Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга - *, *,
- заявителя в лице ООО Компания путешествий "Александрия" - *,
- в отсутствие представителя уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, уведомленного надлежащим способом о месте и времени заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО Компания путешествий "Александрия" (вх. N 19622-ЭП/23 от 11.09.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга при осуществлении процедуры путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в санаторно-курортных организациях в 2023 году в учебное время (извещение N 0162300005323001704), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба жалобы ООО Компания путешествий "Александрия" (вх. N 19622-ЭП/23 от 11.09.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга при осуществлении процедуры путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в санаторно-курортных организациях в 2023 году в учебное время (извещение N 0162300005323001704), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение запроса котировок в электронной форме составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
04.09.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0162300005323001704 на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в санаторно-курортных организациях в 2023 году в учебное время.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 650 800,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной система).
Пунктом 1 структурированной формой извещения установлены требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно:
копия лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по: педиатрии, пульмонологии, детской кардиологии, неврологии, нефрологии, урологии, офтальмологии, оториноларингологии, или типовая выписка из реестра лицензий (в соответствии с ППРФ 2343 от 29.12.2020 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий"): на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по: педиатрии, пульмонологии, детской кардиологии, неврологии, нефрологии, урологии, офтальмологии, оториноларингологии, 2) сведения о включении в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (пункт 2.1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации") или копии таких документов.
Структурированной формой извещения установлено, что наименованием объекта закупки является: "Оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в санаторно-курортных организациях в 2023 году в учебное время".
Исходя из содержания жалобы, заказчик, устанавливая требования к участникам закупки о представлении ими копии лицензии, не учел, что предметом закупки является деятельность по оказанию комплекса услуг по организации отдыха и оздоровления детей, а не непосредственно медицинская, образовательная и перевозочная деятельность. И, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено лицензирование деятельности, являющейся предметом закупки, заказчиком неправомерно установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении к участникам закупки.
Возражая относительно указанного довода, представители заказчика на заседании Комиссии пояснил, что предметом обжалуемой закупочной процедуры является оказание услуг, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, ввиду чего заказчиком правомерно установлено требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, так как осуществление медицинской деятельности на основании лицензии является требованием законодательства.
Комиссия отмечает, что проект муниципального контракта не содержит запрета исполнителем на возможность привлечения для исполнения контракта субподрядчиков.
Таким образом, по закупке N 0162300005323001704 исполнитель совершает действия (осуществляет деятельность) по оказанию услуг по организации отдыха детей и оздоровления в санаторно-курортных организациях.
Деятельность по предоставлению услуг по организации отдыха и оздоровления может быть рассмотрена как самостоятельный вид услуги, заключающийся в оказании посреднических услуг между исполнителями каждого вида поименованных в извещении об аукционе услуг и их потребителями, в том числе при предоставлении их и использовании потребителем в комплексе, который не требует обязательного наличия лицензии для его осуществления, что подтверждается п. 4.2. Проекта контракта, а также из технического задания заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление заказчиком требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности у участника закупки является нарушением п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку предметом закупочной процедуры является не исключительно организация оздоровления детей, а организация отдыха и оздоровления детей.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пп. "б" п. 2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, являющихся приложением N 3 к извещению, заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе, следующую информацию и документы об участнике закупки:
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
1) - копия лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по: педиатрии, пульмонологии, детской кардиологии, неврологии, нефрологии, урологии, офтальмологии, оториноларингологии,
или
типовая выписка из реестра лицензий (в соответствии с ППРФ 2343 от 29.12.2020 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий"):
на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по: педиатрии, пульмонологии, детской кардиологии, неврологии, нефрологии, урологии, офтальмологии, оториноларингологии,
На основании п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, следующий электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 (далее - постановление Правительства РФ N 2343) утверждены Правила формирования и ведения реестра лицензий (далее - Правила) и Типовая форма выписки из реестра лицензий.
Согласно п. 22 постановления Правительства РФ N 2343 по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Согласно п. 25 постановления Правительства РФ N 2343 ведение реестра лицензий осуществляется способом, обеспечивающим автоматическое формирование выписок из реестра лицензий.
Выписка из реестра лицензий, предоставляемая в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа либо в случае ведения реестра лицензий в федеральной государственной информационной системе электронной подписью указанной системы.
Таким образом, формой подтверждения наличия специальной правоспособности участников закупки по предмету закупки является выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Таким образом, требование о предоставлении в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности установлено заказчиком в нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 3 ч. 2 ст. 42, пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО Компания путешествий "Александрия" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга выявлено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 3 ч. 2 ст. 42, пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга, уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии, оператору электронной площадки выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего извещение в единой информационной системе по закупке N 0162300005323001704, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
*
|
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/42-3246/2023 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
13.09.2023 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*,
*,
*,
на основании своего решения N 066/06/42-3246/2023 от 13.09.2023 г., руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга, уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии в срок до 13 октября 2023 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/42-3246/2023 от 13.09.2023 г., (извещение N 0162300005323001704) путем отзыва карточки контракта (в случае ее направления), отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок на участие в закупке и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга в срок до 16 октября 2023 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 сентября 2023 г. N 066/06/42-3246/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2023