Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев обращение Министерства здравоохранения Приморского края о включении сведений об ООО "Медпартс +" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение Министерства здравоохранения Приморского края о включении сведений об ООО "Медпартс +" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку сред питательных для работы с анализатором бактериологическим BACTEC MGIT 960 (извещение N 0820500000822005654).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0820500000822005654 о проведении электронного аукциона на поставку сред питательных для работы с анализатором бактериологическим BACTEC MGIT 960.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.10.2022 N ИЭА1 победителем признано ООО "Медпартс +".
31.10.2022 между Министерством здравоохранения Приморского края и ООО "Медпартс +" (далее - Поставщик) был заключен государственный контракт N 0820500000822005654 на поставку сред питательных для работы с анализатором бактериологическим BACTEC MGIT 960 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Поставщик принял на себя обязательства в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий Сред питательных для работы с анализатором бактериологическим ВАСТЕС MGIT 960 (код ОКПД2 20.59.52.140 - Среды готовые питательные для выращивания микроорганизмов) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с пунктом 5.1. Контракта, поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок с 10.01.2023 по 01.11.2023 по заявкам в течение 20 (двадцати) календарных дней с даты подачи заявки Заказчиком.
Заявка по данному контракту (N 56 от 26.07.2023 г.) была отправлена на электронную почту поставщика, указанную в контракте (medrepair@bk.ru), 26.07.2023 года.
Поставщиком в адрес Грузополучателя был отгружен товар (товарная накладная N 246 от 26.07.2023 г.) частично - не в полном объеме. Грузополучателю ГБУЗ "ПКПД" 10.08.2023 г. доставлен товар с нарушением холодовой цепи.
10 августа 2023 года Грузополучателем в адрес Поставщика была направлена Претензия по поставке товара по Контракту N 0820500000822005654 на поставку сред питательных для работы с анализатором бактериологическим ВАСТЕК MGIТ 960 (Исх. 1986 от 10.08.2023 г.) в связи с нарушением температурного режима при транспортировке товара и требованием заменить товар, вызывающий сомнение в качестве.
Также Заказчиком в адрес ООО "МедПартс +" направлена Претензия от 10.08.2023 N б/н и Претензия от 18.08.2023 N 18-8443 с уведомлением о необходимости поставки Товара по Контракту.
Одновременно с этим Поставщик информировал Заказчика о том, что в связи с текущими обстоятельствами дальнейшая поставка товара по Контракту не будет осуществляться.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.3. Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
28.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
08.09.2023 - дата расторжения контракта.
В соответствии ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Согласно пояснениям ООО "Медпартс +", на момент заключения контракта поставщиком был заказан весь объем товара, предусмотренный контрактом. Однако в связи с тем, что заказчик длительное время (более 6 месяцев) не подавал заявок на его поставку, а товар имеет ограниченный срок годности, поставщиком имевшийся на складе товар был направлен на исполнение обязательств по заявкам других заказчиков в рамках исполнения своих договорных обязательств.
26.07.2023 г. от заказчика была получена заявка на поставку товара:
- Обогащенная ростовая добавка - 40 наборов;
- Среда питательная жидкая Миддлбрук - 88 упаковок;
- Обогащенная ростовая добавка ОАД для среды Миддлбрук - 26 упаковок.
Согласно сведениям транспортной накладной курьерской службы "Курьер Сервис Экспресс" N 496-039755621, груз заказчику был доставлен 10 августа 2023 г. в 11:34.
В связи с длительным ненаправлением заявок, на момент получения заявки от заказчика у поставщика на складе осталась только часть того объема, что был запрошен по заявке от 26.07.2023 г.
10.08.2023 г. от заказчика была получена претензия, в которой он указывал, что ему был поставлен без соблюдения температурного режима товар:
- Обогащающая ростовая добавка ОАДС для среды Миддлбрук - 10 упаковок;
- Обогащающая ростовая добавка - 20 упаковок.
14.08.2023 г. поставщик направил заказчику информационное письмо, в котором:
1) уведомил заказчика, что отсутствие температурных датчиков по двум позициям поставленного товара в термоконтейнерах произошло по вине транспортной компании, в связи с чем товар будет забран у заказчика;
2) указал, что позиция "Среда питательная жидкая Миддлбрук с флуоресцентным компонентом в пробирках" транспортируется согласно инструкции производителя в обычном температурном режиме. Поэтому ООО "Медпарст+" предложил Заказчику принять поставленный товар в количестве 25 упаковок;
3) информировал Заказчика о том, что в связи с текущими обстоятельствами по уходу ряда компаний из Российской Федерации и невозможностью осуществления международных расчетов в валютах недружественных стран, дальнейшая закупка товара по контракту не представляется возможной;
4) предложил расторгнуть Контракт по обоюдному решению сторон.
У поставщика возникли сложности форс-мажорного характера с дозаказом недостающей партии товара, о чем уведомил заказчика письмом N 186 от 23.08.2023 г., приложив письмо своего польского контрагента Sp. z o.o.DIPGROUP.
В частности, поставщик сообщил, что товар торговых марок BACTEC MGIT, BACTEC BD, BD Phoenix на данный момент не поставляется в Российскую Федерацию.
В ответ было получено письмо от Sp. z o.o.DIPGROUP, в котором сообщается, что реагенты производителя Becton Dickinson (C) (США) выпускаемые для анализаторов под торговыми марками: BACTEC MGIT, BACTEC BD, BD Phoenix больше не доступны для заказа, так как были отозваны производителем для продажи на территорию Российской Федерации.
Вместе с тем на заседание Комиссии УФАС ООО "Медпартс +" не представило документов, подтверждающих отсутствие возможности исполнить принятые на себя обязательства по Контракту в соответствии с его условиями.
Необходимо отметить, что наступление обстоятельств непреодолимой силы не означает невозможность дальнейшего неисполнения своих обязательств поставщиком (например, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2019 N Ф07-14991/2019 по делу N А21-16283/2018 указано, что ни отсутствие вины, ни наступление обстоятельств непреодолимой силы сами по себе не прекращают обязательство должника, который в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства).
Комиссия отмечает, что общество, принимая участие в закупке и выражая согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона, а в дальнейшем заключая контракт, не вправе ссылаться на обстоятельства о том, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера. Извещение об осуществлении закупки было размещено 10.10.2022, т.е. в период, когда обществу была известна ситуация на рынке с действующими санкциями и мерами ограничительного характера.
По мнению Комиссии, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности при поставке товаров, отсутствие которых может привести к нарушению нормальной работы учреждения здравоохранения.
Отсутствие данного товара влечет нарушение графика диагностики населения в борьбе с социально значимыми инфекциями, что может привести к росту заболеваемости населения.
По результатам рассмотрения представленных документов, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Обществом не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при исполнении контракта.
Рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому заинтересованное лицо, принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
Необходимо отметить, что, принимая решение об участии в закупочной процедуре хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законодательством о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к неисполнению контракта.
В поведении участника закупки наличествуют признаки недобросовестности, так как Общество не осуществило исполнение контракта надлежащим образом.
Риски, связанные с неправильной оценкой своих возможностей по поставке товара в установленный срок, находятся во власти и контроле поставщика, являются его виновными действиями и не являются обстоятельствами непреодолимой силы.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не только его виной, как субъективным отношением к содеянному, но и той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
08.09.2023 |
12.09. 2023 |
11.09. 2023 |
0 |
11.09. 2023 |
18.09. 2023 |
15.09. 2023 |
0 |
20.09. 2023 |
20.09. |
0 |
0 |
Включить сведения об ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МЕДПАРТС +" (ИНН: 3906412249; ОГРН: 1223900003887; адрес: ул. Ю. Гагарина, д. 16Г, офис 106, г. Калининград, Калининградская область, 236006; генеральный директор/учредитель: Мельников Дмитрий Сергеевич, ИНН 390501950087), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с момента размещения сведений об ООО "Медпартс +" в реестр недобросовестных поставщиков на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет", в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку сред питательных для работы с анализатором бактериологическим BACTEC MGIT 960 (извещение N 0820500000822005654).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 15 сентября 2023 г. N 25-312/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023