (далее также - заказчик) - обеспечил участие представителя по доверенности.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные заказчиком, Администрацией сельского поселения Некрасовское Ярославской области в отношении ООО "Стройтайм", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку соблюдения заказчиком, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "Стройтайм", для рассмотрения вопроса о включении сведений о последнем в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 08.09.2023 N 255/22,
установила:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик, Администрация сельского поселения Некрасовское Ярославской области, направил в Ярославское УФАС России сведения об ООО "Стройтайм", которым в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 28.07.2023 N 18-ЭА-2023 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия ул. Луговая, п. Некрасовское, Ярославской области (извещение N 0171300012723000054) расторгнут данный контракт, в реестр недобросовестных поставщиков.
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, Администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 27.06.2023 размещено извещение N 0171300012723000054 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия ул. Луговая, п. Некрасовское, Ярославской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 974 896,64 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.07.2023 NИЭОК1 победителем рассматриваемой закупки признано ООО "Стройтайм".
28.07.2023 между Администрацией сельского поселения Некрасовское Ярославской области (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Стройтайм" (подярдчик) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, и на основании результатов осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме (протокол от 17.07.2023 N 0171300012723000054), заключен муниципальный контракт N18-ЭА-2023 на ремонт дорожного покрытия ул. Луговая, п. Некрасовское, Ярославской области (муниципальный контракт, контракт; цена контракта 940 000,00 рублей).
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик принимает на себя обязательство по ремонту дорожного покрытия ул. Луговая, п. Некрасовское, Ярославской области (далее - работы, объект, строительная площадка) в соответствии с условиями контракта, технического задания (приложение N 1 к контракту), сметных расчетов стоимости работ по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений (приложение N 1 к техническому заданию), графиком выполнения работ по ремонту (приложение N 2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные работы и оплатить их.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта подрядчик обязуется в соответствии с контрактом завершить все работы в сроки, установленные пунктом 6.1 контракта, и сдать их в установленном порядке.
На основании пункта 6.1 контракта срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 06.08.2023; работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ по ремонту (приложение N 2 к контракту).
Исходя из пункта 6.2 контракта на момент заключения контракта даты начала и окончания выполнения работ, определенные графиком выполнения работ по ремонту (приложение N 2 к контракту), являются исходными для определения мер ответственности в случаях нарушения сроков выполнения работ на объекте.
В силу пункта 6.3 контракта место выполнения работ: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Некрасовское, ул. Луговая.
Пунктом 7.1 контракта определено, что заказчик обязан в числе прочего:
- оплачивать результаты фактически выполненных по контракту и принятых работ в размерах, установленных контрактом, графиком оплаты выполненных по контракту работ (приложение N 6 к контракту) с учетом графика выполнения работ по ремонту (отдельных этапов исполнения контракта) (приложение N 2 к контракту), который является неотъемлемой частью контракта, в срок не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
- для выполнения работ по контракту в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта передать подрядчику по акту приема-передачи (приложение N 3 к контракту) строительную площадку, сметный расчет по ремонту, иные документы и имущество, необходимые для выполнения работ по контракту, или обеспечить их передачу, а также осуществить иные юридически значимые действия, необходимые для выполнения работ по контракту;
- проводить проверку предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта;
для проверки представленных подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, в том числе проекту по ремонту или сметному расчету по ремонту, которые являются неотъемлемой частью контракта, проводить экспертизу результатов выполненных работ;
экспертиза результатов выполненных работ проводится заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ; при принятии решения о приемке результатов выполненных работ, отдельных этапов исполнения контракта или об отказе в приемке результатов выполненных работ, отдельных этапов исполнения контракта заказчик, приемочная комиссия (в случае ее создания) должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения;
- выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других разделах контракта.
Пунктом 8.1 контракта определено, что подрядчик обязан в числе прочего:
- принять на себя обязательства выполнить работы по ремонту объекта в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения работ по ремонту (приложение N 2 к контракту), который является неотъемлемой частью контракта, и сдать результат работ по ремонту заказчику;
- обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии со сметным расчетом по ремонту, который является приложением N 1 к техническому заданию;
- обеспечить представителям заказчика возможность осуществлять проверку хода и качества работ, выполняемых подрядчиком;
- устранять за свой счет выявленные в ходе приемки выполненных работ и (или) обнаруженные в пределах гарантийных сроков на конструктивные элементы объекта, предусмотренных контрактом, недостатки (дефекты) работ, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
- нести ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от сметного расчета по ремонту;
- выполнить и сдать работы в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом;
- выполнять требования, предъявляемые заказчиком, при осуществлении контроля за ходом выполнения и качества работ, а также уполномоченных представителей контролирующих и надзорных органов;
- подрядчик обязан представить заказчику перед началом выполнения работ требуемые сертификаты и/или протоколы о результатах испытаний качества используемых при выполнении работ материалов, оборудования и комплектующих изделий, а также данные о пожаробезопасности в соответствии с нормами, действующими в Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- подрядчик обязан представить заказчику перед началом выполнения работ требуемые заключения на используемые при выполнении работ материалы, конструкции и изделия, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- принять от заказчика объект к выполнению работ с обязательным оформлением акта приема-передачи объекта (приложение N 3 к контракту) в течение трех рабочих дней;
- обеспечить: своевременное устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта; бесперебойное функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации объекта в течение гарантийного срока; ведение всей необходимой исполнительной документации в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту);
- самостоятельно нести ответственность в случае предъявления заказчиком либо непосредственно лицом, которому причинен ущерб, каких-либо требований или претензий вследствие выполнения подрядчиком на объекте работ, включая случаи травм или иные несчастные случаи; возместить в полном объеме заказчику суммы штрафов в случае их наложения на последнего административными органами за нарушения, допущенные при производстве работ подрядчиком;
- подрядчик несет гражданско-правовую (имущественную), административную и иную ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту (за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы).
Согласно пункту 10.1 контракта приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляются на основании документа о приемке работ, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями уполномоченных лиц сторон контракта в соответствии с положениями Федерального закона "Об электронной подписи", подтверждающего выполнение комплексов (видов) работ (этапов работ) в соответствии со сметным расчетом по ремонту, условиями контракта.
В соответствии с пунктом 10.2 контракта в целях приемки выполненных работ подрядчик для подтверждения объемов и качества выполненных работ, предусмотренных сметным расчетом по ремонту, формирует с использованием единой информационной системы документ о приемке работ, подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подрядчика, и размещает в единой информационной системе; также в единой информационной системе подрядчик размещает исполнительную документацию.
Исходя из пункта 10.2.1 контракта в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документ о приемке работ формируется подрядчиком на дату завершения работ в соответствии с графиком выполнения работ по ремонту (приложение N 2 к контракту).
При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.
Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного подрядчиком, считается дата размещения такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик.
На основании пункта 10.3 контракт в течение 10 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
- осуществляет приемку выполненной работы (ее результатов) в части соответствия объема требованиям, установленным контрактом, и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
- при принятии решения об отказе в приемке результатов выполненных работ формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
При формировании документа о приемке работ или мотивированного отказа от приемки работ с использованием единой информационной системы, их размещении в единой информационной системе, обмене ими между подрядчиком и заказчиком с использованием единой информационной системы используются единые форматы электронных документов и открытые форматы для обмена данными, которые размещаются на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральным казначейством.
Пунктом 10.5 контракта определено, что для проверки предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу; экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В силу пункта 10.6 контракта в случае получения в соответствии с подпунктом 10.3.2 контракта мотивированного отказа от подписания документа о приемке подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно пункту 10.7 контракта датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.
На основании пункта 14.1 контракта подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения освидетельствования скрытых работ не позднее, чем за 1 (один) рабочий день до даты их освидетельствования.
В соответствии с пунктом 14.2 контракта освидетельствование скрытых работ проводит комиссия в составе представителя заказчика и представителя подрядчика.
Пунктом 14.4 контракта определено, что по результатам освидетельствования скрытых работ оформляется акт освидетельствования скрытых работ.
В силу пункта 14.6 контракта до завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.
Согласно пункту 17.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и со статей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и контрактом.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта определяется сторонами с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Пунктом 17.2 контракта определено, что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта без возмещения убытков заказчику в случае непередачи строительной площадки для исполнения контракта (в том числе при неосвобождении ее от прав третьих лиц) в течение 10 и более дней со дня заключения контракта и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 17.3 контракта определено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных пунктами 7.2.2 и 7.2.3 контракта.
В силу пункта 17.4 контракта заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных частью 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании пункта 17.5 контракта в случае принятия решения одной из сторон контракта об одностороннем отказе от исполнения контракта расторжение контракта после принятия такого решения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 18.1 контракта определено, что контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту; контракт действует по 20 августа 2023.
Представитель ООО "Стройтайм" на заседании Инспекции пояснил, что общество имело намерение исполнить контракт в полном объеме и установленные контрактом сроки, однако совершить требуемые в силу закона действия не представилось возможным, поскольку заказчик не исполнил принятые обязательства по контракту, а именно для выполнения работ по контракту в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта не передал подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, сметный расчет по ремонту, иные документы и имущество, необходимые для выполнения работ по контракту (пункт 7.1).
Таким образом, в связи с существенным, по мнению подрядчика, нарушением заказчиком условий заключенного контракта, подрядчиком была инициирована процедура расторжения данного контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 19 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (пункт 3 статьи 716 ГК РФ).
В соответствии с частью 20.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 22 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно части 22.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
22.08.2023 подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (уведомление об одностороннем отказе от выполнения муниципального контракта N 4-Н от 22.08.2023; далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
22.08.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе, соответственно, в соответствии с пунктом 3 части 20.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления заказчика о принятом заказчиком решении является 22.08.2022.
Данный факт также подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом N 847 от 25.08.2023 заказчика адресованного подрядчику, согласно которому заказчик не согласен с уведомлением об одностороннем отказе от выполнения муниципального контракта на основании непередачи строительной площадки для исполнения контракта, поскольку общество самопроизвольно приступило к выполнению работ по ремонту дорожного покрытия ул. Луговая без подписания акта приема-передачи объекта, о чем свидетельствуют подписанные обществом акты освидетельствования скрытых работ от 29.07.2023; данные фактические действия заказчик расценивает как автоматическую передачу объекта под строительство.
В течение десятидневного срока, установленного частью 22 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта заказчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 04.09.2023.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Принимая во внимание вышеуказанные требования законодательства, заказчику необходимо было в срок до 06.09.2023 (не позднее 2 рабочих дней - 05.09.2023, 06.09.2023 следующих за днем вступления в силу решения об одностороннем отказе - 04.09.2023) направить в Ярославское УФАС России посредством функционала единой информационной системы обращение о включении сведений об ООО "Стройтайм" в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик осуществил действия по направлению в Ярославское УФАС России обращения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков за рамками регламентированного законом срока - 07.09.2023, тем самым допустил нарушение части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Данные действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения Инспекцией Ярославского УФАС России установлено следующее и сторонами не оспаривалось:
Общество незамедлительно (после подписания со своей стороны - 23.07.2023) приступило к выполнению работ по ремонту дорожного покрытия ул. Луговая, п. Некрасовское, Ярославской области по муниципальному контракту N 18-ЭА-2023 от 28.07.2023 без передачи заказчиком путем подписания акта приема-передачи строительной площадки.
В период времени с 29.07.2023 по 02.08.2023 подрядчик подготовил акты приемки скрытых работ и выслал их в адрес заказчика для подписания.
03.08.2023 заказчиком проведена комиссионная проверка результатов выполненных обществом работ по ремонту дорожного покрытия ул. Луговая, п. Некрасовское, Ярославской области согласно контракту; комиссией проведена выемка материала из дорожного полотна, по результатам которой выявлено, что подрядчиком использовался материал - природная песчано-гравийная смесь, что не соответствует пункту 17 локального сметного расчета (материалы: готовые песчано-щебеночные смеси марка 600, размер зерен 40-20 мм, сорт 3); на основании изложенного согласно пункту 7 контракта обществу необходимо провести работу по ремонту объекта в соответствии локальным сметным расчетом, в течение 5 рабочих дней, со дня подписания акта комиссией; данные фактические обстоятельства находят свое подтверждение в акте N 6 от 03.08.2023 приемки скрытых работ по ремонту дорожного покрытия ул. Луговая, п. Некрасовское, Ярославской области.
07.08.2023 заказчик проинформировал подрядчика (письмо N исх. 01-26-255) о том, что последнему необходимо направить своего представителя 08.08.2023 к 9.00 для отбора проб с автодороги ул. Луговая в п. Некрасовское.
08.08.2023 состоялся отбор проб материала песчано-щебеночной смеси в присутствии представителей заказчика, о чем свидетельствует акт отбора образцов (проб) N 1, который содержит отметку о том, что подрядчик от подписи данного акта отказался.
10.08.2023 заказчик уведомил (письмо N 823) подрядчика о том, что отбор образца материала песчано-щебеночной смеси сдан на проведение экспертизы в лабораторию Гаврилов-Ямского филиала АО "ЯРДОРМОСТ", после получения результата экспертизы материала с объекта акты освидетельствования скрытых работ, полученных заказчиком от подрядчика 04.08.2023 буду рассмотрены.
Согласно протоколу испытаний N 373 от 11.08.2023 на щебеночно-гравийную смесь, проведенному АО "ЯРДОРМОСТ", щебеночно-песчаная смесь не отвечает требованиям ГОСТ Р 70458-2022 по зерновому составу (на заседании Инспекции подрядчик отметил, что с результатами протокола испытаний не ознакомлен).
Заказчик систематически направлял в адрес подрядчика претензии (N 809 от 03.08.2023, N 820 от 08.08.2023, N 839 от 23.08.2023), которыми информировал последнего о том, что работы произведены с нарушением требований контракта (в части используемого материала, сроков выполнения работ).
Подрядчик в свою очередь неоднократно направлял заказчику письма (исх. N 1-Н от 02.08.2023, N 2-Н от 06.08.2023, N 5-Н от 29.08.2023), согласно которым подрядчик приостанавливает выполнение работ, поскольку заказчик не подписывает исполнительную документацию (акты скрытых работ), а также просит выслать лабораторное заключение по материалу и обоснованные претензии по качеству автодороги.
Подрядчик также представил документы (договор поставки N 7 от 19.07.2023, паспорт N 380 на отгружаемую продукция, счет-фактуру N 17/У от 26.07.2023, паспорт качества N 91 от 21.07.2023), подтверждающие факт закупки щебеночно-гравийной песчаной смеси, использованной при выполнении работ по контракту.
Из содержания таких документов следует, что ООО "Стройтайм" приобретена щебеночно-гравийная песчаная смесь размером 20*40, марки щебня по прочности 800.
01.09.2023 заказчик в адрес подрядчика посредством электронной почты направил акт приема - передачи объекта для подписания; ответа от подрядчика не последовало; данные действия, как пояснил представитель заказчика, были совершены с целью предотвращения нарушения исполнения обязательств по контракту, которые приняты за основу при принятии подрядчиком решения об одностороннем отказе.
Таким образом, учитывая выше приведенную хронологию состоявшихся событий, Инспекция приходит к выводу, что в рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения информации об ООО "Стройтайм" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку (1) общество к выполнению обязательств по контракту приступило, работы выполнены; (2) заказчик не передал подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку в регламентированный контрактом срок, несмотря на данное обстоятельство общество приступило к выполнению работ, а заказчик в свою очередь не препятствовал обществу исполнять обязательства; (3) заказчик не ознакомил общество с результатами лабораторного заключения, тем самым не предоставил подрядчику возможность исправить выявленные заказчиком нарушения при выполнении работ, либо их опровергнуть.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Фактические обстоятельства дела (подтверждение факта намерения общества выполнить обязательства по контракту; взаимодействие с заказчиком по вопросам исполнения обязательств по контракту (в том числе ведение переписки, личные встречи представителей сторон по вопросам исполнения контракта и др.)) и представленные сторонами доказательства свидетельствуют о наличии оснований для отказа во включении информации об ООО "Стройтайм" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные Администрацией сельского поселения Некрасовское Ярославской области (ИНН 7621006689, ОГРН 1067627023397) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Стройтайм" (ИНН 7602136259, ОГРН 1177627009010), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, Администрацией сельского поселения Некрасовское Ярославской области, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью "Стройтайм" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков в действиях заказчика выявлено нарушение части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 сентября 2023 г. N 05-03/198П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2023