Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления Охинцева С. Н., члены Комиссии - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я. В.,
с участием:
заявитель - акционерное общество "АМТЕО М" (далее также - АО "АМТЕО М", общество, заявитель) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Монаховой А. А.;
заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности Сергеева А. Н., Бронниковой В. А., Надежина А. С.;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу АО "АМТЕО М" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кассет для гистологической обработки/хранения тканей для патологоанатомического отделения (извещение N 0371200006623000072) (далее также - электронный аукцион, закупка) и осуществив внеплановую проверку вышеуказанного электронного аукциона в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба АО "АМТЕО М" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кассет для гистологической обработки/хранения тканей для патологоанатомического отделения (извещение N 0371200006623000072).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки сформировано заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе:
предусмотренное заказчиком при описании закупаемого товара (кассета для гистологической обработки/хранения тканей) с использованием КТРУ (позиция 32.50.50.000-00000540) обоснование необходимости использования дополнительной характеристики (наименование показателя - "количество цветов кассет (в равном объеме), штука"; значение показателя - " 4"), не предусмотренной позицией КТРУ, не является надлежащим.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав позиции сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 30.08.2023 размещено извещение N 0371200006623000072 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 299 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться в числе прочего следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ).
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Исходя из пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
При этом пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик (в случае, если Правилами не запрещено включение дополнительных характеристик товара).
Изучив содержание извещения о закупке, Комиссия установила, что заказчиком применительно закупаемому товару использована позиция КТРУ 32.50.50.000-00000540 "Кассета для гистологической обработки/хранения тканей".
В приведенной позиции КТРУ представлено описание данного товара, которое включает четыре обязательных для применения характеристики. Данные характеристики заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки применены.
При этом заказчиком при описании закупаемого товара использован ряд дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, в том числе следующая оспариваемая заявителем характеристика:
Показатель |
Значение показателя |
Количество цветов кассет (в равном объеме), штука ** |
|
При этом под табличной частью описания закупаемого товара заказчиком предусмотрено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, отмеченное знаком "**".
Применительно к оспариваемой заявителем характеристике заказчиком установлено следующее обоснование необходимости использования такой дополнительной характеристики:
"Требование о наличии различных цветов кассет обусловлено тем, что разные цвета необходимы с целью различия маркировки материала по его назначению и типу для идентификации материала в течение всего процесса исследования и хранения".
В письменных пояснениях, представленных в материалы дела, заказчик дополнительно указал, что "гистологические кассеты разного цвета используются патологоанатомическим отделением для визуальной цветовой маркировки различного по своим характеристикам исследуемого материала.
Так, заказчику требуется не менее 4 вариантов цветового исполнения кассет для исследования материалов, тканей, отчужденных у пациентов с различными патологическими процессами, в том числе: 1 - образцы биоматериала при трепан-биопсии (трепан-биопаты) из молочной железы и предстательной железы; 2 - эндоскопический материал; 3 - послеоперационный (вырезной) материал; 4 - биоматериал вскрытия (аутопсийный материал - крупные фрагменты) с установленным или нераспознанным клиническим диагнозом основного заболевания, представляющее значительные трудности в трактовке характера патологического процесса и причины смерти, в том числе при опухолях неустановленного гистогенеза.
Следует принять во внимание, что при проведении исследований для разных типов материала предусмотрены различные протоколы (системы) гистологической обработки. При выполнении гистологических исследований необходима отчетливая и явственная маркировка кассет, поскольку это важно для правильной идентификации образцов. Заказчиком применяется ручная маркировка гистологических кассет, которая должна быть максимально лаконична, поскольку любая избыточная информация маркировки затрудняет идентификацию надписи и может привести к ее неоднозначному толкованию.
Учитывая, что патологоанатомическим отделением выполняется значительный объем исследований (не менее 200 исследований ежедневно), такое разделение существенно повышает производительность и улучшает результаты работы заказчика, так как позволяет легко различать и идентифицировать разные виды образцов и исследований на последующих этапах гистологической обработки, хранения и архивирования материала, а также снижает риски допущения ошибок при идентификации исследуемых материалов".
Комиссия Ярославского УФАС России отмечает, что пункты 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закрепляющие право заказчика использовать при описании объекта закупки дополнительную информацию, не предусмотренную примененной им при осуществлении закупки позицией КТРУ, при условии включения в описание объекта закупки обоснования необходимости использования такой информации, не устанавливают каких-либо требований (критериев) к указанному обоснованию. В частности, указанные пункты не содержат каких-либо требований к степени конкретизации (детализации) такого обоснования, предоставляя заказчику право определять эту степень по своему усмотрению. При этом Комиссия отмечает, что при подготовке указанного обоснования заказчиком в любом случае должны соблюдаться принципы открытости и прозрачности информации, размещенной в единой информационной системе, соблюдения разумного баланса интересов заказчиков и участников закупок, в целях обеспечения которых обоснование должно быть сформировано таким образом, чтобы оно позволяло установить/подтвердить факт наличия потребности заказчика в установлении тех или иных характеристик и причины возникновения такой потребности.
Предусмотренное заказчиком обоснование необходимости применения при описании закупаемого товара оспариваемой заявителем дополнительной характеристики (наименование показателя - "количество цветов кассет (в равном объеме), штука"; значение показателя - " 4"), по мнению Комиссии, является надлежащим, поскольку позволяет установить/подтвердить потребность заказчика именно в данной характеристике товара (разные цвета необходимы с целью различия маркировки материала по его назначению и типу для идентификации материала в течение всего процесса исследования и хранения).
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заявителя, АО "АМТЕО М" планировало предложить к поставке кассеты исключительно белого цвета.
Комиссия Ярославского УФАС России, основываясь на пояснениях, данных заказчиком, отмечает, что процесс производства кассет белого цвета требует от производителя меньших финансовых затрат (в сравнении с процессом производства цветных кассет), что, в свою очередь, позволяет такому производителю при участии в закупках предлагать наименьшую цену контракта, вследствие чего одерживать победу в закупках.
Вместе с тем принцип эффективного расходования бюджетных средств не является единственным и приоритетным принципом российской системы государственных и муниципальных закупок.
Основополагающей целью любой государственной или муниципальной закупки является получение заказчиком такого товара (работы, услуги), который в наибольшей степени отвечает его потребностям, обеспечивает наилучшее исполнение заказчиком своих функций, осуществляемых им в публичных интересах государства и общества.
Именно поэтому повышение производителем конкурентоспособности своего товара с целью победы в закупке должно осуществляться не за счет снижения его ценности для заказчика (например, путем упрощения функционала товара, отбрасывания значимых для заказчика свойств товара), а иными способами, не снижающими значимость товара для заказчика как его потребителя.
По информации заказчика, такие медицинские изделия, как гистологические кассеты, характеристики которых отвечают требованиям, установленным заказчиком в описании объекта закупки, в частности, имеющие не менее четырех различных цветов, производятся несколькими компаниями, в том числе:
1) ООО "Орион" (регистрационное удостоверение N РЗН 2019/8146 от 21.02.2019);
2) "Янченг Хуида Медикл Инструментс Ко., Лтд" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/10017 от 04.07.2011);
3) "Хаймэн чанлун инструмент Ко., Лтд" (регистрационное удостоверение N РЗН 2017/5814 от 05.06.2017);
4) "Цитотест Лэбвэа Мэньюфэкчеринг Ко., Лтд" (регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2940 от 23.08.2022).
На участие в рассматриваемой закупке подано 6 заявок с предложением к поставке медицинских изделий четырех вышеприведенных производителей, что свидетельствует о наличии при проведении данных торгов конкурентной среды.
С учетом изложенного Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что оспариваемые заявителем положения извещения основаны на нормах законодательства о контрактной системе, в равной мере относятся ко всем участникам закупки, не ставят в преимущественное положение одних потенциальных участников перед другими, не предрешают исхода закупки, а направлены на реализацию потребности заказчика как медицинского учреждения в закупке именно тех товаров, которые необходимы ему для наиболее эффективного осуществления его основной деятельности - оказания гражданам качественной медицинской помощи.
При таких обстоятельствах Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика по формированию описания объекта закупки нарушений требований законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
Признать жалобу акционерного общества "АМТЕО М" (ИНН 7710240514) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница" (ИНН 7606028790), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кассет для гистологической обработки/хранения тканей для патологоанатомического отделения (извещение N 0371200006623000072) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: С. Н. Охинцева |
Члены Комиссии: И. С. Ерофеева
Я. В. Хлынина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 сентября 2023 г. N 076/06/106-1064/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023