На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 23.08.2023 N 278/23, на основании обращения заказчика Управления архитектуры и градостроительства Брянской области (вх. N 5942/23 от 07.09.2023) о включении сведений в отношении ООО "СОЮЗ ПЛЮС" ("____") в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе: "___"
в присутствии:
"__.." - представителя заказчика Управления архитектуры и градостроительства Брянской области, действующего на основании доверенности от 13.09.2023;
"__.." - представителя заказчика Управления архитектуры и градостроительства Брянской области, действующего на основании доверенности от 11.09.2023;
"___." - представителя ООО "СОЮЗ ПЛЮС", действующего на основании доверенности от 10.03.2023,
в отсутствие представителей уполномоченного органа Управления государственных закупок Брянской области,
в результате рассмотрения обращения заказчика Управления архитектуры и градостроительства Брянской области о включении сведений в отношении ООО "СОЮЗ ПЛЮС" в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Управлением архитектуры и градостроительства Брянской области, уполномоченным органом Управлением государственных закупок Брянской области требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в схему территориального планирования Брянской области за N 0127200000223001358,
установила:
1) 09.03.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение об электронном аукционе на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в схему территориального планирования Брянской области за N 0127200000223001358.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 3 890 000,00 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127200000223001358 было подано 8 (восемь) заявок.
4) Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО "СОЮЗ ПЛЮС" с ценой контракта 1 002 250,00 рублей.
5) 27.03.2023 с целью подтверждения электронной почты поступило пустое письмо от директора ООО "СОЮЗ ПЛЮС" "__.." c адреса электронной почты: "____" (далее- адрес 1) на адрес электронной почты отдела территориального планирования и градостроительного зонирования Управления, который контролировал исполнение контракта: "___" (далее - адрес 2).
6) 28.03.2023 заказчиком на адрес электронной почты исполнителя: "____" были направлены исходные материалы, необходимые исполнителю для исполнения контракта.
7) 04.04.2023 между заказчиком Управлением архитектуры и градостроительства Брянской области и ООО "СОЮЗ ПЛЮС" заключен Государственный контракт N 01272000002230013580001 от 04.04.2023 на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в схему территориального планирования Брянской области.
Согласно пункту 1.5 Контракта срок выполнения работ определен Календарным планом выполнения работ по внесению изменений в схему территориального планирования Брянской области (далее - Календарный план), являющимся приложением N 2 к Контракту.
Пункт 2.1.1 Контракта предусматривает, что работы должны выполняться в срок, указанный в Календарном плане.
Пункт 1 Календарного плана предусматривает, что мероприятия по сбору исходных данных в целях выполнения работ по подготовке Проекта, выполнение работ по внесению изменений в схему территориального планирования Брянской области (далее -1 мероприятие) осуществляется в течение 120 календарных дней с даты заключения Контракта. Результатом работ по 1-мероприятию является подписанный Заказчиком акт приема - передачи выполненных работ. Датой начала проведения работ является дата подписания Контракта Заказчиком и Исполнителем (пункт 2.2 Контракта).
Дата исполнения 1 мероприятия по Контракту (120 календарных дней с даты заключения контракта) - 02.08.2023.
Работа по Контракту должна быть полностью проведена Исполнителем, и отчетная документация в установленном Контрактом порядке передана Заказчику в срок, указанный в Контракте (пункт 2.3 Контракта).
Пунктом 5.4.1 Контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан в установленные сроки выполнить обязательства, предусмотренные Контрактом, и представить документы, подтверждающие выполнение работ.
Согласно пункту 6.3 Контракта приемка работ по завершению 1 мероприятия, указанного в Календарном плане, осуществляется путем подписания Заказчиком и Исполнителем акта приема-передачи выполненных работ и передачи документов и материалов, подлежащих дальнейшему согласованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнитель, в соответствии с условиями контракта, обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по Контракту, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом.
8) 11.04.2023 исходящим письмом от 11.04.2023 N Исх-НПА-487-УАГ Заказчиком в адрес Исполнителя посредством электронной почты (с адреса 2 в адрес 1) были направлены дополнительно исходные данные, необходимые для исполнения контракта (Схемы территориального планирования Брянской области утвержденной постановлением администрации Брянской области от 14.06.2011 N 528, включая карты в векторном формате).
9) 24.05.2023 заказчиком посредством электронной почты (адрес 2) в адрес исполнителя (адрес 1) направлено письмо исх.- 622-УАГ, в котором заказчик доводит до сведения исполнителя, что приказом Минэкономразвития России от 28.02.2023 N 123 внесены изменения в Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 N10, с просьбой в рамках выполнения государственного контракта N 01272000002230013580001 от 04.04.2023 на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в схему территориального планирования Брянской области, просим осуществлять подготовку материала в соответствии с требованиями установленными Приказом N 123.
10) 02.06.2023 посредством электронной почты от исполнителя (адрес 1) в адрес заказчика (адрес 2) поступил запрос о согласовании форматов листов для печати.
11) 02.06.2023 В тот же день с адреса 2 Заказчика был направлен ответ в адрес 1 Исполнителя.
12) 06.06.2023 посредством электронной почты от исполнителя (адрес 1) в адрес заказчика (адрес 2) поступил запрос о предоставлении векторной карты, а также заполнения таблицы по существующим объектам транспортной инфраструктуры Брянской области, согласно списку обозначенному в письме.
13) 16.06.2023 N Исх-744-УАГ заказчиком был подготовлен и направлен запрос о ходе исполнения контракта, который был направлен с официальной почты заказчика br@arhitektura32.ru (далее - адрес 3) в адрес 1 Исполнителя 16.06.2023 и дополнительно направлен почтой 19.06.2023.
14) 06.07.2023 исх. N Исх-849-УАГ заказчиком был подготовлен повторный запрос о ходе исполнения Контракта и направлен с адреса 3 Заказчика в адрес1 Исполнителя и дополнительно направлен почтой 06.07.2023 (письмо исполнителем не получено).
15) 03.08.2023 N Исх-950-УАГ не получив ответов на запросы, за пределами срока исполнения 1 мероприятия Контракта с адреса 3 Заказчика в адрес 1 Исполнителя была направлена претензия, которая дополнительно была направлена почтой заказным письмом с уведомлением. Претензия получена исполнителем 09.08.2023.
16) 09.08.2023 исх. N 25 с адреса 1 Исполнителя в адрес 3 Заказчика поступило письмо с уведомлением о том, что до Исполнителя не доходят письма, направленные электронной почтой, исполнителем получено только одно письмо заказчика от 24.05.2023, с просьбой продублировать ранее направленные письма.
17) 11.08.2023 N Исх-986-УАГ заказчиком был направлен ответ в адрес 1 Исполнителя и почтовым отправлением, в котором Заказчик уведомил о дублировании направленных писем почтой. С учетом получения претензии 09.08.2023, что подтверждено уведомлением о вручении письма, 10-дневный срок рассмотрения претензии продлевается до 20.08.2023, по истечении этого времени Заказчик будет вынужден принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
18) 14.08.2023 с адреса 1 Исполнителя на адрес 3 Заказчика поступило письмо от
10.08.2023 N27, которым была направлена часть материалов во исполнение контракта.
19) 16.08.2023 N Исх-1022-УАГ ответ с замечаниями на выполненные работы был направлен заказчиком в адрес 1 исполнителя, с просьбой устранить замечания.
20) 17.08.2023 исх. б/н с адреса 1 Исполнителя на адрес 3 Заказчика поступило письмо с просьбой оказания содействия в предоставлении информации, необходимой для выполнения работ по разработке проекта внесения изменений в Схему территориального планирования Брянской области во исполнение Государственного контракта от 04.04.2023 N 01272000002230013580001 от Департамента образования и науки Брянской области.
21) 21.08.2023 N Исх-1039-УАГ заказчиком был подготовлен и направлен ответ в адрес 1 с адреса 3 и продублирован с адреса 2, в котором заказчик сообщает, что Управление направило в адрес Департамента образования и науки Брянской области письмо от 17.08.2023 N Исх-1027-УАГ подтверждение о том, что между Управлением, в лице начальника управления "____" и ООО "СОЮЗ ПЛЮС", в лице директора "____" заключен Контракт, в соответствии с которым (пункт 10 приложение N1 к Контракту) исполнитель самостоятельно определяет объем, источники и осуществляет сбор исходных данных, необходимых для выполнения работы, при этом, при необходимости, Управление оказывает Исполнителю содействие в сборе необходимых исходных данных.
22) 23.08.2023 не получив ни ответа на претензию, ни заверений о новом сроке исполнения Контракта заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было размещено заказчиком в ЕИС 23.08.2023 и получено исполнителем 23.08.2023 12:52.
23) 30.08.2023исх. N 43 на адрес 3 Заказчика поступило письмо от исполнителя с частью материалов, направленных во исполнение контракта.
24) 04.09.2023 N Исх-1109-УАГ заказчиком с адреса 3 в адрес 1 Исполнителя и почтовым отправлением направлен ответ, согласно которому заказчик сообщает, что письмом Управления от 16.08.2023 NИсх-1022-УАГ были направлены замечания на материалы, направленные в адрес Управления письмом от 10.08.2023 N27, однако, в ходе повторной проверки установлено, что замечания до настоящего времени не устранены. Также вновь предоставленная карта размещения объектов социальной инфраструктуры в области здравоохранения содержит аналогичные замечания, изложенные ранее.
25) 30.08.2023 в адрес 3 Заказчика от исполнителя поступило Дополнительное соглашение к Контракту о продлении сроков выполнения работ.
26) 31.08.2023 N Исх-1092-УАГ заказчиком подготовлен и направлен ответ об отказе в заключении дополнительного соглашения об увеличении сроков выполнения работ в 2 раза от указанного в контракте.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком Управлением архитектуры и градостроительства Брянской области 23.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 01272000002230013580001 от 04.04.2023 на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в схему территориального планирования Брянской области.
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено нарушение сроков выполнения работ, а именно подрядчик выполняет работу на столько медленно, что окончание ее к сроку выполнения работ становится явно невозможным.
Пунктом 5 государственного контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком Управлением архитектуры и градостроительства Брянской области 23.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 01272000002230013580001 от 04.04.2023 на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в схему территориального планирования Брянской области.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 23.08.2023, которое впоследствии 23.08.2023 автоматически с использованием единой информационной системы направлено исполнителю, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 23.08.2023 является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 23.08.2023 является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 05.09.2023 контракт считается расторгнутым.
Таким образом, заказчиком процедура расторжения контракта в одностороннем порядке соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "СОЮЗ ПЛЮС" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком Управлением архитектуры и градостроительства Брянской области в рамках заключенного контракта недобросовестного поведения исполнителя ООО "СОЮЗ ПЛЮС".
Данный вывод подтверждается следующим:
04.04.2023 между заказчиком Управлением архитектуры и градостроительства Брянской области и ООО "СОЮЗ ПЛЮС" заключен Государственный контракт N 01272000002230013580001 от 04.04.2023 на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в схему территориального планирования Брянской области.
Согласно пункту 1.5 Контракта срок выполнения работ определен Календарным планом выполнения работ по внесению изменений в схему территориального планирования Брянской области (далее - Календарный план), являющимся приложением N 2 к Контракту.
Пункт 2.1.1 Контракта предусматривает, что работы должны выполняться в срок, указанный в Календарном плане.
Согласно Календарному плану контракта предусмотрено два мероприятия, со сроками начала и окончания выполнения работ по каждому мероприятию, а также результатом работ по мероприятию (оформление документов по окончании выполнения работ).
Пункт 1 Календарного плана предусматривает, что мероприятия по сбору исходных данных в целях выполнения работ по подготовке Проекта, выполнение работ по внесению изменений в схему территориального планирования Брянской области (далее -1 мероприятие) осуществляется в течение 120 календарных дней с даты заключения Контракта. Результатом работ по 1-мероприятию является подписанный Заказчиком акт приема - передачи выполненных работ. Датой начала проведения работ является дата подписания Контракта Заказчиком и Исполнителем (пункт 2.2 Контракта).
Таким образом, дата исполнения 1 мероприятия по Контракту (120 календарных дней с даты заключения контракта) - 02.08.2023.
Работа по Контракту должна быть полностью проведена Исполнителем, и отчетная документация в установленном Контрактом порядке передана Заказчику в срок, указанный в Контракте (пункт 2.3 Контракта).
Пунктом 5.4.1 Контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан в установленные сроки выполнить обязательства, предусмотренные Контрактом, и представить документы, подтверждающие выполнение работ.
Согласно пункту 6.3 Контракта приемка работ по завершению 1 мероприятия, указанного в Календарном плане, осуществляется путем подписания Заказчиком и Исполнителем акта приема-передачи выполненных работ и передачи документов и материалов, подлежащих дальнейшему согласованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 94 закона о контрактной системе Исполнитель, в соответствии с условиями контракта, обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по Контракту, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что первоначально, исполнитель должен был по контракту осуществить сбор исходных данных в целях выполнения работ по подготовке проекта от заинтересованных ведомств.
Пунктом 10 Описания объекта закупки определено, что исполнитель самостоятельно определяет объем, источники и осуществляет сбор исходных данных, необходимых для выполнения работы, предусмотренных настоящим техническим заданием, при этом, при необходимости, Заказчик оказывает Исполнителю содействие в сборе необходимых исходных данных.
В качестве исходного документа для выполнения работы по подготовке Проекта использует материалы Схемы, которые предоставляет Заказчик, включая карты в векторном формате.
Установлено, что заказчиком 28.03.2023 и 11.04.2023 направлены в адрес исполнителя исходные материалы, необходимые ООО "СОЮЗ ПЛЮС" для выполнения работы по подготовке Проекта.
Представитель исполнителя ООО "СОЮЗ ПЛЮС" в рамках рассмотрения обращения подтвердил получение от заказчика исходных данных в полном объеме.
Таким образом, у исполнителя имелась возможность своевременно приступить к выполнению первого мероприятия по календарному плану выполнения работ.
Пунтом 10 Описания объекта закупки также предусмотрено, что исполнитель самостоятельно получает сведения о документах территориального планирования федерального, регионального и местного уровней, находящихся в открытом доступе на специализированных информационных ресурсах и посредством запросов в профильные организации.
ООО "СОЮЗ ПЛЮС" в составе письменных пояснений по факту неисполнения обязательств по контракту (вх. N 6072-ЭП/23 от 13.09.2023) представлены в адрес Брянского УФАС России ответы ведомств на запросы исполнителя ООО "СОЮЗ ПЛЮС" о предоставлении информации, в частности, о существующих стационарных пунктах наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнениям на территории г. Брянска (ответ ФГБУ "Центрально-Черноземного УГМС" исх. N 4/1076 от 17.08.2023 на запрос ООО "СОЮЗ ПЛЮС" исх. N 34 от 15.08.2023), об объектах образования на территории Брянской области (ответ Департамента образования и науки Брянской области исх. N 04-1890 от 17.08.2023 на запрос ООО "СОЮЗ ПЛЮС" исх. N 14 от 20.07.2023), о лесопарковых зеленых поясах для внесения их в СТП Брянской области (ответ Управления лесами Брянской области исх. N 2001-ДВ от 04.08.2023 на запрос ООО "СОЮЗ ПЛЮС" исх. N 17 от 25.07.2023),об объектах туристического показа Брянской области (ответ Департамента культуры Брянской области исх. N 01-23/134 от 28.07.2023 на запрос ООО "СОЮЗ ПЛЮС" исх. N 18 от 25.07.2023), о планируемых объектах учреждений культуры и культурных центров для внесения их в схему территориального планирования Брянской области (ответ Департамента культуры Брянской области исх. N 01-21/1066 от 04.08.2023 на запрос ООО "СОЮЗ ПЛЮС" исх. N 16 от 25.07.2023).
Таким образом, несмотря на срок начала выполнения работ, определенного в контракте - 04.04.2023, исполнитель ООО "СОЮЗ ПЛЮС" начал сбор исходных данных в целях выполнения работ по подготовке проекта от заинтересованных ведомств лишь в конце июля 2023, что затруднило бы выполнение работ по первому мероприятию календарного плана в полном объеме в установленный срок (до 02.08.2023).
Согласно пояснениям представителя ООО "СОЮЗ ПЛЮС", в рамках рассмотрения обращения, в период апрель-май 2023 исполнителем осуществлялся сбор данных, находящихся в открытом доступе на специализированных информационных ресурсах.
Однако, доказательств осуществления деятельности по исполнению контракта в период с 11.04.2023 по 25.07.2023 года (с момента направления в полном объеме заказчиком в адрес исполнителя исходных материалов до направления запросов в заинтересованные ведомства) в материалы дела не предоставлено.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что 14.08.2023, то есть за пределами сроков, предусмотренным первым мероприятием календарного плана, исполнителем в адрес заказчика направлено письмо от 10.08.2023 N27, которым была направлена часть материалов во исполнение контракта с целью проверки заказчиком направленных материалов.
16.08.2023 N Исх-1022-УАГ ответ с замечаниями на выполненные работы был направлен заказчиком в адрес исполнителя, с просьбой устранить замечания. В данном письме, заказчик указывает также на непредоставление материалов во исполнение первого мероприятия в полном объеме.
23.08.2023 не получив ни ответа на претензию, ни заверений о новом сроке исполнения Контракта заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.08.2023исх. N 43 на адрес 3 Заказчика поступило письмо от исполнителя с частью материалов, направленных во исполнение контракта.
Однако, 04.09.2023 N Исх-1109-УАГ заказчиком в адрес Исполнителя направлен ответ, согласно которому заказчик сообщает, что письмом Управления от 16.08.2023 NИсх-1022-УАГ были направлены замечания на материалы, направленные в адрес Управления письмом от 10.08.2023 N27, однако, в ходе повторной проверки установлено, что замечания до настоящего времени не устранены. Также вновь предоставленная карта размещения объектов социальной инфраструктуры в области здравоохранения содержит аналогичные замечания, изложенные ранее.
Таким образом в случае, если исполнитель не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечении указанного срока считается расторгнутым.
Инспекцией Брянского УФАС России не установлено, что общество устранило нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении Контракта, а именно не исполнило обязательства, предусмотренные первым мероприятием календарного плана.
Согласно пояснениям представителя ООО "СОЮЗ ПЛЮС" в рамках рассмотрения обращения, исполнителем направлены на проверку заказчику около 60% материалов, предусмотренных первым мероприятием календарного плана, что так же подтверждает непредоставление материалов во исполнение первого мероприятия в полном объеме в установленный срок.
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено нарушение сроков выполнения работ, а именно подрядчик выполняет работу на столько медленно, что окончание ее к сроку выполнения работ становится явно невозможным.
Факт того, что окончание выполнения работ к сроку выполнения работ было бы явно невозможным, подтверждается и дополнительным соглашением от 29.08.2023, направленным исполнителем в адрес заказчика о продлении сроков выполнения работ на 480 календарных дней (увеличение сроков выполнения работ в 2 раза от указанного в контракте).
То есть, исполнителем также подтверждается невозможность исполнить обязательства по контракту в установленный срок (общий срок по двум мероприятиям календарного плана 240 календарных).
Согласно письменным пояснениям ООО "СОЮЗ ПЛЮС", а также пояснениям представителя ООО "СОЮЗ ПЛЮС" в рамках рассмотрения обращения, в ходе исполнения контракта у исполнителя возникли объективные сложности, повлиявшие на сроки исполнения обязательств по контракту, так:
во-первых, имелись сложности по вопросам взаимодействия с заказчиком, поскольку электронные письма заказчика по адресу исполнителя, указанному в контракте, не доходили. В связи с чем, исполнитель неоднократно сообщал заказчику о данной ситуации.
Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что исполнитель однократно, за пределами срока исполнения первого мероприятия календарного плана, 09.08.2023 исх. N 25 уведомил заказчика о том, что до исполнителя не доходят письма, направленные электронной почтой, исполнителем получено только одно письмо заказчика от 24.05.2023, с просьбой продублировать ранее направленные письма.
Кроме того, установлено, что заказчиком направленные в адрес исполнителя письма дублировались почтой России. Так, установлено, в частности, что запрос о ходе исполнения Контракта от 16.06.2023 N Исх-744-УАГ, а также претензия от 03.08.2023 N Исх-950-УАГ получены исполнителем, что подтверждается отчетами об отправлении, предоставленными заказчиком в рамках рассмотрения обращения.
Таким образом, неполучение писем заказчика исполнителем по электронной почте не могли повлиять на ход и сроки выполнения работ ООО "СОЮЗ ПЛЮС" по контракту.
Во-вторых, из более чем 25 тысяч запрошенных из Росреестра кадастровых планов территорий до момента сдачи результатов работ было получено лишь 20 тысяч документов, что в свою очередь могло повлиять на полноту и качество выполненных работ.
В-третьих, возникли объективные сложности в получении информации от заинтересованных ведомств. В отдельных случаях возникла необходимость в отдельных обращениях к Заказчику с просьбой оказать содействие в получении необходимой информации.
Однако, данные доводы ООО "СОЮЗ ПЛЮС" не могут быть приняты Инспекцией Брянского УФАС России как обстоятельства, повлиявшие на сроки исполнения обязательств по контракту, поскольку как установлено ранее, несмотря на срок начала выполнения работ, определенного в контракте - 04.04.2023, исполнитель ООО "СОЮЗ ПЛЮС" начал сбор исходных данных в целях выполнения работ по подготовке проекта от заинтересованных ведомств лишь в конце июля 2023, что явно затруднило бы выполнение работ по первому мероприятию календарного плана в полном объеме в установленный срок (до 02.08.2023).
Кроме того, установлено, что заказчик оказывал оперативное содействие в получении необходимой информации исполнителем ООО "СОЮЗ ПЛЮС".
Так, установлено, что исполнителем ООО "СОЮЗ ПЛЮС" исх. N 14 от 20.07.2023 в адрес Департамента образования и науки Брянской области направлен запрос.
17.08.2023 исх. б/н исполнителем в адрес заказчика направлено письмо с просьбой оказания содействия в предоставлении информации, необходимой для выполнения работ по разработке проекта внесения изменений в Схему территориального планирования Брянской области во исполнение Государственного контракта от 04.04.2023 N 01272000002230013580001 от Департамента образования и науки Брянской области.
17.08.2023 N Исх-1027-УАГ заказчиком в адрес исполнителя направило в адрес Департамента образования и науки Брянской области письмо от 17.08.2023 N Исх-1027-УАГ подтверждение о том, что между Управлением, в лице начальника управления "____" и ООО "СОЮЗ ПЛЮС", в лице директора "____" заключен Контракт, в соответствии с которым (пункт 10 приложение N1 к Контракту) исполнитель самостоятельно определяет объем, источники и осуществляет сбор исходных данных, необходимых для выполнения работы, при этом, при необходимости, Управление оказывает Исполнителю содействие в сборе необходимых исходных данных.
И, в тот же день, 17.08.2023 исх. N 04-1890 в адрес исполнителя ООО "СОЮЗ ПЛЮС" потупил ответ от Департамента образования и науки Брянской области (исх. N 04-1890 от 17.08.2023).
Инспекция Брянского УФАС России, обращая внимание на фактические обстоятельства, отмечает, что в рамках рассмотрения обращения не было установлено, что контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что Общество не исполнило обязательства по Контракту по причинам, зависящим от Заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по Контракту влекут негативные последствия для учреждения.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что общество добровольно принимало участие в закупке, выразило согласие исполнение обязательств для нужд заказчика, на условиях, предусмотренных извещением о закупке. Участник закупки, подав заявку на участие в закупке, в полной мере осознавал в каком именно объеме и при каких именно условиях ему будет необходимо выполнять работы, являющиеся предметом контракта. Являясь добросовестным участником закупки, участник обязан соотнести свои возможности по надлежащему исполнению контракта.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре государственной и муниципальной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения контракта.
Установлено, что обществом не предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит целью ограждения государственных (муниципальных) заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения заданных результатов, является ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Однако, оснований для отмены заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имелось.
На основании вышеизложенного, инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "СОЮЗ ПЛЮС" нарушены существенные условия заключенного контракта, а также, в частности, учитывая, что обществом не совершено никаких действий: 1) по устранению допущенных нарушений в срок, установленный ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, 2) по признанию решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, следовательно, в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, сведения в отношении ООО "СОЮЗ ПЛЮС" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ООО "СОЮЗ ПЛЮС" ("____"), об участнике корпоративного юридического лица, способного оказывать влияние на деятельность этого юридического лица: "____" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении ООО "СОЮЗ ПЛЮС" ("____"), об участнике корпоративного юридического лица, способного оказывать влияние на деятельность этого юридического лица: "____" в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "____"
Члены инспекции "____"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 14 сентября 2023 г. N РНП-32-793
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2023